Карлики из гестапо и НКВД в кокошниках. Как во Львове снимали комедийный боевик

В Украине вышел в прокат фильм "Шляхетні волоцюги" ("Благородные бродяги")
Кадр из фильма "Шляхетні волоцюги"

Эта музыкально-приключенческая комедия, события которой разворачиваются в 1938-39 годах в столице Галичины, повествует о дуэте львовских батяров Боди и Мирека, живущих под лозунгом "Любить Львов, женщин и шутки". Чтобы жизнь оставалась яркой, эти бродяги прибегают к различным авантюрам, оставаясь при этом положительными героями. Неожиданно для себя они становятся опекунами юной Христи, унаследовавшей от матери магический браслет, который делает непобедимым его обладателя. За браслетом начинают охотиться и сталинский СССР, и нацистская Германия. Приключения батяров обретают неожиданное и непредсказуемое развитие.

О работе над картиной рассказали сценарист фильма Тарас Боровок, режиссер Александр Березань и продюсер Дмитрий Кравченко.

"ДС" Как родилась идея фильма?

Т.Б. Продюсеры обратились ко мне и моему соавтору Дмитрию Наумову с просьбой посмотреть старый польский фильм 1939 года, который назывался "Волоцюги", и сделать ремейк. В итоге от того фильма остался только главный месседж: два батяра помогают девушке, которая попала в беду. Все, больше ничего из оригинала. На момент, когда мы начали работать с Александром Березанем, сценарий был уже вылизан до такой степени, что у нас не возникло особых конфликтов. Мы несколько дней посидели, подогнули, подправили кое-где согласно пожеланиям режиссера, и все.

"ДС" Вы удовлетворены воплощением?

Т.Б. Конечно, у нас как у сценаристов были определенные опасения. Сидеть в кинотеатре, смотреть готовую картину, слышать, как люди молчат там, где мы вписали какую-то шутку, - это огромный стресс, лучше застрелиться (смеется) Но, в конце концов, даже скептик Дмитрий Наумов смеялся во многих местах, как и я. Что особенно интересно, написанное нами с режиссерской и с актерской точки зрения было воплощено лучше, чем мы представляли. Каждый член команды только улучшал исходный материал, эту глину, из которой Саша лепил фильм. Хотя обычно авторам редко нравится то, что они видят.

"ДС" Фильм заканчивается не грандиозной битвой всех против всех, как можно было бы предположить, а довольно комично и по-домашнему. Были ли у вас варианты альтернативной развязки?

Т.Б. Были. Даже с сине-желтым флагом на Рейхстаге. Но остановились на том, что есть: суперзло наказано супергероями.

"ДС" Александр, как вы могли бы охарактеризовать жанр фильма?

А.Б. Это комедия, а комедия - сложнейший жанр, потому что заставить зрителя смеяться непросто. К тому же это музыкальная комедия, что еще более усугубляет. И потом, это не просто музыкальная комедия, а и музыкальный боевик, экшн. И вот совокупность этих причин меня напрягала. Да, я боялся. Я боюсь за любой фильм, к которому приступаю, потому что никто не может сказать заранее, каким он будет. Подвести тех, кто тебе поверил, страшновато. На премьере ленты были актеры, и мне очень важно было услышать их мнение. Потому что бывает так, что актер верит режиссеру, работает на площадке, а потом на выходе видит совершенно не то, в чем хотел сниматься.

"ДС" Неужели кому-то не понравилось?

А.Б. Нет-нет, реакция была замечательная, и мне особенно было приятно, что именно актерам понравилось то, что мы сделали.

"ДС" Дмитрий, что было самым сложным в продюсерской работе?

Д.К. Наверное, освоить все львовские локации. Потому что нет таких знаковых для города мест, где бы мы ни снимали. А все, кто хотя бы раз был во Львове, знают, какое количество туристов в городе, и снимать там очень непросто. Непросто было и получить локацию - для этого требовалось решение сессии горсовета. Бюрократию победить было тяжелее всего.

"ДС" Какие моменты объединяли группу?

Д.К. Главный объединяющий фактор - наш режиссер. Он сумел создать особую атмосферу на площадке, которая оставалась и вне нее. Очень хорошо, что в командировке все жили в одном отеле и по вечерам и выходным собирались вместе. Саша сумел сплотить команду. А ребята были со всей страны - много львовских актеров, киевские актеры, кто-то приехал из Днепра, кто-то из Одессы.

