Короста без прикрас. Чем рискуют чистюли
Чесотка, или, по-украински, короста - заболевание настолько древнее, что долгое время воспринималась едва ли не как должное. Недаром глубокомысленное изречение Петра I: "Мы чешемся не от грязи, а из удовольствия" вошло в историю. Примитивный паразитоз, вызываемый мельчайшими клещами Sarcoptes scabiei (самец размером под четверть миллиметра, самка - до 0,45 мм), то и дело ускользал от пристального внимания врачей прошлого. Да и после того как возбудитель болезни был распознан и изучен, а лечение от нее найдено, системные статистические сведения о чесотке практически не собирались. Исключение составляют только Дания (отчетный период 1900-1970 гг.) и Эдинбург (за 1815-2000 гг.). Прочие медицинские организации столь малоинтересной проблемой пренебрегли.
Между тем "несерьезная" чесотка никуда не делась и даже переживает своеобразный ренессанс. Так, по сведениям Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), ежегодно ею заражается около 300 млн человек. Причем во всех без исключения регионах. Даже в самых респектабельных странах Старого Света как минимум у 5% всех больных, обращающихся к дерматологу, диагностируется чесотка. В Украине общей статистики, к сожалению, нет. Но по данным Винницкой области за 2013 г., инфекционные заболевания кожи (ярчайшим представителем которых является чесотка) занимают второе место в структуре всех инфекционных болезней, уступая только ОРВИ.
Изучение чесотки: от зарождения до возрождения
В истории дерматологии (от греческих derma - кожа и logos - наука, слово) есть такое условное понятие, как дерматология древности. То есть период, когда врачевание любых кожных проблем было прямым следствием народного опыта. Самые действенные практики лечения легли в основу первых теоретических знаний, независимо возникающих в крупных очагах древнейших цивилизаций - Греции, Индии, Китае. Первые сведения о чесотке задокументировал китайский врач Гоанг-Ти в 2637 г. до н. э. Более того: в его времена коросту уже не только отличали от парши, ихтиоза, проказы и "болезни с локализацией на половых органах" (предположительно сифилиса), но и умели лечить серой. Аналогичные сведения встречаются и в индийских источниках (учение Сушрута), датируемых приблизительно 2 500 г. до н. э.
Но больше всего исторических фактов о древней медицине сохранила Греция. Так, среди прочих болезней чесотку описывал знаменитый Гиппократ (460-370 гг. до н. э.) - легендарный отец медицины, впервые попытавшийся добиться отделения искусства врачевания от философии и религиозного культа. Он же разделил все болезни кожи на возникающие от внутренних или внешних причин, совершенно справедливо причислив коросту к последним. С ним был согласен и учитель Александра Македонского, древнегреческий философ и натуралист Аристотель (384-322 гг. до н. э), пришедший к выводу, что "чесотку вызывают мельчайшие животные, живущие в коже".
Латинское же название болезни "скабиес" (scabies), под которым ее сегодня знают все врачи мира, ввел в обиход великий римский врач Авл Корнелий Цельс (ориентировочно 25 до н. э. - ок. 50 н. э.). В Древнем Риме она была так же широко распространена, как и в других странах, и так же не считалась ни с сословием, ни с знатностью. Судя по некоторым данным, именно тяжелейшая чесотка свела в могилу диктатора-императора Луция Корнелия Суллу (Суллу Счастливого, 138-78 гг. до н. э.). К римскому периоду относятся и системные попытки укротить мучительный паразитоз как с помощью регулярных гигиенических процедур, так и с использованием лекарственных растений - от съедобных лука и чеснока до ядовитых чистотела, чемерицы и прочих.
Луций Корнелий Сулла
Увы, медицина развивались нелинейно: в III в. н. э. прогрессивные ростки научного познания сменились реакционными религиозными догматами. Избавление от любой хвори вновь стало делом случая и удачи, а короста - нормой жизни. Не помог даже авторитет выдающегося арабского врача Абу Али ибн Сины (Авиценны, Х-ХI вв). Ученый доказывал, что чесотка так же заразна, как вшивость и лепра (проказа). Впрочем, к неопровержимым аргументам некоторым образом прислушались: людей с особо явными признаками болезни стали объявлять вне закона и высылать за пределы города.
Это положение продлилось более 1000 лет - до ХVI в., который заслужено считается началом возрождения науки вообще и медицины в частности. В 1572-м итальянский врач-гуманист Джироламо (лат. вариант - Иероним) Меркуриалис издает труд De morbis cutaneis - "Кожные заболевания". И хотя изложенные в нем соображения были достаточно наивны, это был фактически первый учебник дерматологии.
Тернистый путь открытия
По-настоящему возбудитель чесотки был изучен после изобретения лабораторного микроскопа в 1673-м. В 1687 г. в итальянском портовом городе Ливорно врач Джованни Бономо и аптекарь Дьячинто Честони "рассекретили" чесоточного зудня. В письме своему учителю и коллеге, выдающемуся врачу и натуралисту Франческо Реди, Бономо описывал самих паразитов, их яйца и ходы в коже, а также жалобы зараженных. И еще рассказывал, как матери больных коростой ребятишек и находчивые арестанты при помощи иглы извлекают клещей из кожи и истирают их в ничто между тыльными поверхностями ногтей. Казалось бы, вот он - момент истины! Но бесценное открытие так и не стало достоянием публики.
