Купатися чи не купатися. Как Крещение стало конкурсом мокрых маечек
Выпуски новостей отечественных телеканалов и соцсети на Крещение будут пестреть изображениями политиков, чиновников, общественных деятелей и самых обычных людей, решивших на Крещение совершить омовение в проруби. Вот мэр города в шикарных плавках по колено заходит в воду под бдительным присмотром целой стаи охранников, а вот известное медийное лицо залихватски бежит в реку, сверкая голыми ягодицами. "А ты купался сегодня в проруби?" - пожалуй, самый популярный вопрос 19 января за последние годы.
Один из самых важных религиозных праздников в году превратился в смотр молодецкой удали. Мол, залез в морозы в холодную воду - молодец, мужик, а не залез - значит, как говорят в Галичине, "пимпка від ровера". Моржи, окунающиеся в холодную воду (независимо от Крещения, кстати) - явление не новое. А вот показательные купания власть имущих и "лидеров общественного мнения" - изобретение относительно свежее. Все потому, что развитие медиа и соцсетей открыло новые пути для бессмысленного и беспощадного пиара.
Ритуальное омовение на Крещение совершают после освящения воды. В старину во льду прорубали отверстие в виде креста. Изо льда же вырезали крест, который обливали свекольным квасом. В полынью окунались трижды, дабы смыть с себя грехи, накопившиеся за год. Причем верующие для этого облачались в специальную рубаху.
В народной традиции купания стали эдаким способом показать силу тела и духа - казаки, окунаясь в прорубь на Крещение, поддерживали авторитет в глазах товарищей. Правда, опрошенные историки не смогли вспомнить, чтобы в полынью ныряли гетманы. Всяческие князья, графы и императоры тоже не спешили демонстрировать публике нижнее белье. Разве что Николай ІІ "ходил на Иордан" - на Неве проводили торжественное освящение воды с участием императора. Правда, в воду никто не нырял - ее просто пили, хотя уже в те времена чистой Неву назвать было сложной.
Привычка публично опускать бренное тело в холодные январские воды появилась у украинского истеблишмента во времена президентства Виктора Ющенко. Он не просто первым залез в прорубь, но и заставил купаться окружение. Глядя на ужас в глазах верноподданных президента невольно вспоминался анекдот о том, как ежики плакали, кололись, но продолжали есть кактусы. Но в воду лезли.
Действо широко показывали по телевизору, СМИ рассказывали о том, как оборудованы VIP-проруби в разных городах страны, а обычные украинцы благодаря фото и видео узнавали, что у Виктора Балоги, оказывается, мохнатая спина, а у Михаила Добкина на плече татуировка в виде змеи.
Злые языки шепчут, что именно из-за боязни продемонстрировать "золотые купола" во всю спину в массовых купаниях на Крещение не был замечен беглый президент Виктор Янукович. На освящение воды приезжал, но пальтишко не снимал.
Усилиями Ющенко и его окружения купание в Крещение приобрело политический размах. В воду полезли чиновники всех мастей, депутаты и прочие публичные товарищи, напрочь забыв о том, что красоваться на публике в трусах может быть опасно для имиджа. Не все же имеют такую спортивную форму, как братья Кличко.
Сколько уж лет прошло, а воспоминания о дряблых мышцах и белых трусах бывшего мэра Киева Леонида Черновецкого до сих пор повергают в шок эстетов.
Но чего ж не сделаешь ради любви народной! И с бабушками подружишься, и в прорубь, сцепив зубы, полезешь. Ведь ничем иным, кроме как заигрыванием с электоратом, эту демонстрацию плавок и животов под прицелами видео- и фотокамер не назовешь. Такой себе конкурс "мокрых маечек" - кто будет выглядеть самым крутым мужиком на этой проруби. Женщины, конечно, тоже окунаются в крещенские воды. Но их среди наших власть предержащих непозволительно мало, да и критическое отношение к собственной внешности зачастую сдерживает от порыва раздеться на публике. А то ведь и оконфузиться можно - жива еще в памяти народной история, как Анна Герман вынырнула из проруби со внезапно оголившейся грудью.
Залихватское окунание в холодную воду превратилось поистине в народную забаву - в соцсетях наперебой хвастают фотографиями рядом с прорубью или в холодной воде. Таинство Крещения плавно отступило на второй план, став поводом для веселья. Смех, булькание "согревающего", веселые маты в очереди к проруби - уже привычная картина праздника. Возвращение к религиозности галопирующими темпами сыграло с украинцами злую шутку: верующим ты можешь и не быть, но в прорубь нырять и яйца красить обязан. Так что ничего удивительного в превращении таинства Крещения в состязание мышц и купальников нет. "Надо быть ближе к народу!" - вздыхают чиновники и бредут искать самые красивые праздничные плавки.