Кина не будет. Как правительство превращает Госкино в коматозного больного
Сначала подписанное руководством самых влиятельных кинообъединений - Украинской киноакадемии, Национального центра Александра Довженко, Ассоциации киноиндустрии Украины, Украинской киноассоциации, СУК (Современное украинское кино) - открытое письмо к Павлу Сушко, председателю подкомитета в сфере кинематографа и рекламы комитета Верховной Рады по вопросам гуманитарной и информационной политики об отсутствии государственного финансирования отрасли с начала 2020 г.
Если коротко, то суть в том, что по состоянию на 13 марта текущего года паспорт бюджетной программы "Государственная поддержка кинематографии" не согласован Министерством финансов и не утвержден Министерством культуры, молодежи и спорта. В результате средства, предусмотренные программой, оказались заблокированными: остановилось финансирование производства и распространения фильмов (в том числе и международной копродукции), возвращения части квалифицированных расходов иностранным субъектам кинематографии (рибейты), мероприятий по популяризации, сохранению, восстановлению, реставрации национальных фильмов, финансовая поддержка государственного предприятия "Национальный центр Александра Довженко". Работники Довженко-Центра не получают заработную плату, а члены Совета по государственной поддержке кинематографии не получают стипендии.
Паралич отрасли продолжается третий месяц. Под угрозой оказались международные обязательства Украины в рамках межправительственных копродукционных соглашений, своевременный запуск съемочного процесса летнего сезона, ряд международных событий и кинофестивалей как на территории Украины, так и за рубежом.
Авторы обращения настроены крайне пессимистично: "Учитывая производственную специфику, блокирование финансирования может повлечь приостановление кинопроизводства минимум на два года, что, в свою очередь, спровоцирует деквалификацию и потерю кадров из-за эмиграции".
Впрочем, беда не приходит одна, и уже в среду появилось второе обращение - напрямую к премьер-министру от глав Украинского культурного фонда, музейного комплекса "Мистецький Арсенал", Украинского института книги, Национального центра Александра Довженко и Украинского института. Тональность схожая, охват проблемы - более широкий. Правительство планирует сделать новой жертвой коронавируса национальную культуру как таковую. "Отказ от публичных событий - выставок, концертов, кинопоказов, спектаклей и т. д. - мгновенно приводит к стремительному падению доходов всех, кто инвестировал время, усилия и средства в то, чтобы культура в Украине была доступной, качественной, а ее проекты хорошо организованными. Украинские культурные институты и независимые производители уже сейчас оказываются без ресурсов, которые позволили бы выплачивать зарплаты, финансировать первоочередные противоаварийные или реставрационные работы и даже такие насущные потребности, как охрану государственной части украинского музейного фонда. Это грозит не просто остановкой развития или замораживанием достижений последних лет... Сейчас возникает угроза значительно серьезнее: распад институциональной системы и потеря целого поколения талантливых создателей и менеджеров культуры. Это ситуация, типологически похожая на положение дел в Украине на протяжении 1990-х годов".
Управленцы предлагают "перенаправить расходы развития, предусмотренные на культуру или другие цели в пределах бюджетов главных распорядителей, управляющих институтами культуры, на текущую институциональную поддержку... То же касается и производства кино: успех последних лет был возможным благодаря устойчивости поддержки через механизмы Госкино, поскольку создание фильма - это многолетний процесс. Резкое прекращение поддержки обесценит уже сделанные инвестиции (в частности, софинансирование от международных партнеров), спровоцирует деквалификацию и потерю кадров".
