• USD 42
  • EUR 43.6
  • GBP 52.6
Спецпроекты

Карательные баллы. Можно ли учиться без оценок в дневниках

МОН хочет изменить подходы к образованию, чтобы дети не чувствовали над собой учительского кнута
Фото: wildkids.biz
Фото: wildkids.biz
Реклама на dsnews.ua

Министр образования Лилия Гриневич заверяет, что новая украинская школа перестанет использовать оценивание в качестве карательного метода. "Сегодня Украина имеет большие проблемы именно с идеологией оценки знаний — она карательная", — признает глава наробраза. Заменить такую систему планируют на стимулирующую: достижения учеников, по словам Гриневич, нужно подчеркивать так же, как и провалы. Как это реализовать, в МОН, судя по всему, еще не придумали.

Оценка как зарплата

"ДС" уже писала, что "новая школа" планирует отойти от системы пичкания детей знаниями и перейти на систему компетентностей, среди которых медиаграмотность, знание языков, компетентность в естественных и точных науках, экологическая грамотность и здоровый образ жизни, инициативность и предприимчивость, самовыражение.

В рамках реформы намерены взяться и за оценки, но при этом полностью отказываться от них не будут. Пока, по словам министра, с оценками не будут сталкиваться только ученики первого-второго классов (в данное время им и так не ставят оценки. — "ДС"), а вот с третьего класса школьников уже начнут приучать к системе баллов. В министерстве напоминают, что реформа школы начнется именно с первоклашек, для этого обещают обучить 22 тыс. учителей. Как писала "ДС", скорее всего, профинансируют такую подготовку общественные организации, а не МОН.

Получится ли отойти от системы, при которой дети учатся только ради оценок, боясь наказания как за невнятно прочитанные стихи, так и за плохое поведение, пока неизвестно. Эксперт по вопросам образования и репетитор Тарас Павлив считает, что от оценок в школе можно отказаться вовсе: роль контроля знаний могут выполнять тесты в пятом и девятом классах. А работать непосредственно с учениками можно при помощи соревнований или рейтингов. К примеру, отличник с хорошей памятью может кое-как выучить стихотворение и получить за него 10 баллов, а троечнику ради тех же 10 баллов придется потратить куда больше времени. В этом контексте выученное стихотворение для отличника вовсе не достижение, тогда как слабый ученик проявил упорство и может быть награжден дополнительно. Оценка вроде бы поставлена правильно, но есть нюансы. "Даже очень рациональных людей демотивирует, когда их зарплата не растет. Потому что зарплата — это в первую очередь мотивация, а она не поддается простой логике", — говорит Павлив.

По его мнению, для того чтобы оценка мотивировала, она ​​должна быть индивидуальной или отсутствовать вовсе. "Если мы хотим оставить оценку в образовательной системе, то нужно сравнивать достижения ребенка вчера, сегодня и завтра. А не разных детей между собой", — говорит эксперт. Еще один негативный эффект оценок очевиден: дети начинают учиться только ради них, тогда как качество получаемых знаний отходит на второй план.

От букв до цифр

Реклама на dsnews.ua

Отказываться от системы оценок в мире не спешат. Однако в разных странах эти системы разнятся — от 5-, 10- (Бельгия, Перу) и даже 100-балльных систем (Панама, Ирак) до использования первых букв алфавита. Так, в США, Индонезии, Афганистане используют именно буквы для оценки работы учеников, а в Канаде, Монголии и Саудовской Аравии к буквам добавляются еще и плюсы и минусы. В Румынии и Австралии используют собственные буквенные системы, а в младшей школе Уругвая — шкалу из различных комбинаций слов sobresaliente (отлично), muy (очень), bueno (хорошо), regular (удовлетворительно) и deficiente (неудовлетворительно). В немецких старших классах используют 15 баллов, в болгарских — всего шесть.

Кстати, в США оценивают не только учеников, но и учителей: составляется рейтинг, который показывает, какие учителя помогают ученикам, а какие, наоборот, унижают их или неинтересно ведут уроки. Правда, и тут без эксцессов не обходится. В одном из штатов после публикации такого рейтинга один из учителей совершил самоубийство. Так что "карательный эффект" оценивания работает не только по отношению к ученикам.

В то же время шведы считают, что любая система оценок несовершенна и таит в себе несправедливость и погрешности. Здесь до восьмого класса ученикам не ставят оценок, чтобы не мешать их индивидуальному развитию и не вызывать у них чувство конкуренции и стресс. Но, пожалуй, самый успешный пример функционирования школ без оценок демонстрируют финны.

В Финляндии в младшей школе учителя вместо выставления оценок в устной форме рассказывают ученикам об их достижениях и слабых местах. В средней школе такие отзывы учителей уже формализованы в виде письменных отчетов и рекомендаций, и лишь в старшей школе появляются аналоги оценок.

При этом, согласно международным исследованиям Организации экономического сотрудничества и развития, финские школьники показывают самый высокий в мире уровень знаний. Являясь самыми читающими детьми планеты, они занимают второе место в мире по естественным наукам и пятое — по математике. Помимо системы оценок, у финнов также нет принципа деления школ на элитные и обычные, отсутствуют специализированные классы (считается, что все предметы равны, несколько привилегированным остается творчество). Учеников и взрослых также считают равными: с первого класса финский школьник знает, что может пожаловаться на учителя социальному работнику. Для каждого ребенка готовится индивидуальный план обучения, слабых детей подтягивают, предметы часто смешивают для решения задач, которые относятся сразу к нескольким дисциплинам.

Главный принцип финской школы — подготовка к жизни, а не к экзаменам. Дети ничего не знают о доменных печах, зато знают о кредитах, банковских картах, могут создать сайт-визитку и т. д.

Реформа на экспорт

Утверждать, что финская модель сработает в Украине, нельзя. Польский эксперт по вопросам децентрализации в образовании Ян Герчинский в комментарии "ДС" рассказал, что успех образовательной реформы во многом зависит от особенностей самой страны.

Так, в Македонии самым острым при проведении реформы образования стал этнический вопрос: после войны в Косово сюда сбежали более 300 тыс. албанцев. "Процесс реформирования был попыткой создать такую форму организации, чтобы представители разных этносов не убивали друг друга", — пояснил эксперт. Решив учить детей на разных языках, власти в итоге создали ситуацию, при которой дети разных этносов практически не общаются между собой, что чревато проблемами в будущем. Однако противостояния на этнической почве в Македонии удалось избежать.
В Грузии главной проблемой были не подходы к обучению, а коррупция в системе образования, поэтому в основу реформы легло изменение системы финансирования школ.

Впрочем, во многих странах мира образовательная реформа — постоянный процесс. Ведь, как говорят эксперты, идеальный закон об образовании, который работал бы в любой стране, написать невозможно.

В Украине для начала детей должны перестать наказывать за поведение, не тот цвет колгот или пиджака, помарки в тетради, помаду на губах, небрежную прическу, отсутствие кроссовок на физкультуре. За отсутствие способности к пению ребенка не должны унижать, за плохое пространственное мышление на него не должны кричать, а оценки в дневнике не должны быть доступны всем ученикам и их родителям для сравнительного анализа. Благо от последнего в украинской школе уже решили отказаться.

    Реклама на dsnews.ua