Камни, буки и летучие мыши. Что скрывают иванковецкие штольни

Заброшенные штольни у села Иванковцы на Хмельниччине – одни из интереснейших и, одновременно, малоизвестных рукотворных подземелий Украины

Даже на бесконечных просторах интернета этим штольням посвящено всего несколько фотоподборок, преимущественно довольно скверного качества. Благодаря "ДС" читатели могут "виртуально" спуститься в эти катакомбы и посмотреть, что происходит под землей и кто там обитает.

Самые знаменитые подземные каменоломни Украины — катакомбы Одессы. Они и самые протяженные — почти 2,5 тыс. км. Катакомбы стали одним из главных символов "Жемчужины у моря", средоточием легенд о контрабандистах, налетчиках и партизанах. Предприимчивые одесситы давно научились делать на этом свой маленький гешефт и очень небесплатно водят туда туристов.

Иванковецкая штольня. Обвал

"Раскручены" и каменоломни Керчи. Они знамениты бессмысленным, но героическим сидением подземного гарнизона и пионером-героем Володей Дубининым.

Между тем в том же Крыму есть не менее знаменитые Инкерманские штольни. Здесь отбывал каторгу ученик апостола Петра, четвертый Папа Римский святой Климент I. Его почитают как католики, так и православные. А в 1942-м отступающие советские войска взорвали хранящийся здесь огромный арсенал, заодно похоронив под завалами подземный госпиталь и несколько тысяч укрывшихся в выработках мирных граждан. 

Один из "промышленных" входов в Иванковецкую штольню

В отличие от одесских катакомб инкерманские штольни не являются туристическим объектом – увидеть их законно можно только снаружи. Сюда ходят только авантюристы-диггеры, причем часто с криминальной целью —  добыть оружие или взрывчатку.

"Главная" штольня в Иванковцах

О штольнях возле села Иванковцы, что в Хмельницкой обл. (49°11'27.0"N 26°11'35.4"E) широкой общественности практически ничего не известно. Даже в соседних селах о их существовании местные жители не подозревают.

Эти катакомбы не такие масштабные, как причерноморские. Протяженность выработок колеблется, по разным оценкам, от 4-х до 22-х км. Вероятнее всего стоит говорить о 7-10 км. Впрочем, этого достаточно, чтобы незадачливый турист капитально заблудился. Тем более, что здесь не один ярус.  

Центральная штольня изнутри

Хотя промышленная разработка, как открытым, так и подземным способом, началась здесь только в середине пятидесятых, можно с уверенностью предполагать, что кустарная добыча шла с глубокой древности. 

В этой местности есть выходы двух типов известняков. Первые отложились в конце силурийского периода (более 400 млн лет назад). Они довольно твердые. Вторые образованы морскими организмами, жившими в водах относительно молодого океана Паратетис и образовавшегося на его основе Сарматского моря (около 15-25 миллионов лет назад). Ранее это был большой барьерный риф, а сейчас – горы Товтры, единственный на планете масштабный кряж биологического происхождения.

Из "сарматского" камня резали как надгробия, так и шляхетские гербы

"Сарматские" известняки имеют удивительную особенность. Изначально они мягкие — их можно легко пилить обычной пилой и резать едва ли не кухонным ножом. Но постояв на открытом воздухе они становятся прочными и твердыми. Из этого известняка вырезали декоративные элементы зданий, надгробия, сакральные фигуры и проч. Именно из такого камня изготовили знаменитого Збручанского идола, четыреликого Святовида. Его, кстати, выудили из Збруча у основания горы Соколихи, возвышающейся рядом со штольнями. 

Гора Соколиха и ее Соколиные скалы. Слева — скальная стена, в основании которой три входа в штольни

О том, что штольни здесь появились задолго до начала официальной добычи камня, свидетельствуют рассказы старожилов о том, что некогда в туннелях прятались бойцы УПА. Скорее всего, речь о небольших катакомбах, где камень добывали вручную.

Фрагмент памятника

В одной из выработок можно увидеть элемент надгробия (основу для креста). Автору не удалось выяснить его происхождение. Возможно, в свое время при штольнях официально действовала небольшая камнерезная мастерская. Но не исключено, что кто-то из мастеров делал "халтурку" — на советских производствах такое практиковалось повсеместно. Можно также предположить, что это часть некоего памятника погибшим горнякам — каменоломни закрыли в начале семидесятых из-за высокой аварийности и гибели людей под обвалами. Следы масштабных обвалов можно увидеть едва ли не в каждом тоннеле, да и трещины на сводах не внушают оптимизма. 

