Комсомольское собрание. "Золотой глобус" без Спейси и в траурных одеяниях
Уже 7 января 2018 года в Лос-Анджелесе состоится 75-ая церемония вручения наград премии "Золотой глобус". Изначально Golden Globe Award должен был стать альтернативой более респектабельному и ангажированному "Оскару". Но киношар уже давно превратился в волшебный клубок, который показывает путь Академикам - расхождения в оценках этих двух премий довольно редки.
Из года в год Golden Globe Award вручался за заслуги в области кинематографа и телевидения, но 2017-й был переполнен разоблачениями и скандалами. Есть те, кто не против переквалифицировать звездный праздник в комсомольское собрание и публично осудить провинившихся.
Например, Кевину Спейси уже явно продемонстрировали, что роль в картине "Все деньги мира" могла бы принести ему "Золотой глобус" - заменивший актера Кристофер Пламмер получил номинацию как "Лучший актер второго плана". Но теперь песенка самого Кевина Спейси спета - ни наград, ни даже экранного присутствия. Только скандалы и неприятности.
Осудив разврат, перешли к пьянству. На Golden Globe Award принято быть нетрезвым. Половина призеров обычно выглядит немного подшофе. Но номинант за роль второго плана в фильме "Зови меня своим именем" Армии Хаммер уже заявил: в прошлом году он злоупотребил на церемонии, а в этом обещает быть как стеклышко. Подобная благопристойность немного смешна. В 1958 году так называемая "Крысиная стая" (Фрэнк Синатра, Дин Мартин и Сэмми Дэвис-младший) забрались на сцену "Золотого глобуса", навсегда определив его легкомысленную составляющую.
75-й Golden Globe Award будет вести комик Сет Мейерс - большой поклонник "Игры престолов". Создатели знаменитого сериала давно нашли ключ к сердцам зрителей, а вот с "Глобусом" им не то что не везет, но и больших успехов не наблюдается. Зато Питер Динклэйдж (Тирион Ланнистер) участвует в двух номинациях сразу - за "Игру" и драму "Три рекламных щита на границе Эббинга, Миссури".
Лучший фильм-драма
Политические и социальные проблемы практически всегда были тем ломом, которым кинематографисты пробивали себе путь к высшим наградам. Но в этом году все по-настоящему. Если Трамп кому-то кажется веселой шуткой, то в Голливуде его восприняли как серьезную угрозу. Это касается и всего остального, что происходило в 2017 году. Никто не хочет пропустить момент, когда "Америка станет великой", но ее граждане навсегда забудут о свободе и демократии.
Но даже у борьбы за свои права существуют подводные камни, которыми вымощена дорога в ад. Поэтому один из номинантов Гильермо дель Торо опустился на самые глубины со своим фильмом "Формула воды". Холодная война между США и СССР и теплые взаимоотношения между гуманоидным существом и земной женщиной вызывают в памяти лирические советские картины "Человек-амфибия", "Молчание доктора Ивенса", "Девочка и Дельфин". Люди не могут договориться друг с другом, ищут идеального незнакомца (perfect stranger) под водой и на суше.
Но кроме экзистенциального посыла, режиссер сумел напомнить о лучших днях кинематографа, когда Существо из Черной лагуны пугало и очаровывало зрителей. Семь номинаций - счастливое число за попытку сделать счастливой публику.
Если внимательно присмотреться, то примерно о том же рассказывает картина Лука Гуаданьино "Зови меня своим именем". Роман между двумя мужчинами - не то, чем сегодня можно удивить киноаудиторию. Хотя, будем честны, наверно эта не совсем традиционная любовь придала картине пикантность, а "глобусники" были не прочь включить в список номинантов ленту с ЛГБТ-уклоном. Но художественные достоинства "Зови меня своим именем" тоже отрицать нельзя: немного болезненная и все же приятная меланхолия появилась как дань уважения классикам кино Жаку Риветту, Бернардо Бертолуччи, Эрику Ромеру и Жану Ренуару.
Ожидаемо трех номинаций, в том числе за "Лучшую режиссуру" и "Лучшую музыку к фильму", удостоился "Дюнкерк" Кристофера Нолана. Тема войны уже давно так не была актуальна, как в этом году. Мир зажат в тиски чего-то страшного, а спецэффекты в картине воспринимаются словно эхо взрывов реальных. Как режиссер Кристофер Нолан точен и всегда попадает в цель - например, те, кто смотрел фильм в оригинале, мог оценить звуковое камео Майла Кейна, чье присутствие в лентах Нолана уже стало хорошей традицией.
Стивена Спилберга тоже поддерживает традиции. Его запросто можно внести в список таких политически активных картин как "Китайский синдром" и "Вся президентская рать", последняя особенно перекликается со спилберговской лентой. И в том, и в другом фильмах звучит критика в адрес Ричарда Никсона, а в качестве главных оппонентов злого президента выступают журналисты "Вашингтон пост". Мы прекрасно понимаем, что "Секретное досье" метит в Дональда Трампа, который еще толком ничего не натворил, но надоел всем до чертиков. И очередное нововведение: роль женщины стала еще более важной, а Мерил Стрип, у которой уже и так "Золотых глобусов" выше крыши, номинирована на еще один. И в итоге у "Досье" шесть номинаций.
