Какого х! Почему нам не обойтись без мата в журналистике

Все средства хороши, чтобы привлечь внимание читателей и быть понятным им
Фото: Shutterstock

Украинский журналист Роман Скрыпин в минувшие выходные записал и выложил на youtube видео, в котором выразил несогласие с несамостоятельным, на его взгляд, поведением президента Владимира Зеленского. Скрыпину не нравится то, что глава офиса президента Андрей Богдан постоянно что-то нашептывает Зеленскому из-за плеча в ходе всех публичных встреч. Выглядит это, надо сказать, и вправду очень интригующе, вызывая ассоциации одновременно с театром марионеток, так что все время хочется посмотреть, что же надето на руку у Богдана, взгляд так и скользит - проверить, и с попугаем, сидящим на плече у одноногого Джона Сильвера, хотя у нашего президента и две ноги, чтоб он был и впредь так же здоров, и чтобы всего у него было много. Впрочем, при таланте Владимира Александровича он мог бы сыграть и одноногого Сильвера - не менее убедительно, чем президента Украины, - и даже оставаясь на двух ногах.

В принципе, Скрыпин в своем видео говорит не об одном только Богдане. Он много о чем там сказал, адресуясь к Зеленскому, так что в сети в итоге получили хождение два его ролика. Один - полный, на целых полчаса, в котором мата не так уж и много. Нет, ну, он там тоже есть, конечно, но лишь местами, и умеренно - можно сказать, для логической связки слов. В нем Скрыпин пространно рассуждает  о том, о сем, и, вообще, обо всем сразу, поучая и  наставляя Зеленского, каким должен, и каким не должен быть президент Украины. Второй ролик - фрагмент, вырезанный  из первого, он короткий, всего на три минуты, уже целиком посвященный отношениям Зеленского и Богдана - по меньшей мере, той их части, которую мы видим публично, и сплошь нецензурный. А теперь угадайте, какой из двух набрал больше лайков, и разошелся шире.

Угадали? Отлично. Пойдем дальше. Понятно, что обращение Скрыпина именно к Зеленскому - прием чисто риторический. Зеленский его не услышит, и не увидит, его коммуникации замкнул на себя Андрей Богдан. Богдан ролик конечно, посмотрит, и сделает пометочку напротив фамилии Скрыпина в своем списке, но мы сейчас не об этом. Речь о том, что под видом обращения в Зеленскому Скрыпин обращался к зрителям, излагая им свое мнение о Зеленском, Богдане, институте президентства - ну и так далее. И зрители сделали выбор, проголосовав лайками за ролик короткий и матерный.

Это не первый опыт Скрыпина такого рода. Он хорошо понимает силу и привлекательность нецензурной лексики. И надо сказать, что он абсолютно прав. Ниша нецензурной журналистики весьма и весьма перспективна. Конечно, вскоре появятся и конкуренты, но после выхода короткого ролика о Богдане и Зеленском, а также матерного поста в ФБ, посвященного итогам выборов, звезда Скрыпина на этой части информационного небосвода вспыхнула очень ярко. Так что пора, вероятно, придумать и специальный термин, означающий это новое, и, повторяю, очень перспективное направление. 

"Обсцентная журналистика" формально правильно, но скучно. А вот "скрып-журналистика", как калька с близкой к ней по духу "гонзо-журналистики", на мой взгляд - в самый раз. Отчего бы и нет? Присваивать новым направлениям общественной и творческой деятельности имена тех, кто ярко засветился в них на начальном этапе - вполне себе в украинской традиции. Вспомним, откуда пошли "титушки": Вадима Титушко уже все забыли, зато идея, названная его именем, живет, и пышно цветет.

Итак, скрып-журналистика - что это, какова ее роль и зачем она нужна вообще.

Конечно, Ольга Богомолец и будет против, но, во-первых, очень многие явления в нашей жизни невозможно адекватно описать, оставаясь в рамках так называемых "приличий". Все дело в том, что сами явления никак не вписываются в рамки приличного.

