Углеродный след Фабрики грез. О чем лгут старыми платьями голливудские дивы
"Кто в чем пришел" на церемонию награждения "Оскаром" выглядит вопросом номер два после "кому дали и за что". Однако после того, как на вопрос номер один ответ получен, он сходит с повестки дня. И тогда вопросу номер два воздают по заслугам. Тут соревнование ведется столь же азартно, а взгляды критиков столь же пристальны, как и в вопросе номер один. Что же до индустрии, то ее вопрос номер два волнует даже больше, чем сама статуэтка.
В этом году на церемонии, за которой следит весь мир, была зафиксирована одна несвоевременная смерть - смерть экологического тренда. Выведя на красную дорожку "ответственную моду" и призвав к снижению потребления ради сохранения климата, голливудские звезды совершили подлог: то, что до сих пор было трендом, стало в полном смысле модой. Которая перемалывала и не такие оксюмороны, как "Голливуд и умеренность".
Мода всегда стимулирует избыточное потребление. Экологическая мода, как и мода на здоровое питание, не только не опровергает - подтверждает этот тезис. Салат стоит дороже бургера, а экоодежда из натуральных волокон или переработанных материалов - дороже акрила, вискозы и смесей натуральных волокон с полиэстером. Но вы заплатите. Потому что вы покупаете не просто еду или одежду - вы платите за принципы, за идеи, за правильный образ жизни. Это не умеренность, совсем наоборот. Мода выдумана индустрией именно ради того, чтобы взорвать вашу бережливость, ваше стремление к умеренности. Образ жизни, который она диктует, направлен на разогрев потребления, на увеличение рынка.
"Ответственная мода" - любопытный тренд. Как и экологическое движение в целом, она неоднозначна, иногда смешна, иногда поспешна, но вполне уважаема, поскольку основана на чистых убеждениях и желании изменить мир к лучшему.
Но так было до того момента, пока это все не превратилось в просто моду. У нее есть свои звезды - к Грете Тунберг, просиявшей на глянцевых обложках, присоединились Джейн Фонда, Хоакин Феникс, Лора Дерн. Она прошла по красной дорожке, попала под свет софитов и в объективы главных телекамер мира. Никакой умеренности - путешествия на яхте и Голливуд исключают возможность говорить об умеренности всерьез. Экомода - одна из самых недемократичных на сегодняшний день. Несмотря на то что она продвигает умеренность.
Если бы Голливуд был серьезен в своем намерении следовать экологическому тренду, платья стали бы только вишенкой на торте. А главным стало бы сокращение количества дорогостоящих блокбастеров и в целом снижение бюджетов фильмов. Но вы можете представить себе Фабрику грез, которая экономит на антураже? Что останется от Голливуда, если он вдруг всерьез - не на уровне шмоток на церемонии вручения "Оскара" - озаботится углеродным следом своих продуктов? Если, например, номинироваться на "Оскар" не сможет фильм, который выбросил в атмосферу больше определенной квоты углерода? Учитывая авиаперелеты съемочной группы.
Вот это была бы настоящая "ответственная мода". Но на такой сценарий не согласится ни сам Голливуд, ни его зрители. Они хотят грез. Даже если небо станет черным от копоти и в залах кинотеатров будут сидеть люди в кислородных масках, они все равно - даже еще больше - захотят увидеть на экране волшебный мир и не станут считать, сколько глотков кислорода это зрелище стоит каждому из них.
То есть если Голливуд всерьез стал бы следовать экологическому и климатическому трендам, он перестал бы быть Голливудом.
В этом мы могли убедиться на случае с феминизмом, который для Голливуда также оказался модой - чем-то игровым, не затрагивающим самого сердца ни проблемы, ни индустрии. Об этом, кстати, опять-таки можно судить по платьям. Вы не удивитесь: после "феминистической революции" платья не поменялись. Они по-прежнему продвигают женское тело как дорогую вещь в драгоценной оправе. Все те же вырезы и глубокие декольте, все те же разрезы до бедра и оголенные плечи и спины. Исключение составила Натали Портман с платьем в пол и глухим плащом поверх. И очень не хватало Шерон Стоун, которая явилась пару лет назад в мужской рубашке и с куском ткани, обернутым вокруг бедер в виде юбки. Лишнее доказательство, что не вещь красит человека. В том числе когда человек - женщина.
Вместо того чтобы ударить нарядами, за которыми все следят с замиранием сердца, по гендерным стереотипам, звезды пошли, по заветам Ильича, другим путем: они настаивают на том, что оголяться и торговать телом - их неотъемлемое женское право. В этом есть смысл, разумеется, мое тело, кому хочу, тому продаю. Но отношение к женскому телу как к товару от этого не только не меняется, но даже закрепляется. Меняется не принцип, а только личность торговца и бенефициара. Да что там платья - голливудские актрисы, раскрутившие скандал вокруг Вайнштейна, согласились взять с него деньгами. Отчего сложилось стойкое впечатление, что они просто торговались.
Нет, гендерные стереотипы никуда из голливудской среды не делись - и это снова о платьях. Появиться в своем старом платье, не просто пару раз надетом, а действительно старом, в котором ты еще лет 20 назад засветилась на публике, - это, конечно, скандал. Но... как посмотреть. Это также прекрасная возможность показать коллегам и заодно продюсерам и режиссерам, что ты все еще в форме. Спустя 20 лет ты все еще влезаешь в свои наряды и все еще хорошо в них смотришься.
Для голливудской актрисы это особенно важно: Фабрика грез, оставаясь в корне сексистской, презирает женскую старость. Даже если ты Мэрил Стрип, ты не можешь позволить себе выглядеть на свои 70. А когда тебе все 80, то даже если ты Джейн Фонда, тебе лучше подчеркнуть, что ты и теперь не хуже, чем была в 60. А Лора Дерн уже в третий раз выгуляла платье, которое впервые надела в 1993 г. Посмотрите, ей уже за 50, а то самое платьице на ней сидит не хуже, чем в 20!
Голливуд - колоссальная фабрика тщеславия. И если платьями тут уже никого не удивишь, то можно поискать другие способы обратить на себя внимание и заставить говорить о тебе.
Справедливости ради следует сделать ремарку: Джейн Фонда выпадает из ряда звезд, стремящихся только идти в ногу с модой и молодостью (как своей, так и зрительской). Она настоящий, а не игровой, климатический активист.
Но и для Голливуда в целом климат - это не только мода. Это еще и политика. Климат стоит в том же ряду, что и дело Харви Вайнштейна, - способ выразить протест против Трампа и всего того, с чем он ассоциируется. Это сугубо американская проблема - Трамп поляризовал американское общество, и Голливуд, в целом и в частных случаях отдельных актеров, не мог остаться в стороне.
Но Голливуд - это не только США. Это индустрия, обеспечивающая весь мир. И вне сугубо американского культурного и политического контекста очень многие идеологические жесты звезд экрана выглядят постановочными, толкуются превратно и достигают прямо противоположного эффекта.