Еще один обвал в штольнях

Заброшенные штольни находятся практически на вершине безымянной "товтрины" посреди живописной скалистой чаши, в которой без труда угадывается бывший карьер для добычи известняка открытым способом. Такой камень шел на щебень, а также использовался для отбеливания сахара на соседних сахарных заводах.

Всего здесь четыре "промышленных" входа и несколько узких проходов, скорее всего, выполнявших роль вентиляционных отдушин — по выработкам ездили грузовики и выхлопы нужно было отводить.

Одна из "промышленных" штолен

Местность, где находятся штольни, очень красивая. За полстолетия природа успела заживить следы глубокой каменной раны в боку горы и здесь образовался довольно необычный, очень живописный ландшафт. Кроме того, это место практически заповедное и пока не загажено людьми.

Следы добычи камня открытым способом

Менее чем в полукилометре за Збручем находится заповедник Медоборы, сами же штольни находятся на территории национального парка "Подольские Товтры". Совсем рядом есть уникальное место – "бучина" (буковый лес), с 2017 года входящая в объект всемирного наследия ЮНЕСКО "Древние и первобытные буковые леса Карпат и других регионов Европы".

Этот огромный трансграничный природный объект состоит из 78 лесных массивов, расположенных на территории 12 стран: Австрии, Албании, Бельгии, Болгарии, Испании, Италии, Германии, Румынии, Словакии, Словении, Хорватии и, конечно же, — Украины. Буковые леса — эталон естественного развития лесных экосистем Европы, а также дом для множества редких видов растений и животных. В современных условиях такие леса невозможно воспроизвести, ведь это не просто скопление деревьев, а сложная многоуровневая экологическая система.

Буки

Местные буки уникальны вдвойне – это крайняя восточная точка природного ареала указанного вида. "Юнесковская бучина" занимает площадь в 212,01 га и находится в глубине лесного массива. Но если хочется посмотреть на буки – не нужно углубляться в чащу (тем более, что так и заблудиться несложно). Буков, в том числе настоящих 150-летних исполинов, хватает и вдоль заброшенной лесной дороги, по которой вывозили добытый камень.

Ранее здесь вереницей проносились грузовики, но сегодня можно проехать разве что внедорожником (не всяким) либо пройти пешком. Пешком – предпочтительнее. Прогулка среди девственного леса приятна и полезна, но это почти 5 километров и не каждому захочется.

Дорога к штольням хранит их нетронутость

Труднодоступность штолен играет позитивную роль. Несмотря на исключительную привлекательность этого объекта его практически не посещают туристы. Особенно любители шашлыков и выпивки на свежем воздухе. Соответственно, в "долине штолен", как и в самих выработках, почти отсутствует давно ставший привычным мусор, а птицы вьют гнезда впритык к входам в подземелья.

Гнездо птицы. Выше, похожее на лапшу, – окаменевшие домики "сарматских" червей-серпул

Когда ушли люди штольни обжили животные. Главным образом разные виды летучих мышей, которые собираются здесь на зимовку. Среди них выделим представителей очень редкого вида малый подковонос (лат. Rhinolophus hipposideros), едва ли не самого мелкого рукокрылого Европы. Взрослая особь весит всего 5-7 граммов, а в "подвешенном" виде имеет длину около 4 см. Размерами они практически не отличаются от бабочек павлиний глаз, тоже зимующих в заброшенных выработках.

Обитатели штолен

В иванковецких штольнях обитает самая крупная в Украине популяция этих миниатюрных и очень симпатичных животных – около тысячи особей. Вторая по размерам популяция проживает в пещерах Крыма. Но там всего несколько сотен особей.

Летучих мышей (все они охраняются законом и внесены в "Красную книгу"), а особенно малых подковоносов, тем более в период зимней спячки, тревожить не следует — это может привести даже к гибели колонии.

С обвалами пытались бороться при помощи крепежа. Не помогло. Обратите внимание на свод
Иванковецкие штольни

Если во время обследования штолен вдруг наткнуться на летучих мышей (колонию или одиночных животных), максимум, что можно сделать, – тихонечко сфотографировать и поскорее уйти. Даже прикасаться к животным нельзя, не говоря уже о том, чтобы брать в руки для фотосессии. Увы, в социальных сетях приходилось видеть, как горе-туристы селфились с вытащенными на поверхность и растянутыми за крылышки животными.

Кроме того, нужно помнить, что это место повышенной опасности — здесь случаются частые обвалы, о чем свидетельствуют огромные, перекрывающие проходы глыбы и трещины на сводах. Плюс есть риск заблудиться.

Ради интересного репортажа и красивых кадров автор забрался в глубины подольских руд / Все фото Дмитра Полюховича

Чтобы набраться впечатлений вполне хватит полюбоваться долиной, где находятся скалы со входами в штольни, и прогуляться вглубь выработки максимум на сотню метров.