Король жуликов. Лжемессия Яков Франк и кровь христианских младенцев
Лжемессия Яков Франк, он же Яков бен Иехуда Лейб (Лейбович), он же Иосиф Франк может заслуженно претендовать на лавры самого отпетого жулика в истории Европы. Бурная биография этого персонажа - яркий образчик диалектики Гегеля с классическим переходом количества в качество. Многочисленные и самые гнусные пороки, сконцентрировавшиеся в Якове, при ознакомлении не вызывают даже негодования, а исключительно искренний восторг: "Ба! Да неужели и так тоже можно!?"
Даешь Мессию!
Следствием изобретения книгопечатания стал взрывной интерес к богословию. До этого широкой публике самостоятельно ознакомиться с "первоисточниками" было практически невозможно - личный экземпляр Библии могли позволить разве что монархи. Благодаря же детищу Гуттенберга книги вошли едва ли не в каждый небедный дом. XVI-XVII века ознаменовались бурными богословскими дискуссиями, плавно перетекающими в Варфоломеевские ночи и другие подобные мероприятия. Например, теологический диспут между немецкими католиками и лютеранами вылился в Тридцатилетнюю войну (1618-1648). Споры были настолько горячими, что в Южной Германии выжило менее трети населения.
Пока в Западной Европе католики грызлись с протестантами, в Украине шли не менее кровавые дебаты между православными и униатами. Не оставались в стороне от теологической лихорадки и евреи. Разве что богословские дискуссии здесь обошлись без особо масштабного кровопускания.
Толчком к возникновению в иудаизме новых течений и ересей стали уже упомянутые религиозные войны. В той же Тридцатилетней войне, например, противоборствующие стороны не упускали случая ограбить и убить попавшегося под руку еврея. В результате племя Израилево бежало в Речь Посполитую, где король и магнаты предоставили им значительные льготы. Не успели они обжиться на новом месте, как вспыхнула Хмельниччина, и понеслось...
"Ренессансному" еврею было похуже, чем тому крестьянину из "Чапаева". В Западной Европе грабят ладскнехты, в Речи Посполитой - казаки, в Испании вообще инквизиция. Впору задуматься о приходе Машиаха (Мессии), который спасет свой народ от погибели. Эти ожидания стали живительной почвой для разнообразных жуликов.
"Мессия" Саббатай
Самым известным из лжемессий стал каббалист Шабтай (Саббатай) Цви, живший в Османской империи в XVII веке и объявившем себя Машиахом в 1665-м. Движение его последователей вскоре широко распространилось во всех общинах Старого Света.
Суть учения новоявленного "мессии" состояла в развитии понятия "клиппот" (ивр. скорлупы). Согласно каббалистическому учению р. Ицхака Лурии, грех удерживает в себе частицы Божественного Света как скорлупа ядро ореха. То есть зло - это упрятанное в скорлупу греха добро. Саббатай сделал из этого парадоксальный вывод: только греша человек приумножает Добро. Мессии же остается разбить эти скорлупы-клиппот и наполнить мир "намайненным" в такой хитрый способ Добром.
Саббатай отменил 10 заповедей, написав вместо них правила из 18 пунктов, исключив "не прелюбодействуй" - последнее поощрялось вплоть до группового секса и инцеста.
Султана Мехмета IV брожение среди еврейских подданных напрягло. По его приказу "машиаха" заточили в крепости Абидос и поставили перед ним альтернативу - или принятие ислама, или на кол.
Переход "мессии" в ислам шокировало его последователей. Большинство адептов отвернулось от Саббатая и покаялось. Кто не хотел каяться сам, тем настойчиво помогли. На старинной гравюре "Покаяние саббатианцев" видно, как еретиков топят в озере, закапывают живьем, обливают кипящей смолой, забивают дубинками и секут розгами.
Правда, часть проживающих в Турции адептов Саббатая тоже приняла ислам и вскоре образовала отдельную секту "денме" (от турецкого dönme - отступник).
В Европе не раскаявшиеся саббатианцы ушли в подполье.
Мессия из Короливки
Второе дыхание в идеи Шабтая внес Яков Лейбович, объявивший себя инкарнацией умершего в 1676-м Саббатая.
Яков родился в 1726-м в местечке Короливка (сейчас -Борщевский район Тернопольской области). Начальное еврейское образование он получил в Черновцах - уже тогда Яков проявил полное отвращение к изучению Талмуда и других еврейских премудростей.
Его вступление во взрослую жизнь было довольно успешным - юноша ухитрился жениться на дочери чрезвычайно богатого торговца из болгарского Никопола (тогда Турция) и отхватить приличное приданное.
