Коронабуллинг. Почему украинцам стоит бояться соседей, а не страшного вируса
Несколько недель назад правительственная операция по эвакуации украинцев из китайского Уханя обернулась настоящим скандалом. Вместо слов благодарности от спасенных из зоны заражения и единства людей, мол "мы своих в беде не бросаем, мы один народ" - получили столкновения в Новых Санжарах, перекрытые дороги в западных областях Украины и неуместный молебен против размещения эвакуированных на Тернопольщине. Все это выглядело ужасно и вызывало вопросы.
Например, это точно те самые украинцы, которые шли в 2014 году добровольцами на войну, отдавали волонтерам последние деньги, принимали у себя беженцев с Донбасса? Поэтому многие аналитики рассматривали кадры из Санжар под микроскопом, слушали заявления политиков и искали взаимосвязь, чтобы разглядеть следы заказной провокации и искусственного раздувания конфликта. Кадры столкновений с полицией, разбитые окна автобуса с эвакуированными и перепуганные лица людей облетели весь мир, а Украина понесла репутационные потери.
А ведь автобусах были здоровые люди, которых тщательно проверили на отсутствие симптомов болезни и везли на двухнедельную обсервацию. Другое дело, когда в твоем городе появляется первый в Украине официальный больной. Здесь уровень страха и нагнетания паники переходит на новый уровень.
Во вторник, 3 марта главный санитарный врач Украины Виктор Ляшко лично провел брифинг и рассказал в деталях о первом официально зафиксированном случае заражения коронавирусом в Черновцах. Мужчина вместе с женой прилетели на самолете из Италии (где, вероятно, и произошло заражение) в Румынию, откуда отправились на собственном автомобиле домой. При пересечении границы температура у них была нормальной, вирус еще не дал о себе знать. Уже в Черновцах появились первые симптомы, пара самоизолировалась в собственной квартире и старалась ни с кем не контактировать. Когда мужчине стало плохо, они вызвали скорую и в день его 39-летия услышали неутешительный диагноз. Вот такой подарок судьбы ко Дню рождения.
Дальше события начали развиваться куда интересней. Оказалось, что прибывшие из путешествия все же контактировали с некоторыми родственниками и соседями. И уже к вечеру у них под подъездом организовался митинг.
Не смотря на то, что Ляшко заверил, что у жены больного симптомов нет, что за ней следят врачи и она находится на самоизоляции в квартире, эти слова услышаны не были. Жители подъезда многоквартирного дома в микрорайоне Гравитон были настроены решительно и требовали увезти потенциально больную (на их взгляд) соседку подальше. А чтобы власти поняли, что все серьезно, они в лучших традициях голливудских боевиков выставили условия - если до 6 утра следующего дня их требования не будут выполнены, жители подъезда пойдут перекрывать дорогу и будут действовать радикально (чтобы это ни значило). По всем канонам жанра на место внезапного протеста выехали мэр города Алексей Каспрук и секретарь исполкома Антонина Бабюк. Переговоры зашли в тупик, после чего на место приехала полиция и скорая.
Представьте себя на месте женщины, у которой муж находится в больнице с коронавирусом, вокруг неё нет поддержки близких из-за самоизоляции, под домом соседи фактически кричат в окна "ведьма", полиция, скорая, мигалки... И при этом на тебя обращен прицельный взгляд всех жителей Украины. Она сдалась и согласилась переехать в обсервацию.
И это еще хорошо, что требования людей были такими "мягкими". А если бы они стояли под подъездом с факелами и требовали ее сжечь? Как в старые добрые времена.
И это только первый зафиксированный случай, но уже опять стыдно за людей. Интересный вопрос откуда они узнали о личности больного, о его жене, кто дал ее адрес? Не хотелось бы верить, что утечка информации была из больницы. Ведь существует врачебная тайна, которая не должна быть нарушена. Возможно, соседи просто видели приехавшую скорую помощь, людей в спецкостюмах и то, как выводили больного. А позже услышали брифинг Ляшко и решили действовать.
Тем не менее в городе ничего не изменилось, каждый живет своей жизнью. Только в аптеках уже давно нет медицинских масок, люди на улицах делятся на тех, кто боится чихнуть, и тех, кто делает это специально, чтобы напугать прохожих.
Количество людей с подозрением на коронавирус растет, но власти со спокойным выражением лица говорят, что все под контролем. А по слухам, больных людей с вирусом гораздо больше - вот только люди, заметившие у себя симптомы, скрывают их, боясь травли со стороны общества. Это признают даже чиновники.
"Мы ощущаем первые последствия психо-эмоционального возбуждения в обществе. Случай с соседями мужчины, который заболел, и его жены, привел к тому, что имеем случаи, когда люди чувствуют симптомы заболевания и боятся обратиться за помощью к врачам. Страх и переживания, что если об этом станет известно, то могут быть для них негативные последствия со стороны соседей", - заявил глава Черновицкой ОГА.
Слухи, плохая информированность населения со стороны властей, низкое доверие к официальной информации и разгоны фейков в соцсетях порождают напряженное настроение в обществе. Все боятся неизвестности, невидимой угрозы, которая способна передаваться по вздоху и спасения от нее нет. "Вы же знаете уровень нашей медицины", - скажут вам люди. И в какой-то степени будут правы.
Еще одним аргументом в пользу теории, что панические настроения в обществе подогреваются политиками, может служить тот факт, что произошедшее в Новых Санжарах случилось в годовщину расстрелов Небесной сотни в 2014 г. В этот день высшему руководству страны должны были задать ряд неудобных вопросов - о расследовании дел Майдана, об обмене "беркутовцев" и их дальнейшей судьбе, о роли Революции достоинства в современной истории... А вместо этого вся страна с интересом наблюдала за эпопеей с эвакуацией украинцев из Уханя.
Куда же девать лишнюю энергию и взрывное настроение нашего общества? Можно следовать политике "маленьких шагов" - разузнать о способах защититься от коронавируса, распространять достоверную и проверенную информацию, разоблачать фейки. Поговорить с бабушкой, которая пока не освоила интернет. Мыть руки с мылом, в конце концов.
У нас так не получается, к сожалению. Уже эвакуированные из Уханя вышли на "свободу" - здоровые, но не факт, что счастливые. Потому что теперь им нужно жить в обществе, которое ни за что закидало их камнями.
Из больницы в Черновцах доносятся новости от врачей, что больной чувствует себя удовлетворительно и ситуация не ухудшается. Но захочет ли он после выздоровления жить среди таких соседей?
А если кто-то из протестующих заразится, он тут же попадет на другую сторону баррикад и его вчерашние единомышленники будут протестовать уже под его дверями. Так может стоит начать думать и перестать заниматься буллингом, а быть в первую очередь людьми?