Вездесущий и безжалостный возбудитель коросты бесчинствовал еще 145 лет, пока в 1832 г. в очередной раз не был "открыт" практикантом парижской кожной клиники Ренуччи. Паразит был предъявлен широкой общественности. А в 1844-м немецкий дерматолог Фердинанд Гебра, дав исчерпывающее описание этиологии и патогенеза чесотки, окончательно закрепил за ней статус совершенно самостоятельного заболевания. Более того - эта работа стала основой для дальнейшего изучения и классификации одной из самых сложных групп кожных болезней - зудящих дерматозов.
Здесь и сейчас
Украина, как и другие страны мира, никогда не была свободна от чесотки. Соответственно и борьба с ней никогда не прекращалась. Так, например, известно, что вплоть до 70-х годов ХХ в. старейшая аптека Закарпатья в городке Перечин для нужд одной только Закарпатской области ежегодно изготавливала в буквальном смысле тонны серной мази - губительного для чесоточного клеща средства. Сегодня ее, как и серно-дегтярную мазь, в развитых странах не применяют. На смену этим пахучим и пачкающимся субстанциям пришли более "гуманные" и, главное, действенные акарицидные (то есть направленные на уничтожение клещей) препараты.
Основная сложность современной чесотки состоит не в том, что она плохо лечится, а в том, что она хорошо маскируется. Как ни странно, это примитивное древнее заболевание может иметь настолько стертые формы, что ее жертвы (а порой и врачи) просто не допускают мысли о заражении чесоточным зуднем. Особенно коварна так называемая "чесотка чистоплотных" - то есть людей из самых благополучных слоев общества. Ее еще называют "чесоткой инкогнито". Эта форма особенно часто встречается у тех, кто не только тщательно соблюдает гигиену тела, но и постоянно (по убеждению или же в силу особенностей профессиональной деятельности) моет руки. Регулярно смывая с поверхности кожи клещей и их личинок, они имеют минимум видимых признаков заболевания и могут не ощущать выраженного зуда. Еще сильнее риск "прозевать" чесотку увеличивает прием антигистаминных или кортикостероидных препаратов. Ведь характерная зудящая сыпь при коросте является ничем иным, как аллергической реакцией на клеща. В норме она возникает через 3-6 недель после заражения.
Но при этом больные стертыми формами чесотки остаются зараженными и - увы! - опасными для окружающих. Так, даже у отлично ухоженных малышей таких мам-чистюль может диагностироваться заболевание длительностью более трех месяцев. Дополнительным риском являются сопутствующие болезни аллергические, гнойничковые или смешанные сыпи. Наиболее распространенными неверными диагнозами в таком случае становятся атопический дерматит, диатез, пищевая аллергия, экзема, пиодермия и т. д. Ошибка выясняется только после того, как несчастные проходят полные курсы лечения антиаллергическими и противовоспалительными препаратами, а то и антибиотиками.
Поскольку при расчесывании клещевого хода яйца паразитов могут легко попасть под ногти, неприятным осложнением длительно существующего заболевания может стать и чесотка ногтей. По внешнему виду она более всего напоминает грибковое поражение - онихомикоз. И,, в силу затрудненного проникновения любых лекарственных средств под ногтевую пластинку, так же непросто лечится. Поэтому одной из первых рекомендаций заболевшему коростой (как и ухаживающему за ним) является совет коротко остричь ногти. Для того,, чтобы внедриться в кожу (в том числе нового хозяина), опасной самке чесоточного зудня требуется порядка 30 минут. А одна-единственная самка чесоточного клеща за 3 месяца способна наплодить до 150 млн потомков.
Другой "чесоточной крайностью" является так называемая норвежская чесотка. Свое название эта форма болезни получила потому, что впервые была описана в 1848 г. норвежскими врачами, наблюдавшими ее у больного проказой. Эта тяжелая форма коросты встречается при поражениях иммунитета (СПИД, прием иммуносупрессоров, кортикостероидов), у ослабленных и обездвиженных больных, а также при ряде заболеваний, ведущих к нарушению кожной чувствительности или увеличению толщины эпидермиса. Для исчерпывающей характеристики этого ужасающего паразитоза достаточно сказать, что если в большинстве диагностированных случаев современной чесотки в теле больного обнаруживаются порядка одного-двух десятков клещей, то больной норвежской чесоткой может носить до миллиона чесоточных зудней. Без немедленного лечения такая форма чесотки угрожает тяжелыми осложнениями вплоть до заражения крови.
Это стоит знать
Невзирая на способность притворяться другими кожными недугами, чесотку обычно все-таки можно распознать по ряду признаков. Итак, если вдруг вы или близкие стали замечать, что:
1. В ночное время возникает необъяснимый зуд кожи, отсутствующий (или маловыраженный) днем;
2. На таких местах как межпальцевые промежутки, боковые поверхности пальцев, запястья, сгибательные складки предплечий и плеч, ягодицы, бедра и подколенные впадины, а также в паху, на половом члене (у мужчин), под грудью и вокруг сосков (у женщин) появляются какие-либо воспалительные образования, высыпания, корочки;
3. На локтях, коленях, ладонях и стопах огрубела кожа, появились зуд и /или сыпь
- стоит обратиться к дерматологу.
Ну а если подозрительные симптомы появились не у одного, а у нескольких членов семьи, тут уж встреча с врачом и вовсе требуется безотлагательно.