Украина — очень европейское кино
Недавно мне довелось участвовать в круглом столе кинокритиков, посвященном проблемам украинского кино. Кинокритики - народ странный; с одной стороны, мы свой предмет исследования любим более всего на свете, с другой - настроены крайне фаталистически, по крайней мере здесь, в Украине. Ворчания насчет текущего положения вещей на вышеупомянутом мероприятии прозвучало более чем достаточно, однако, похоже, тут мы имеем дело скорее с инерцией мышления, нежели с реалиями, которые, безусловно, все еще оставляют желать лучшего.
Ведь достаточно узнать количество украинских полнометражных фильмов, которые выходят или выйдут в прокат в этом году. Цифра просто ошеломляет: 26 проектов в общем исчислении. Рекорд за все годы независимости.
Но вот тут-то и проявляется вечно сомневающаяся кинокритическая натура: многие ли из них даже не сделают кассу, а просто хотя бы окупят затраты на свое производство? И здесь мы вступаем на территорию некоторой неосведомленности, преодолеть которую можно лишь только растекшись мыслию по земному шару - ни больше, ни меньше.
Это касается в том числе и очень раскрученных "ТойХтоПройшовКрізьВогонь" Михаила Ильенко и "Поводыря" Олеся Санина. Знаменитое "Племя" собрало приличные - как для отечественного кинопродукта - деньги за рубежом. Но в целом нам следует принять тот факт, что наша киноиндустрия не окупает себя.
Хорошая же новость состоит в том, что мы отнюдь не одиноки на этом пиру дотаций.
Количество прибыльных кинематографий можно сосчитать на пальцах одной руки. Это Голливуд, Болливуд (знаменитое индийское кино с песнями и танцами), Чайнавуд (то есть Китай), Япония и Корея. При всех отличиях общее у них одно: это мощные киноиндустрии, которые активно и успешно продают свой продукт по всему миру. Болливудские мюзиклы и мелодрамы смотрит вся Азия и значительная часть бывшего СССР. Китайские костюмированные блокбастеры про средневековых вояк и гонконгское экранное кунг-фу пользуются неувядающей славой уже не первое десятилетие. Японские аниме, фильмы ужасов (так называемые джи-хорроры) и эротические драмы охотно потребляются зрителями на всех широтах. Южнокорейские боевики не отстают. Про США и так известно.
А если мы обратимся к Европе, особенно к восточной ее части, то тут все иначе. Кино Старого Света убыточно. Первые позиции по кассовым сборам всегда и неизменно занимают американские хиты. Отдельные исключения лишь подтверждают правило. Даже в великой Франции билеты в кинотеатры облагаются специальным налогом на поддержку национальной кинематографии.
Так что же делать нам?
Принять вменяемый закон о меценатстве, который бы позволил состоятельным людям жертвовать на кинопроизводство. Создать специальный грантовый фонд для поддержки молодых режиссеров. Возможно, ввести налог, аналогичный французскому (тут могут быть варианты). И, главное, - всячески поощрять совместные продукции, привлекать зарубежных инвесторов. Делать кино у нас должно стать интересно тем же американцам, европейцам, китайцам. Совместный фильм автоматически получает выход как минимум на еще один рынок, кроме нашего (то же "Племя" - именно ко-продукция). Все это можно сделать без излишних затрат - достаточно лишь проявить гибкость мышления, принять несколько бюрократических решений и забыть о каких-либо откатах и закулисном "решалове".
Если нашим государственным мужам хватит ума завершить все необходимые процедуры и не отбирать у киношников последние крохи, то через 5-6 лет украинская кинематография выйдет на нормальную среднеевропейскую мощность - до полусотни игровых полнометражных фильмов в год, часть из которых, сделанная в сотрудничестве с более богатыми кинематографиями, будет приносить прибыль в международном прокате.
Выглядит как сказка?
Но еще в середине 2000-х 26 фильмов в год тоже выглядели сказкой.
Прорвемся.
Дмитрий Десятерик, "День", специально для "ДС"