• USD 41.3
  • EUR 43.5
  • GBP 52.2
Спецпроекты

Кошелек или жизнь. Как Госкино променяло хорошие фильмы на Дзидзьо и "Скажене весілля"

Очередной скандал (уже который за последний год) взорвался вокруг Государственного агентства Украины по вопросам кино: фильмы, получившие высокие баллы на питчинге, остались без финансирования

Михаил Хома (Дзидзьо) и Ада Роговцева в фильме "Где деньги?" / Скриншот DZIDZIO
Михаил Хома (Дзидзьо) и Ада Роговцева в фильме "Где деньги?" / Скриншот DZIDZIO
Реклама на dsnews.ua

На этот раз речь шла о деньгах. Точнее, о распределении тех жалких крох, которые правительство выделило на финансирование кинематографа, забрав львиную долю под предлогом борьбы с пандемией коронавируса.

Что не так с результатами 14-го питчинга Госкино

Итак, в конце сентября Госкино провело второй тур 14-го питчинга (конкурсного отбора кинопроектов, претендующих на государственную финансовую поддержку). Организационная сложность заключалась в том, что отдельные конкурсы для документальных, анимационных, игровых фильмов и сериалов объединили в один – из-за того же недостатка средств. Поэтому этот питчинг оказался самым продолжительным за все время проведения — презентации длились две недели.

Отбор проходил в три тура. Сначала презентации оценивали 13 экспертных комиссий — по числу категорий: "Неигровые национальные фильмы" — документалистика, "Игровые полнометражные фильмы художественной и культурной значимости (авторские), национальные" – то есть артхаус, "Игровые полнометражные национальные (для широкой зрительской аудитории)" – жанровое кино, и так далее. На основе оценок экспертов формировались рейтинги в каждой категории. Проекты, набиравшие 35 и более баллов, оказывались во втором туре, где продюсеры и кинематографисты снова должны были защищать свои идеи, а эксперты — вновь голосовать. И, наконец, список победителей (65 фильмов разных жанров и метража и семь сериалов) утвердил Совет по государственной поддержке кинематографии. Шум, собственно, и поднялся после обнародования его решений.

Потому что окончательный вердикт радикально не совпал с оценками экспертов: часть проектов, победивших по баллам в своих категориях, осталась без финансирования, зато государственными деньгами осчастливили тех, кто был даже не в первой десятке.

В частности, в категории "Игровые полнометражные национальные" без денег остались "Наші котики 2, або Таємниця жіночого монастиря" (первое место, режиссер — Владимир Тихий), "Олена Теліга. Неймовірна" (третье место, Роман Бровко), "2014. Вторгнення" (четвертое место, Дмитрий Малков). Зато получат финансовое вливание "Батько" (21-е место, Олег Масленников), "Сусідка" (16-е место, Наталья Пасецкая), "Ольга" (15-е место, Клей Штауб), "Скажене весілля 3" (14-е место, Любомир Левицкий).

В "Игровых полнометражных фильмах совместного производства, мажоритарная копродукция" второе, третье и четвертое места заняли соответственно "13 січня" (Антон Гойда), "Життя Антона" (Юлий Мироненко) и "Рахувати до десяти" (Александра Бровченко), однако в счастливчиках, получивших финансирование, — "Киснева станція" (12-е место, Иван Тимченко), "Її би звали Марта" (седьмое место, Дарья Трегубова), "Близнюки" (пятое место, Ева Нейман).

Реклама на dsnews.ua

"Неигровые фильмы национальные". Без денег остались: первое место — "Донбаський синдром" (Оксана Малашенкова), шестое место — "Поверни моє імʼя" (Дмитрий Глухенький, Кирилл Нечмоня), седьмое место — "Наша Антарктида: історія українців на Південному полюсі" (Марина Ткачук, Елена Мошинская), девятое место — "Революція на граніті: робота над помилками" (Тарас Ткаченко). Зато финансирование выделили фильму, занявшему 20-е место, — "Це моє море" (Надежда Парфан), 19-е место — "Зовсім не страшне кіно" (Елизавета Стрий), 15-е место — "Побачити небо" (Олег Черный), 14-е место — "Бартка" (Владимир Бакум).

Режиссер Лариса Артюгина, сценарист Ирена Роздобудько, продюсеры Юлия Синькевич, Андрей Суярко и Игорь Савиченко заявили, что выходят из состава экспертных комиссий. Бывший председатель Госкино Филипп Ильенко уверен, что на Совет и экспертов оказывается давление со стороны Министерства культуры и информационной политики. Украинская гильдия режиссеров и украинская киноакадемия призвали пересмотреть результаты питчинга.

Как оправдывается Госкино

Через три дня после объявления результатов члены Совета выступили с разъясняющим комментарием. Основные тезисы таковы:

  • Общая сумма государственной поддержки проектов, которые согласно решению экспертных комиссий получили проходные 35 баллов, составила 2,5 млрд. гривен, что впятеро превышает весь бюджет на финансирование киноотрасли в 2020 г.;
  • Исходя из этого, Рада учла пожелания членов экспертных комиссий, однако была вынуждена принять решение (как это и предусмотрено порядком и критериями творческого отбора), не полностью совпадающее с их оценками;
  • В окончательном перечне нет ни одного проекта, которым эксперты поставили среднюю оценку менее 35 баллов.