"ДС" Как проходил кастинг?

А.Б. О, кастинг был непростой, как и все в этом фильме.

"ДС" Почему непростой?

А.Б. У нас более 60 говорящих персонажей, и у всех интенсивная нагрузка. Мы искали главных героев, которые должны были хорошо говорить на львовском диалекте. Отдавали предпочтение львовским и западноукраинским исполнителям, проводили большие прослушивания, я познакомился с массой классных артистов. Жаль, что не открыл их для себя раньше. Актеры в нашем фильме мегаклассные и мегаорганичные. Я всеми доволен и даже не представляю, что кто-то другой мог бы сыграть их персонажей.

"ДС" И все-таки, что такое для вас успех?

Д.К. Можно, конечно, оперировать какими-то идеалистическими категориями. Но на сегодняшний день - и, думаю, большинство украинских продюсеров со мной согласятся - надо сделать так, чтобы украинский зритель пошел смотреть украинское кино. Потому что маркетинг дает нам пока что не слишком утешительную картину. Выбирая жанр, мы хотели сделать что-то уникальное, чтобы зритель пришел. Мы должны на этом зарабатывать. Поэтому успех для нас - это не только позитивные отклики после львовской и киевской премьер. Хотелось бы получить хорошие кассовые сборы.

"ДС"А в цифрах это как исчисляется?

Д.К. Мы говорим о 300-400 тыс. зрителей. Это будет действительно большая цифра для Украины. Но есть вещи, которые подчеркивают состояние нашего кино. К сожалению, иногда не очень качественные картины перечеркивают желание зрителя смотреть украинское, и это влияет на отношение со стороны тех, кто нас продает, то есть кинотеатров. Можно зайти на сайт любого кинотеатра и посмотреть, сколько сеансов имеет Голливуд и сколько - Украина.

А.Б. Я бы хотел немного добавить. У нас сложное время сейчас. Я бы сказал, конфликтное и критиканское. Когда так много желчи, что просто иногда не хочется даже заходить в сеть, потому что все как будто заряжены негативом. Мне лично хотелось бы, чтобы негатива было поменьше и чтобы отношение к нашему кино было снисходительнее. Мы реально только начали. Мы не в Голливуде, мы в украинских реалиях. Здесь кино делается вопреки. Мы делаем свое дело в сложных условиях, еще не имея достаточного ресурса - профессионального, финансового. Но нужно через это пройти. Когда ребенок рисует открытку маме - я вот рисовал всегда Чебурашку почему-то, - то мама понимает, что это ребенок рисует, это все, что у него есть, но делает он это любя. Так вот мы всю эту историю делали любя, отдавались на 100%. Насколько могли, настолько и делали. Постарались, чтобы было многопланово: и философия, и политика, и юмор. Надеюсь, получилось.

"ДС" Покажут ли фильм за рубежом?

Д.К. Мы работаем над этим, в том числе с фестивалями. Так, было сообщение, что нас покажут на самом большой европейском фестивале комедий в Румынии, также есть договоренности с фестивалями в Польше и Швеции. В США мы дошли до полуфинала комедийного фестиваля в Чикаго. Также будет большой кинофорум категории А, который я пока что не могу объявить из-за правил этого фестиваля до их официального релиза. Но мы точно будем там в основной программе. Что касается мирового проката, то есть уже определенные договоренности с дистрибьюторами, но конкретные факты сообщу позднее.

"ДС" Александр, каковы ваши дальнейшие планы?

А.Б. Я почти дал согласие на несколько сериалов. После завершения "Волоцюг" образовалась эмоциональная, временная и творческая ниша, потому что до полного метра - большая дистанция. Это на самом деле трудоемкая штука. Пока фильм родят продюсеры и сценаристы, пока найдут деньги и так далее. А сидеть у разбитого корыта и ждать чего-то всегда сложно. Я, кроме того, что режиссер, еще и папа, муж. Мне нужно зарабатывать деньги. Хотя, конечно, я не берусь за что попадя. Это достойные, на мой взгляд, сериалы. А параллельно заканчиваю два сценария. Один - о супергероях, экшн-фильм, а второй - то, что можно назвать рэп-оперой.