• USD 41.3
  • EUR 43
  • GBP 51.7
Спецпроекты

Домашние фермы насекомых. Что забыли британские футурологи спрогнозировать на 2069 год

Некоторые прогнозы выглядят наивно, но большинство удивляет своей несвежестью. Почему исчерпалась футурология?
Илллюстрация: Samsung
Илллюстрация: Samsung
Реклама на dsnews.ua

Компания Samsung представила "картину будущего", нарисованную по ее заказу "лучшими специалистами" по технологиям и футурологии, каких только можно найти в Британии. Возможно, они действительно прекрасные специалисты в своих областях. Но то ли области узки, то ли вовсе не имели в виду делать футурологические прогнозы.

Некоторые прогнозы, данные в этом буклете, выглядят наивно, но большинство удивляет своей несвежестью. Подземные небоскребы и курорты на орбите, воздушные такси и состязания по квиддичу на ховербордах, жизнь в замкнутых пространствах кондоминиумов и костюмы виртуальной реальности. Флипнем до космопорта? Да кто ж теперь флипает! На флайере долетим.

Но если вы думаете, что перед нами технологическая утопия образца НТР, не спешите с выводами. Несмотря на внешнюю схожесть и очевидную невыполнимость некоторых из прогнозов ни к 2069-му, ни даже к 2169-му. Обратите внимание, что большинство прогнозов, сформулированных еще в эпоху НТР, до сих пор не то что не выполнено — нет даже общего представления, как их выполнить. А ведь теперь для надежд на новый прорыв даже меньше поводов, чем было 50 лет назад.

Об этом, в частности, говорит нам между строк футурологический буклет. В этом дивном новом мире нет места ни человеческим дерзаниям, необходимым для существенных технологических прорывов, ни человеку как таковому, ни человечеству вообще. Человек тут сведен к потребителю, обитателю навороченного, но, в сущности, бесхитростного технологического рая, где каждая потребность немедленно услужливо удовлетворяется вездесущими умными системами. А каких-то замысловатых потребностей у человека не возникает, потому что — зачем? И так все есть.

Попытка вычесть человека из представлений о технологическом рае приводит к смешным результатам. Это часто случается с технократами, которые стремятся решить проблему максимально эффективно и рационально, а потом долго не могут понять, отчего сели в лужу. Вот вам пример — описание питания будущего. С точки зрения рацио все правильно. Имеется проблема: огромные города. В них будет сосредоточено почти все население планеты — не потому, что именно так будет, а потому, что основная масса покупателей высокотехнологичных корпораций сосредоточена именно в городах, а все прочие ее не слишком интересуют. Эти гигамегаполисы должны как-то прокормить свое огромное население. Решение — суперэффективные вертикальные фермы, которые будут обеспечивать растительную пищу, и суперэффективные ульи для разведения насекомых, которые будут обеспечивать белковый компонент. В идеале — полный отказ от еды в ее обычном понимании и переход на питательные коктейли, содержащие необходимое количество белков, жиров, углеводов, витаминов, а также элементов таблицы Менделеева. Причем для каждого индивида состав такого коктейля подберет искусственный интеллект, следящий за состоянием тела и здоровья клиента.

Все прекрасно с точки зрения рациональности. Но звучит ужасно. И, кстати, принципиальное обновление диеты — один из несбывшихся прогнозов эпохи НТР. Почему он не сбылся и вряд ли сбудется в ближайшие 50 лет? Например, потому, что поколению людей, знакомых с тараканами, идея держать на кухне "домашнюю ферму для разведения насекомых" наверняка покажется утонченным стебом.

Те же вопросы вызывают идеи о "глубоких" небоскребах и воздушных такси. Для человека вполне естественно пребывать под землей, но только после того, как его земной путь окончен. Что же до воздушных такси, то идея засорять ими небо, превращая его в то же, во что уже превратили поверхность планеты, кажется вовсе малопривлекательной. Даже без учета вопроса о последствиях ДТП в воздухе.

Реклама на dsnews.ua

Но все это мелочи по сравнению с орбитальными курортами. Представьте себе, сколько стоит такой отдых — с перелетом и стоимостью доставки на орбиту всех тех чисто земных благ, без которых человек не представляет себе комфорта. Элитный отдых на самых дорогих курортах на поверхности планеты покажется копеечным.

Вопрос о курортах уводит нас от того, что в этом буклете будущего есть, и приводит к тому, чего в нем нет. Отчего эта картина выглядела бы аляповатым рекламным проспектом еще 50 лет назад, а сейчас выглядит просто приторной ложью. В этой картине нет неудобств. Это радужное будущее, в котором нет закопченного неба, исчерпания нефти, затопленных городов и целых государств, ураганов и других "прелестей" глобального изменения климата. В нем нет войн, социального неравенства, переселения народов. Это мир закапсулированных индивидов в закапсулированных пространствах закапсулированных городов, отлично отрегулированных и оттого вполне благополучных.