В Салониках Яков познакомился с денме и официально принял саббатианство. Тогда же он получил прозвище Франк - "Франками" в исламских странах называли выходцев из Европы.
Яков тут же попытался встать во главе денме, исповедовавших гремучую смесь из ислама и иудаизма. Ранее эту секту возглавлял Барухия Руссо из Салоник. Он тоже числился "Машиахом" и воплощением Шабтая. Яков Франк, ничтоже сумняшеся, провозгласил, что душа Пророка Мухаммада воплотилась в Шабтае, душа Шабтая воплотилась в Барухия Руссо, а в конце цепочки стоит он - Яков Франк. Сектанты выскочке не поверили и указали на дверь.
Поняв, что среди турецкоподданых ему ловить нечего, Яков в 1755-м подался на Подолье, где занялся воплощением в жизнь известного тезиса: "Хочешь стать очень богатым - придумай новую религию".
В родной Короливке он тут же обзавелся двенадцатью учениками-апостолами. Вскоре, опираясь на скрытых саббатианцев, Франку удалось сколотить довольно мощную общину, насчитывающую несколько десятков тысяч последователей. Он также усовершенствовал идеи Шабтая.
Тезисно учение Франка свелось к таким постулатам:
1. Проявление единого Бога, периодически воплощающееся в Машиахе.
2. Вера и преданное служение "человеку-машиаху" (т. е. лично ему, - Франку) создают гармонию между "мужским" и "женским" началами божества. Достижение этой божественной гармонии и является главной целью человеческого бытия.
3. Грехи, запрещенные Галахой (еврейским законом), на самом деле - "искры божие", спрятанные в человеческих душах. Если не дать выхода "божественным искрам", то это помешает наступлению гармонии между мужским и женским началами "божества"
Кроме того, Яков Франк придумал своеобразную "Святую Троицу" - в франкизме немало заимствований из христианства.
Франкистская "Троица" состояла из "Святого Старца" (Аттика Каддиша), "Святого Царя" (Малка Каддиша) и "Вышней Госпожи" (Матронита элйона).
Но главное же послание, с которым Франк вышел к людям, звучало так: "Я пришел избавить мир от всяких законов и уставов, которые существовали доселе".
Довольно бурное развитие секты франкистов было остановлено на самом взлете - в 1757-м грянул скандал.
Как задорная групповуха едва все не испортила
Следовавшие заповедям новоявленного "мессии" франкисты грешили, как могли, и даже практиковали ритуальные групповые оргии. На чем и погорели. Во время ярмарки в местечке Лянцкорунь (сегодня село Заричанка Чемеровецкого района Хмельницкой области) представители местной еврейской общины "накрыли" большую группу франкистов, во главе со своим "мессией" с энтузиазмом предающуюся свальному греху.
В суровом XVIII веке групповуха, да еще и ритуальная, являлась тяжелейшим преступлением. В воздухе запахло обвинением в сатанизме.
Развратников повязали и закрыли в местной каталажке. Франка, как турецкоподданного, отпустили. Едва натянув штаны, он тут же ускакал в турецкий на то время Хотин (благо, до него было рукой подать).
Спустя несколько дней в синагоге местечка Сатанов прошел суд над блудниками. Большинство подсудимых покаялись в своих грехах и в том, что "бросились в бездну разврата вслед за своим учителем", где под видом мистических обрядов женщины занимались сексом с несколькими партнерами в присутствии собственных мужей.
Дело должен был рассмотреть еще и церковный суд в Каменце-Подольском. Учитывая тяжесть обвинения, вердикт ничего хорошего франкистам не сулил.
Казалось бы, в истории секты можно было поставить жирную точку, но пройдоха Франк сумел выкрутиться из этой совершенно безнадежной ситуации. Вместо того, чтобы оправдываться, он пошел в наступление.
Посланцы Якова Франка обратились к епископу Каменец-Подольска Николаю Дембовскому и поведали, что франкисты отвергают Талмуд и признают лишь священную книгу каббалы "Зогар", которая будто бы допускает догмат Святой Троицы. Епископа также заверили, что франкисты признают Мессию-искупителя одним из трех лиц Бога, правда скромно умолчали, кого они считают мессией.
Но это было не самым главным. Чтобы продемонстрировать лояльность католической церкви франкисты предложили устроить теологический диспут между последователями Якова Франка и раввинами: франкисты обещали показать вредность Талмуда и истинность католицизма, а главное - доказать причастность талмудистов к ритуальным убийствам христиан. Все в курсе, без какого ингредиента маца и не маца вовсе. "Кровавый навет", заметим, нечистоплотные политики использовали даже в просвещенном ХХ веке.