Отсутствие справедливости - нормальная практика в нашем мире. Поэтому любой, кто с этим не согласен, может стать настоящим киногероем. В ленте
Мартина Макдонаха мы видим борьбу матери-одиночки с полицией. Стражи закона никак не могут или не хотят найти виновных в убийстве дочери главной героини. Если в ленте "Покаяние" Абуладзе выкапывали труп, то у Макдонаха арендуют три билборда. Такая форма протеста. Шесть номинаций на "Золотой глобус" - вполне справедливо для данного фильма.
Лучший фильм - комедия или мюзикл
В этой номинации дело обстоит веселее: даже там, где можно впасть в депрессию, авторы предпочитают посмеяться или спеть песенку. Лучшими картинами стали именно абсурдные, хотя они не абсурднее, чем мир вокруг.
"Горе-творец" Джеймса Франка задумывался как нечто среднее между "Ночами в стиле буги" и "Мастером", но более всего напоминает бартоновского "Эда Вуда". И у Бартона, и у Франка речь идет о худшем фильме всех времен и народов. Только первый считает, что это "План 9 из открытого космоса" (1959), а второй - "Комната" (2003).
Персонажи "Горе-творца" и "Эда Вуда" кажутся смешными неудачниками, а на самом деле - практически герои греческой трагедии. Только вместо того, чтобы страдать, превратили свою жизнь в воодушевляющий и веселый праздник невезения.
Еще одна смешная история неудач - "Тоня против всех" о фигуристке 90-х Тоне Хардинг и ее азартном супруге. Парочка настолько жаждет победы в спортивных соревнованиях, что готова сломать ногу сопернице. "Хорошего понемножку, а вот с плохим можно и не останавливаться" - решили создатели картины и вывели в своем фильме один из самых странных злодейских кинодуэтов. Следует добавить, что 2017 год был переполнен допинг-скандалами, поэтому картина не только веселая, но и актуальная. А исполнительница главной роли Марго Робби еще и получила номинацию как "Лучшая актриса".
Мюзикл "Величайший шоумен" - еще одна биография. На этот раз антрепренера Финеаса Тэйлора Барнума, роль которого сыграл Хью Джекман. Музыкальные номера поставлены настолько красочно и филигранно и, видимо, заняли так много усилий авторов картины, что о смысле им думать было некогда. Передыхая между песнями и танцами, критики пытались побольнее укусить съемочную группу, но жанр мюзикла настолько редкое и потому ценное явление в современном кинематографе, что "Величайший шоумен" все-таки попал в номинацию.
Греты Гервинг - это современные "400 ударов", взросление, которое приходит гораздо раньше, чем ожидалось. Но, как только ты понял, что стал взрослым - тут-то и начинаются настоящие чудеса. Интересно, что журналисты уже обратили внимание на тот факт, что Гервинг так и не попала в номинацию "Лучший режиссер". Как же так, ни одной женщины?
Ну и картина
- огромная удача современного кинематографа. Режиссер фильма Джордан Пил без страха, упрека и лишних сантиментов высмеял все возможные табу от расистских до либеральных. В "Прочь" белые люди живут, поглощая черных - веселый хоррор, который не так далек от действительности. Злодеями стали не неонацистские скинхеды, но альт-правые. Хотя в мире Пила злом становится даже добро, которое совершается напоказ.
Черные платья или Глобус без женщин
Фильмы фильмами, призы призами, но есть и те, кто воспринимают Golden Globe Award как возможность еще раз заявить о недостатках голливудской системы, а также об ущемлении прав женщин.
Конечно, никто не дошел до того, чтобы в отеле Беверли-Хилтон установить фотографию Вайнштейна и пулять в нее дротики. Вместо этого поступило предложение всем дамам явиться на церемонию в черных платьях.
За этой нелепой и нерациональной инициативой последовала еще одна - женщины должны проигнорировать праздничное действо, тем самым доказав, что без них Голливуд уныл и неинтересен. Это напоминает сюжет картина "День без мексиканца", когда нелюбимая и презираемая жителями США нация однажды исчезла из страны. Одновременно заговорили о том, что должны не прийти как раз мужчины, а церемония пусть будет сугубо женской.
Все это как раз демонстрация того вредного ответвления феминизма, которое проповедует идеологию "женщина не может ошибаться", а если ошибся один мужчина, то его проступок автоматически становится стигмой для всех прочих. Другое дело, что после обвинений, что актрисы молчали и принимали награды из рук своих обидчиков или благодаря сексуально-озабоченным продюсерам, теперь статуэтки берут в руки не так охотно.
Но эта практика не нова. Марлон Брандо решил не получать "Оскар" за роль в "Крестном отце", таким образом заявив о нарушении прав индейцев. Орсон Уэллс не получил свою премию, протестуя против голливудской системы, которая настойчиво долгие годы игнорировала его. И, надо сказать, эти случаи запомнились гораздо больше, чем, когда звезды принимали свои награды и говорили самые красноречивые слова.
Атрибуты одежды - тоже не новая практика. В 2017 году многие гости пришли на церемонию "Золотого глобуса" с лентами ACLU (Американский союз защиты гражданских свобод). Но, как известно, есть дамы (и их немало), которые посещают подобные празднества чуть ли не полуголыми, ничего не имея в виду.
Более того, звезды часто носят одежду марки Marchesa - бренд, основанный женой Вайнштейна. И вот непонятно, что в данном случае правильно: поддержать несчастную женщину, приобретая ее наряды, или наоборот проигнорировать все, что связано с этим семейством.
Хотя, наверно, смешнее всего было бы явиться на церемонию награждения "Золотого глобуса" в халатах, которыми так любил козырять порочный продюсер.