Естественно, что все попытки их академически-светского описания выглядят бледно и бессильно, и не передают ни идею, ни суть, ни общий дух происходящего. Они скорее затуманивают ситуацию, чем раскрывают ее. Я и сам много раз сталкивался с тем, что нецензурная лексика, как важнейший инструмент политического обозревателя, в наши дни просто необходима. К сожалению, редакторы пока не приветствуют точного хотя, возможно и немного шокирующего описания политических процессов, как в Украине, так и за ее пределами. Теперь же я смогу ссылаться на опыт Скрыпина и на традицию скрып-журналистики, обосновывая свое право материться со страниц почтенного издания.

Но не все тут так просто. Занимательно писать матом - или занимательно материться на видео - большое искусство. Далеко не каждый титушка, чей нецензурный лексикон ограничен 3-4 стереотипными фразами, способен материться так красиво, как это получается у Скрыпина. Точно так же, как далеко не каждый литератор способен материться так же здорово, как Лесь Подервяньский. Здесь мы переходим ко второму  и третьему качествам скрып-журналистики.

Итак, во-вторых, она напрямую связана с высокой литературой  - как с поэзией, так и с прозой. Очень многие, едва ли не все писатели и поэты, за исключением уже совершенно фантастических зануд, ставили опыты с нецензурной лексикой в своих произведениях.  У кого-то получалось лучше, у кого-то хуже, кто-то робко отступал, а кто-то,  напротив, уходил с головой в матерное стихосложение и прозотворение - но пробовали все. Журналистика же, будучи во всех ее проявлениях занятием утилитарным, жестко привязанным в сиюминутной реальности, когда даже лучшие тексты живут в лучшем случае, неделю, просто обязана равняться на лучшие литературные образцы - и скрып-журналистика в ряду журналистских жанров прокладывает мостик к тем разделам искусства слова, которые незаслуженно оказались забыты.

Про видеоряд я вообще молчу. Мировой кинематограф давно силится отражать народную жизнь - а какая же народная жизнь без мата? Хорошо, индусы заменяют это танцами и песнями - но не у всех есть соответствующая традиция, матерятся же поголовно все. Возьмите любой народ, хоть самый экзотический - и, я вас уверяю, что научившись понимать, о чем этот народ  говорит, вы услышите, в принципе, везде одно и то же. Матерятся даже пингвины в Антарктиде - и это тоже естественно. Посмотрел бы я на вас, чтобы вы сказали, разгуливая босиком при минус 50 и ненароком споткнувшись босой ногой о бочку из-под горючего, брошенную этими  ..... ну в общем,  полярниками. И это третий пункт, который тоже очень важен.

Итак, скрып-журналистика глубоко народна - но, будучи тесно связана с высокой литературой, притом, такой, которую не изучают в школьном курсе, она, в сумме этих двух пунктов приобщает к высокой культуре и весь наш народ, способствуя распространению грамотного, с творческим подходом, с огоньком, со смачными метафорами, словом, талантливого и интеллектуального сквернословия. Несомненно, такой мат тоже есть род высокого искусства и, как всякое искусство, достоин уважения.

Понятность народу дает скрып-журналисту потрясающую возможность не снижая уровня, не упрощая, не подменяя реальность простыми схемами, говорить с широкими массами на понятном им языке. Попробуйте изложить претензии к любому органу власти не прибегая к мату - хоть письменно, хоть на видео.  Вас прочтет и посмотрит в лучшем случае горстка ботаников, а три четверти, если вообще не 99%  вашей потенциальной аудитории будут смотреть "Сватов" или "95 Квартал" - или что там будет теперь вместо него, может, и "Президентский квартал" - я, право, не знаю, да это и неважно. Они будут смотреть это - и искать там ответы на мучащие их вопросы. И, что самое страшное, не только искать, но и находить их. Если же вы в своем ролике скажете, к примеру, что критикуемые вами - вообще не власть, а просто там, на том месте, где они якобы власть, все очень сильно  метаболизировано, или что критикуемые вами лица сплошь принадлежат к расе 3,14 расов, в самом плохом смысле, то вами, как минимум, заинтересуются. Возможно, последуют и вопросы, а вопросы к докладчику - верный знак того, что не вся аудитория продремала все его выступление, а кое-кто кое-что услышал, и что-то там себе понял, скорее всего неправильно, но не в этом суть. Тут главное - начать живое общение. И вот вас, к примеру, уже попросят пояснить: а как так вышло, что продукты метаболизма - кстати, а кем там наложено - некому убрать, а во власть выбирают только дважды 3,14 расов помноженных на R, а в некоторый случаях даже 3,14 расов помноженных на R в квадрате. И вы, весь такой, им отвечаете: да ведь те, кто их выбрал - они сами такие же! И вот уже ваш визави проснулся, задумался, и мучительно пытается припомнить, а кого же он, собственно, сам-то выбирал.