Оценка, по словам Совета, шла по следующим критериям:

  • оригинальность и качество сценария;
  • опыт заявителя как продюсера или производителя фильма соответствующего жанра — экономические результаты (в частности, кассовые сборы фильмов), результаты участия в отечественных или международных кинофестивалях, экономическая эффективность распространения фильмов в Украине и за рубежом, рейтинги телевизионного просмотра под время трансляции фильма, эффективность продаж или просмотров в Интернете;
  • аналогично фестивальные и экономические успехи режиссера;
  • прогнозируемое соотношение стоимости производства фильма и качества производимого фильма, сроки его производства.

Список победителей, о которых говорят эксперты Совета, выглядит солидно.

Мирослав Слабошпицкий, автор легендарного "Племені", получит финансирование нового проекта "Антропоцен", которого фестивальный мир ждет уже более 5 лет.

Талантливый режиссер Марина Степанская получит финансирование на сериал "Кава з кардамоном", а Тарасу Ткаченко выделили деньги на документальный цикл "Чорнобиль".

Также получат финансирование долгожданный дебют "Ти — космос" номинанта Европейской киноакадемии Павла Острикова; второй фильм лауреатки Венецианского фестиваля Натальи Ворожбит "Демони"; второй фильм лауреата фестиваля в Карловых Варах и обладателя "Золотої дзиги-2020" Антонио Лукича "Люксембург, Люксембург"; вторая игровая картина от выдвиженца от Украины на "Оскар" Романа Бондарчука "Редакція".

Получили поддержку известные авторы массового кино: Ахтем Сеитаблаев — для драмы "Мирний 21", Михаил Хома (Дзидзьо) — комедии "Де гроші?", Любомир Левицкий — "Скаженого весілля 3".

В секции копродукционных фильмов Совет поддержал заявки классика польского кино Филипа Байона; одного из самых титулованных режиссеров Болгарии, украинца по происхождению Васила Баркова; автора предыдущей украинской копродукции "Ізі" Андреа Маньяни; перспективного молодого автора Юрия Речинского.

Получили возможность работать над своими проектами такие признанные мастера документалистики, как Сергей Буковский, Андрей Загданский, Надежда Парфан, Алексей Радинский. Среди аниматоров поддержаны лауреат Берлинского кинофестиваля Степан Коваль, один из лучших современных украинских анимационных режиссеров Анатолий Лавренишин.

Зачем Госкино меняет качественные фильмы на Дзидзьо

Вроде все выглядит хорошо: по большей части названные режиссеры достойны всяческой поддержки и с высокой вероятностью снимут успешное, качественное кино. Также согласно статьи 9 Закона Украины "О государственной поддержке кинематографии в Украине" и пункту 18 Порядка критериев проведения творческого конкурса, оценки экспертных комиссий действительно имеют сугубо рекомендательный характер. Впрочем, дьявол, как всегда, в деталях.

Во-первых, есть стойкое ощущение дежа вю. Нечто похожее уже было и не так давно. Уже был скандальнейший 11 питчинг в прошлом году, когда по команде из Минкульта Совет тоже кардинально пересмотрел результаты и из 101 проекта (некоторые из режиссеров уже успели начать снимать) оставили только 46, очень больно ударив по развитию отрасли.

Во-вторых, отсылки к предыдущим результатам – это возрождение вдребезги раскритикованной профессионалами идеи коэффициентов рейтинговой успешности продюсеров и режиссеров, продвигавшейся предыдущим руководством Минкультуры.

В-третьих – на это делают упор критики результатов отбора — Совет обратился к новым критериям уже после второго тура.

В-четвертых – если уж столь важно было поддержать максимальное число перспективных авторов, то проекты вроде "Бешеной свадьбы" или "Где деньги?" от Дзидзьо с их звездным актерским составом и успешной деловой репутацией производящих компаний вполне могли бы обойтись без государственных вливаний – продюсеры легко нашли бы частные инвестиции.

Список подобных вопросов можно продолжать и продолжать. Причины же кризиса на поверхности. Начать хотя бы с того, что нынешнее руководство Госкино было продавлено на пост после сомнительных манипуляций в Национальном агентстве по вопросам государственной службы. Победившая в том конкурсе бывший агрочиновник и налоговый инспектор Марина Кудерчук за неполный год успела войти в жесткий конфликт практически со всем киносообществом, и, как показали ее действия и заявления, кинематограф как вид искусства и как индустрия ей глубоко неинтересен; главное – просто передавать мнение вышестоящих инстанций. К сожалению, и Совет регулярно оказывается в роли исполнителя капризов власти.

Но все-таки дело не в отдельных именах. И некомпетентность, и вопиющий недостаток средств, и непрозрачность решений — это последствия несовершенной системы государственного управления в целом и культуры в частности. Но то, что раньше было лишь отдельными недостатками, после прихода нынешнего руководства страны, стало походить на катастрофу. И не похоже, что ситуация улучшится в ближайшем будущем. А то, что весь этот хаос прямым образом скажется и на количестве, и на качестве украинских фильмов, никого из власть предержащих, похоже, не волнует.

    Реклама на dsnews.ua