Кому нужен крестовый поход детей

Парижские теракты и то, что в них участвовали совсем молодые люди 18-19 лет (по некоторым данным, одному из террористов не было даже 18), снова заставило западную прессу заговорить о том, что ИГ и ее пропаганда очень привлекательна "для детей".
Фото: manager.bg

Собственно, жуткие ролики ИГ уже неоднократно анализировались специалистами с точки зрения рекламы. Их эффективность именно в этом жанре не ставилась под сомнение. То, что они напоминают видеоигры и трейлеры боевиков, то, что они очень четко позиционированы, то есть маркетологи хорошо представляют себе целевую аудиторию - молодых людей из богатых стран, которым очень не хватает "реальных дел". Все это уже было так или иначе описано. Интересно, что из материала в материал переходит озабоченность по поводу "подростков". То есть ни авторам материалов, ни читателям не режет глаз, что 18-19-летние террористы выступают в качестве "детей". Авторов это тревожит или возмущает, но почему-то им не приходит в голову, что планка взросления явно завышена. Причем завышена искусственно. И это весьма существенная деталь.

Медленное взросление - явление вовсе не биологическое. И даже не психологическое в чистом виде. Это явление социальное: взрослые решают, в каком возрасте дети перестают быть детьми. И чем суровее условия жизни, тем ниже планка взросления. В сталинском СССР 14-летних приговаривали к расстрелу (приговаривали и более юных, приписывая годы, когда у палачей "горел план"). Во время Великой Отечественной мобилизовали с 16 лет. И это еще не предел. В джунглях Африки, говорят, за автомат берутся с десяти. В Средней Азии встречались с двенадцатилетними моджахедами.

Европа всего несколько веков назад была ничем не лучше: в Британии эпохи завоевания морей на кораблях запросто можно было встретить 9-летних юнг. Те из них, кто выживал, к 20-25 становились морскими волками, капитанами, славой британского флота.

Что теперь благополучные страны могут предложить не 10-12-ти, а хотя бы 18-летним? Школьную скуку, повышенные меры контроля со стороны родителей и постоянное подозрение со стороны полиции? Спорадические "отрывы" на рок-концертах и футбольных матчах? Виртуальную реальность компьютерных игр и имитацию бурной жизни в соцсетях? И покупку новейшего, крутейшего айфона в качестве вершины успеха?

Современная развитая цивилизация делает окно возможностей для тех, кому нужны свершения, весьма и весьма узким. Не каждый поступит в университет, чтобы направить свою энергию на интеллектуальные достижения. Не каждый обладает достаточной фантазией и знаниями, чтобы найти на рынке ту нишу, которую еще никто не занял

Любая реклама - даже не такая красочная, как у ИГ, с простыми "подростковыми рецептами": побегать-пострелять, поездить-познакомиться, подмолотить бабла-потрахаться - подействует на "мальчиков" и "девочек" 17 лет и старше не потому, что она "хорошо сделана". А потому, что она предлагает им именно то, чего они хотят, - расстаться с короткими штанишками. Им уже не по мерке детство, в которое их искусственно закрывают взрослые. Здесь они смогут наконец выйти из-под опеки. Стать самостоятельными. Распоряжаться собственной жизнью - и чужими заодно тоже. Удовлетворить свой внутренний - все еще подростковый - анархизм. Выйти из Системы, которая загнала их, половозрелых, физически развитых, готовых к "настоящему делу" в гетто искусственной инфантильности.

Просто потому, что во взрослой жизни для них нет места - все занято "стариками" и на них рассчитано. Наверное, ущемление и неудовлетворенная пассионарность молодых - это и есть плата за благополучную, спокойную, размеренную и долгую жизнь. Легко воспламеняющиеся юные души в таких обществах должны находиться в состоянии кислородного голодания. О чем заботится школа, да и родители - под угрозой немалых штрафов за проступки великовозрастных чад. Для адреналиновой разгрузки существуют футбольные матчи с последующим разгромом витрин на ближайших улицах. В Европе к этому разгрому относятся с пониманием: страховые компании все компенсируют, стекла на следующий же день вставят новые. Это та маленькая плата за "детские шалости", которую обыватели готовы платить, лишь бы во всем остальном "детей" держали в руках.