По сути, это единственный способ коммуникации с массами, просто потому, что весь цензурный теле и радиоэфир лишь затеняет проблему. Я намеренно не прибегал сейчас к средствам скрып-журналистики, заменяя точные и понятные слова всякими штучками из курса средней школы, которые нам преподносили на уроках математики и биологии - просто чтобы вы увидели, как это беззубо и плохо. Ну ведь плохо же!  Ну, не цепляет! А если бы я прямо сказал, что я обо всем этом - в том числе и о том, о чем высказался Скрыпин, думаю, то это вырезал бы редактор, оставив в тексте только мою грустную улыбку.  

Словом, у нас просто нет иного выхода. Конечно, автор гонзо-журналистики, покойный Хантер Томпсон предлагает нам свой рецепт преодоления воздействия эфира - цитирую: "единственный способ сохранить бодрость под эфиром - занюхать побольше амилнитрита - но не весь сразу, а постепенно". Но в наших условиях этот рецепт едва ли массово применим. У нас просто нет возможностей Томпсона, который, как мы помним, располагал двумя мешками травы, семьюдесятью пятью катышками мескалина, пятью листами промокашки с мощной кислотой, половиной солонки кокаина и целым арсеналом разноцветных таблеток: разогнаться, притормозить, повопить и посмеяться ... а еще квартой текилы, квартой рома, ящиком "Бадвайзера", пинтой чистого эфира и двумя дюжинами капсул амилнитрита. Ничего этого у нас, во всяком случае у большинства из нас и большую часть времени под рукой нет. Зато нецензурная лексика есть. Она всегда у нас и в голове и на языке. Так что же лучше - и, кстати, что просто полезней для здоровья: впихивать в себя всю эту гадость, как делал Томпсон, чтобы пережить сложности эпохи, или просто открыто, с чистым сердцем выматерится? Как видите, еще один аргумент в пользу  скрып-журналистики - это ЗОЖ.

И, наконец, последнее - наш язык, украинский язык, за который нужно вести борьбу. Скрыпин кроет матом именно на украинском. Конечно, можно поспорить, и сказать, и, вот, Ольга Богомолец так и говорит, что матерные слова, которые он применяет, не есть исконно украинские ругательства. Что все они - ордынского происхождения и занесены в нашу страну с северо-востока, вместе с прочей азиатчиной вроде ПСС В.И.Ленина и всяких рок-балалаечников. Отчасти это так, но давайте же исходить из реальной ситуации. Скрыпин матерится по-украински в той мере, в какой это возможно в наших условиях, чтобы не утерять связи с народом и быть понятым им. Постепенно процент украинской ненормативной лексики в его выступлениях будет возрастать - в том, естественно случае, если он продолжит свои труды, а новое, перспективное направление скрып-журналистики не будет погребено под слоем халтурщиков-подражателей. Потому что, повторяю, талантливо материться тоже надо уметь. Это высокое искусство, доступное не всем, а лишь тем, кого удостоили своим благосклонным вниманием музы, причем сразу все, когда, ужравшись в хлам на олимпийском девичнике, они начинают изъясняться в своем кругу прямо, без обиняков.