Ну и наконец уже просто панические настроения вызвало появившееся все в ту же среду заявление парламентского комитета по вопросам гуманитарной и информационной политики. Стало известно, что Министерство финансов урезает финансирование всех направлений деятельности Министерства культуры, молодежи и спорта. В частности, финансирования лишают Госкино - 750 млн грн, Украинский культурный фонд - 500 млн грн, Институт книги - 150 млн грн, Гостуризм - 240 млн грн. "Подчеркиваем, что такой шаг приведет к кризису и стагнации креативных индустрий страны, потери тысяч рабочих мест. Мы понимаем, что в ситуации с распространением коронавируса и необходимости привлекать дополнительные средства для борьбы с вирусом, необходимо пересматривать бюджет. Однако любые шаги должны обсуждаться с депутатами профильных комитетах и с привлечением представителей министерства. Мы призываем Минфин воздержаться от принятия решений до проведения консультаций", - говорится в заявлении комитета.
Напомню: 750 млн - это весь бюджет Госкино.
Что это означает для национальной кинематографии?
Студии, способные произвести полнометражный фильм в Украине полностью за счет частных инвесторов, можно пересчитать по пальцам одной руки. То же касается количества таковых проектов. Если же говорить еще и об их качестве, то тут лучше просто промолчать. Никакие призы никаких фестивалей этим, как правило, второсортным комедиям не светят. Исключения подтверждают правило.
Славу национального кино составляют фильмы авторские. Не однодневки. Плюс жанры, о которых мало упоминают, но которые не менее нужны: коротко- и полнометражная анимация, документалистика, детское кино. Все эти жанры у нас зависят исключительно от государственной поддержки.
В чем главная беда? В том, что у нас складывается ситуация отсроченной казни. Ведь кино - это непрерывный цикл, состоящий из многих этапов. Хороший фильм делается долго. В этом и следующем году будут еще выходить картины, профинансированные предыдущим "преступным режимом" (ау, кинематографисты - сторонники/цы Зеленского, не хотите что-нибудь сказать?) То есть еще полтора-два года будет держаться иллюзия полноценного кинопроцесса. И вне сомнений, нынешнее руководство будет активно пиариться на фоне каждого успеха.
А потом... Производство фильма зависит от очень многих факторов - от погоды до колебаний курса валют. Поэтому приостановка финансирования любого проекта даже на несколько месяцев чаще всего влечет за собой отсрочку его воплощения на годы, а то и полную остановку. Иначе говоря, результаты нынешних катастрофических решений мы ощутим не ранее 2022 г. Но ощутим полной мерой. О нынешнем раздолье с 25-30 премьерами украинских фильмов в год, с призами нашим режиссерам в Каннах и в Венеции можно будет забыть. Специалисты разбредутся по телевидению и рекламе. Некоторые подадутся в Россию, которая уже ждет с распростертыми объятиями - прямо как в эпоху "бескартинья", в 1990-е. Те, кто останется, будут влачить жалкое существование, ну а в национальном прокате к иностранным фильмам добавятся нерегулярные премьеры "шедевров" "Студии "Квартал 95". Украинское кино опять окажется в положении коматозного больного, о котором оно вроде бы начало забывать.
Казалось бы - странное положение. Ведь в высшем кресле в стране сидит профессиональный киноактер, режиссер и продюсер. А в его команде - превеликое множество выходцев из соответствующей индустрии. И логично, что таковая индустрия должна бы процветать, находиться в приоритете. Да, с откатами, с преференциями для своих людей, криво, косо, но функционировать.
Но это взгляд идеалистический. Практический подход побуждает держать в голове одно: к власти пришли популисты и дилетанты. То есть люди, дающие какие угодно обещания, но неспособные эти обещания выполнять. В первую очередь их непрофессионализм ударил по экономике. Последствия ими же вызванного кризиса резвые "зеленые" реформаторы собираются ликвидировать, отбирая средства у гуманитарной сферы.
И чтобы нам всем совсем уж мало не показалось, навалился еще и этот проклятый вирус с последствиями в виде опустошительных карантинов. Под эту лавочку власти теперь спишут все что угодно. Любое свинство. Любое самоуправство.
И еще же война.
Бедное украинское кино. Бедная Украина.
Будет ли когда-нибудь у нее хоть 10 лет спокойной жизни с вменяемым правительством?