Дембовский был знатным антисемитом и с радостью принял помощь Франка в борьбе с ненавистными "жидами". Диспут назначили на 20 июня 1757 года, в качестве непредвзятого судьи выступил сам епископ.
Перипетии десятидневного шоу, поглазеть на которое собралось едва ли не все духовенство и шляхта Подолья, опустим. Как и ожидалось, победу Дембовский присудил франкистам.
Сразу же по завершению диспута прошло судебное разбирательство "Лянцкоруньского инцидента". И, о чудо! Развратники из обвиняемых превратились в потерпевших, а изобличившие разврат стали обвиняемыми. Последних обязали выплатить "потерпевшим" 5 тыс. злотых компенсации.
Учитывая, что диспут "показал" враждебность Талмуда добрым христианам, Николай Дембовский приказал уничтожить все экземпляры "богомерзкой" книги, имеющиеся на Подолье.
Торжествующие победу франкисты в сопровождении вооруженных жолнежей врывались в синагоги и дома раввинов, где изымали все экземпляры Талмуда, а посреди Каменца запылали костры из книг.
И опять провал!
Но тут грянул гром! Спустя ровно месяц после приказа жечь книги скоропостижно умирает Дембовский. Существует экзотическая версия, что раввины использовали против епископа "пульса де нура" (арамейск.- "удар огня") -каббалистический обряд по отделению души человека, творящего зло.
Подоляне восприняли смерть Дембовского как Божью кару. Против последователей Франка дружно ополчились и евреи, и украинцы, и поляки. Толпа даже растерзала Элиша Шорра - отца одного из активных участников "диспута".
Перепуганный Франк побежал за помощью к новому епископу Адаму Красинскому, но тот выставил просителей за дверь. "Мессии" с большей частью своих последователей пришлось срочно покинуть страну, благо от Каменца до османского тогда Хотина всего день пути.
Турки беглецов приняли, но без энтузиазма, и помогать не стали. Совсем обнищав Яков Франк с горя принял ислам. Псевдомашиах надеялся, что после этого богатенькие денме бросятся к нему со своими деньгами, но те спонсировать зайду не захотели.
Поняв, что с турками не выгорело, Яков опять переобулся в прыжке. У короля Августа III он вскоре выпросил разрешение на возвращение в Речь Посполитую. Демонстрируя лояльность Франк даже "христианизировал" свою организацию. Во главе общины он поставил 12 "апостолов" и 12 "сестер". Иисуса провозгласили оболочкой "святого плода". Правда "святым плодом" Франк скромно объявил себя, но за пределами секты об этом не распространялись.
Новый диспут
Перебравшись обратно за Днестр Франк стал донимать короля и львовского архиепископа предложениями организовать новый диспут с "талмудистами". В качестве оплаты за грядущий идеологический разгром "богопротивных иудеев" и за принятие католицизма им и всеми его последователями "мессия" просил самую малость - чуточку подольской землицы (сел, эдак на 30-50). Адресаты письма Франка игнорировали, вполне обоснованно подозревая того в исключительно корыстных мотивах.
И тут "мессии" улыбнулась Фортуна.
Львовскую епархию временно возглавил кафедральный каноник и генеральный администратор Львовский ксендз Стефан из Микулиц. Святого отца обуревала идея фикс на тему ритуальных убийств христианских младенцев, чем не преминул воспользоваться Франк. Предложение организовать диспут на тему злобных евреев и христианской крови вызвало у каноника приступ энтузиазма.
17 июля 1759-го в кафедральном соборе Львова собрались участники диспута. Франкистов представляли Лейб Крыса и Шломо Шорр. Яков Франк в силу слабого образования традиционно отсутствовал. "Талмудистов" представляла группа местных раввинов.
Весь диспут описывать смысла нет. Остановимся на самой "убойной" во всех смыслах теме - ритуальных убийствах христиан. В частности, франкисты приводили такой аргумент:
"...Следует иметь в виду, что в еврейском письме одними и теми же буквами пишутся слова: Udym - вино и Еdуm - христианин. Разница только в точках и акцентах... благодаря которым одни и те же буквы или слова имеют разный смысл... Дабы читатель мог яснее и отчетливее понять это, я привожу здесь еврейский текст о красном вине: Jain Udym значит красное вино, Jain Edуm - христианское вино или, как понимают контраталмудисты, кровь христианская...
Следует заметить, что в Талмуде - ...указанные слова написаны без акцентов. Благодаря этому, эти два слова в Талмуде остаются неопределенными. Перед народом раввины переводят их jain Udym - красное вино. Про себя же они понимают: jain Edуm - кровь христианская..."