Современная развитая цивилизация делает окно возможностей для тех, кому нужны свершения (т. е. в первую очередь для молодых людей), весьма и весьма узким. Не каждый поступит в университет, чтобы направить свою энергию на интеллектуальные достижения. Не каждый обладает достаточной фантазией и знаниями, чтобы найти на рынке ту нишу, которую еще никто не занял. Рынок вообще давно поделен, правила игры определены, да и в круг игроков протиснуться совсем не просто "парню с улицы". Земля исследована. Морями правят супердержавы. В космос летают роботы. Эфир заполнен штампованной продукцией "фабрик звезд". Армия, преимущественно, не воюет. НГО перерождаются в сугубо лоббистские проекты. Остается виртуальная реальность игр и соцсетей. И как доступная альтернатива "в реале" - радикальные группировки, торгующие смыслом жизни.

Религиозные деятели тут как тут со своими рассуждениями на тему "кризиса цивилизации", "истинных ценностей" и "духовного голода". И это отчасти правда. Но лишь отчасти. Дело в том, что "нормальная религиозность" - крайне неэффективное лечение в этом контексте. Потому что религиозные доктрины для этой категории потенциальных адептов - вовсе не цель и не причина, а максимум повод. Религия для тех, кто ищет приключений, - это плодородная почва и набор понятных, давно отработанных и заведомо успешных мобилизирующих слоганов. А причина состоит в том, что им просто хочется действовать. Радикальные религиозные группировки на этот граничащий с голоданием спрос отвечают хорошо упакованным предложением.

Поэтому лидерам традиционных религий не стоит уговаривать мир, что, мол, дайте нам возможность - и мы покончим с фундаменталистами.

Фундаментализм возникает не потому, что кто-то неверно истолковывает канон, а потому, что накапливается критическая масса человеческой энергии, которую надо куда-то сбросить - в крестовый поход, на завоевание Америки, на каперские войны за Атлантику, на колонизацию Луны. Если в данный момент никто не может предложить грандиозного проекта, канализирующего этот избыток энергии, - быть взрыву.

Основным источником проблем являются тут, конечно, не записные "адреналиновые фрики" - которые есть, но не критически много. Здесь критическая масса - люди от 16 до 19. Главным образом, в благополучных странах, где это все еще "дети", то есть физиологически взрослые, но вынужденные выполнять ритуалы и втискиваться в социальные модели, которые им уже не по мерке. В обществах, где пенсионный возраст - 65 лет, а продолжительность жизни и того выше, иначе быть не может. Потому что решения принимают солидные взрослые, которые, во-первых, не хотят лишней конкуренции за рабочие места, а во-вторых, что угодно отдадут за "стабильность", в то время как молодежь - известный фактор дестабилизации. Поэтому из детства тут "выпускают" только после двадцати, когда более-менее "перебесятся".

Вот в этом "перебесятся" - все дело. Энергия, пассионарность, готовность к самопожертвованию, которые брали города, покоряли моря и горы, колонизировали планету и даже в отчаянном рывке оторвали человечество от ее поверхности, в благополучном обществе не только не востребована - нежелательна. Потому что "дестабилизирует". К подростковому возрасту и подростковым коллективам относятся как к некоему гетто, чья основная задача - передержать гиперактивных особей. Там, внутри этих гетто, на многое можно закрыть глаза: на странные вкусы, вызывающее поведение, неуемную сексуальность, легкие наркотики, погружение в виртуальную реальность. Подростки и "молодые взрослые" - это как бы отдельный мир, аналог Дикого Запада, из которого не все выйдут живыми и целыми, но тот, кто выйдет, станет частью "нормальной" социальной структуры.

Нынешняя европейская культура не нуждается в пассинарности молодых, как нуждалась в ней еще сто лет назад, в период мировых войн. Поэтому такими сумасшедшими темпами развивается индустрия развлечений и гаджетов - все, что дает возможность сублимировать избыточную энергию юных, будет востребовано в стареющем обществе и будет сказочно вознаграждено.

Но вполне вероятно, что "крестовые походы детей" - это тоже своеобразная дань, которую Запад платит за свои попытки обеспечить себе спокойную старость.