Это, наверное, главный упрек картине будущего от британских футурологов: здесь нет решения хотя бы одной из глобальных проблем, стоящих перед человечеством. В этом будущем вы не найдете даже намека на то, как именно добывается энергия для того, чтобы приводить в действие все это технологическое великолепие. Как решена проблема климатического кризиса — кроме блестящей идеи закопаться поглубже под землю или подняться, чтобы ураганы спать не мешали. Или подняться повыше в воздух, чтобы посетить курорт —те, что были на Земле, надо думать, уже под водой. Или добираться к месту назначения по подводным гиперлупам, потому что, опять-таки, по поверхности Земли передвигаться не представляется возможным.

Будущее от британских футурологов — это мир, в котором проблемы не решаются. В котором нам предлагают махнуть рукой на тот мир, который был дан нам изначально в пользование Богом или природой, и сделать другой мир, сотворенный высокотехнологичными корпорациями.

В этом есть смысл. Чтобы сохранить хотя бы фрагментарно первозданный мир, образ жизни, проповедуемый любой крупной корпорацией, — безудержное потребление — никак не походит. Для того чтобы его сохранить, нужно сократить аппетиты и увеличить ассигнования на фундаментальные исследования. А это крупному бизнесу неинтересно, он хочет прибыли от продаж уже готовых решений, а не дополнительных расходов на исследования. И в этом он стремится сделать своими союзниками своих клиентов. Именно поэтому корпорация продвигает в массы уже не просто "рекламу образа жизни", а рекламу "прекрасного далека". И получается это у нее куда лучше, чем у КПСС, которая обещала коммунизм к 2000 г.

Тут пролегает главное отличие нынешней коммерческой футурологии от футурологии эпохи НТР, в которой было почти все то же самое, что и в футурологии от больших корпораций: летающие такси, подземные небоскребы, орбитальные курорты, гиперлупы, искусственный интеллект и даже миелофон. Разница в целях, с которыми применяются все эти сексуальные завлекалочки. Для эпохи НТР такого типа "реклама будущего" была способом пробудить интерес публики — налогоплательщиков, оплачивающих научно-технические прорывы, и молодежи, в которой зажигали и поддерживали стремление поучаствовать в этих дерзких планах.

Для эпохи смартфона это все только реклама смартфона, призванная побудить потребителя покупать все новые и новые смартфоны в разнообразных форм-факторах со все новыми и новыми функциями, обеспечивающими "работу и отдых". Никаких прорывов. То есть их, конечно, обещают, ведь даже пятикласснику понятно, что без нового технологического прорыва такую штуковину не построишь. Но факты говорят о другом — технологический прогресс исчерпал импульс, полученный в эпоху НТР, и теперь довольно быстро замедляется. Нужна новая научно-технологическая революция. А революции не совершают ни богатые корпорации, у которых и так все неплохо продается, ни их потребители, готовые продать почку, чтобы купить новый айфон.

Впрочем, не стоит забывать, что это будущее не более чем рекламный проспект. Никто ничего не обещает и, честно говоря, не прогнозирует. Слово "футурология" тут, так же как и все прочее, не более чем маркетинговый трюк, на который ловят публику. Футурология любого типа — прогнозы, предсказания и пророчества — никогда не выходит из моды. И в данном случае корпорации используют эту широко известную человеческую слабость для исследования рынка. Главная часть "прогноза" вовсе не та, где британские футурологи (что-то вроде "британских ученых", только в будущем времени) описывают, каким будет будущее. А та, в которой даются данные опроса публики. Тестируется рынок, пытаются определить, в какие проекты и направления вкладывать деньги, а в какие не стоит.

Вкусы публики показательны и специфичны. Никто не любит убирать, и от потребительской технологии ждут в первую очередь решения этой назойливой проблемы. Тех, кто терпеть не может швабру и пылесос (63%), почти в два раза больше, чем тех, кто хотел бы найти доступное решение проблемы трансплантации органов посредством 3D-печати (33%) и развития технологий, связанных с хирургией и другими врачебными практиками (29%). Несколько перспективнее выглядит проект мозговых имплантов, следящих за здоровьем, и имплантов с функцией переводчика (44%).

Особой популярности не снискали отели в космосе — 20% голосов. Публика упорно цепляется за естественные ландшафты родной планеты. Подводные магистрали привлекли 19% опрошенных, то ли уверовавших в глобальное потепление и новый Потоп, то ли страдающих аэрофобией. За подземные небоскребы ("землерои"?) — всего 16%. Даже меньше, чем за фастфуд из насекомых, который готовы отведать 17% опрошенных. Не пользуется популярностью идея вечной жизни в облачном хранилище — 14% и прямой интерфейс мозг-интернет — 12%.

Эти результаты не так уж плохи. Главным образом потому, что они невнятны. Это будущее  не снискало особой популярности у публики. Большинство выдвинутых идей придется положить под сукно. Еще лет на пятьдесят.

    Реклама на dsnews.ua