Цитируется по книге с материалами львовского диспута "Złość żydowska przeciwko Bogu i bliźniemu" ("Злость жидовская против Бога и ближнего"), Lwow. 1760 г.
Львовский раввин Хаим Раппопорт в своем блестящем выступлении все домыслы опроверг. Даже абсолютно ангажированному ксендзу Микульскому пришлось признать, что ритуальные убийства христиан не доказаны. Но в вопросах теологии, вполне прогнозировано, победителями стали франкисты.
После мероприятия Франк попытался увильнуть от обещания креститься и яростно торговался, выбивая дополнительные блага, но каноник был непреклонен. Помимо самого "мессии" обряд прошли около тысячи адептов. Сам Франк (после крещения - Иосиф) крестился даже дважды - первый раз во Львове, вместе со всеми, а во второй - в Варшаве, индивидуально. Его крестным отцом стал король Август III.
Франк и его последователи крестились абсолютно формально - внутри общины сохранились старые порядки, а ее члены почти не общались с другими католиками.
Все было хорошо у Иосифа - деньги, власть допуск в высший свет. Вот только грезы о подольских маетностях не давали ему спать. Заполучив вожделенное, он мог бы создать собственное квазигосударство и осуществить давнюю мечту о собственном троне. Франк набрался наглости потребовал от короля еще и землю.
Если ранее власти не очень-то обращали внимание на внутреннюю жизнь свежеиспеченной католической общины, то вызывающее требование заставило присмотреться к франкистам повнимательнее. В итоге в 1760-м вместо подольской землицы Иосиф Франк получил сырой каземат в крепости Ченстохова.
В 1767-м войска Российской империи вторглись на территорию Речи Посполитой. Франк сообразил, что это шанс. К высоким православным иерархам в Петербург отправились представители "мессии". Яков обещал, что если русские вытянут его из тюрьмы, то он и его люди в благодарность тут же перейдут в православие. Но московские попы уже были в курсе редкостной беспринципности негодяя - посланников ченстоховского сидельца даже не пустили на порог.
Поняв, что с попами щей не сваришь, Яков Франк обратился к военным, предложив российскому командованию своих людей в качестве шпионской сети.
В августе 1772-го сторонники Барской конфедерации были выбиты из Ченстохова, в город вошли русские войска и Яков Франк получил долгожданную свободу.
Еврейские казаки и прочие "солдатики"
После освобождения Яков-Иосиф с дочерью и небольшой группой самых близких приверженцев перебирается в Варшаву, а оттуда - в столицу Моравии Брно (тогда - Брюнне), где существовала большая община франкистов. Здесь он переквалифицируется в главнокомандующего.
Община перестраивается по военному образцу, а ее члены получают военные звания уланов, казаков и гусар. Все проходят соответствующую воинскую подготовку. Франка не покидают мечты о собственных землях и статусе монарха, поэтому он решил подсобить Австрии в грядущей войне против Турции. "Мессия" надеялся заполучить кусочек разгромленной Османской империи, тем более, что Франку удалось наладить довольно дружеские отношения с увлекающейся мистикой императрицей Марией Терезией. Но долгожданная война все не начиналась. Последние годы жизни Франк провел в Изенбургском замке в Оффенбахе, довольствуясь жалким (и фальшивым) баронским титулом. Там он и умер в 1791-м.
Приключения лжемессии продолжились и после смерти. В 1866-м старое кладбище в Оффенбахе пошло под снос. Мавзолей Якова Франка тоже разобрали. Местный историк Эмиль Пирацци успел сфотографировать череп и фрагмент шитья с роскошной мантии покойного. Дальнейшая судьба бренных останков человека, принесшего столько горя своему народу, неизвестна.
После смерти Франка общину возглавила его дочь - Ева Франк. Последняя была не менее примечательной авантюристкой. В молодости это была одна из красивейших женщин своего времени. Отец официально представлял ее как ...Романову. Мол она - незаконная дочь русской императрицы Елизаветы Петровны (естественно от него, Якова). Впрочем, чем черт не шутит. Известно, что после Битвы Народов под Лейпцигом Изенбургский замок посетил русский император Александр I. Уж не родственницу ли проведывал царь?
В последние годы жизни Ева Франк влезла в многомиллионные долги. Когда кредиторы попытались упрятать ее в долговую тюрьму, мошенница весьма кстати скончались. Есть версия, что дамочка сбежала в Америку с любовником, а в гроб положили куклу.
После официальной смерти Евы Франк (1816), угасание секты приобрело лавинообразный характер. Вскоре от некогда мощной общины франкистов осталось несколько маргинальных групп, умудрившихся протянуть до второй половины XIX века.