Как скоро мусульмане потеснят патриарха Кирилла
Не говоря уже о том, какую роль в самооценке мусульман сыграла и играет кадыровская Чечня.
То, что "Россия - православная страна", а РПЦ, соответственно, главный поставщик "духовных скреп" - все больше стереотип, а может уже и просто фигура речи. Из религиозных организаций по массовости и непосредственному влиянию в стране лидирует мусульманство. Руководство РПЦ быстро теряет авторитет в российском обществе в силу как малого количества православных, так и из-за репутационных потерь. В то время как авторитет духовных лидеров для мусульман отнюдь не пустой звук.
Поэтому когда Путин говорил о выдающемся месте ислама в судьбах России, он, возможно, думал о своем, то есть о Кадырове. Но, вполне возможно, и о том, что в перспективе патриарх Московский будет значить для его политики куда меньше, чем мусульманские лидеры. Потому что именно мусульманские регионы - первоочередная угроза для территориальной целостности РФ, именно в исламских кругах, которым надоедает статус "меньшинства", не соответствующий истинному положению вещей, может назревать протест. В этом случае, кремлевской власти имеет смысл изо всех сил развивать сотрудничество с мусульманскими духовными лидерами.
Чего до сих пор не хватало российским мусульманам - так это идеологической широты, которая до сих пор оставалась уделом РПЦ. Это православие было и остается "духовной скрепой", бастионом перед глобализацией, заслоном тлетворным западным веяньям и т.п. Но разве ислам в этом плане уступает православию? Не только не уступает - но, может, и преимущества кое-какие имеет. Не хватает только развитой идеологической платформы.
Но работа над этим уже идет. По крайней мере, председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин уже рассуждает о поисках "философской альтернативы" глобализации и толерантности. Которая, разумеется, должна опираться на Коран. А своим заявление о том, что за убийством Немцова стоят не мусульмане, а все это происки Запада, Гайнутдин прочно занял место в идеологическом русле Кремля.
Вроде как ничего особенного - руководство РПЦ уже давно говорит о том, что готово сотрудничать со всеми "здоровыми силами", и мусульманами в том числе, в деле защиты скреп духовных. Но как долго они продержатся в состоянии сотрудничества прежде чем перейдут к прямой конкуренции? Ведь именно ислам, а не православие - религия российского большинства. Причем организованного большинства. Рано или поздно этот аргумент может стать главным.
Конечно, это произойдет не прямо сейчас - социальная инерция велика, стереотипы живучи. Но проблема в том, что в данное время крики о "скрепах" глушат звенящую пустоту, которая разрастается на месте, собственно, ценностей, в ситуации духовной коррозии, в которую Россия погружалась последние годы и сильно ускорила этот процесс после начала войны с Украиной - из-за колоссального всплеска лжи и просто "разрыва шаблона" при котором вчерашние "братья" оказались врагами. С этой экзистенциальной растерянностью не справляются традиционные "эксперты по духовности", в том числе, от РПЦ.
Учитывая интересы кремлевской власти, которым нужны гарантии лояльности со стороны мусульманских регионов Федерации, вакантное место духовного авторитета может быть предложено мусульманским лидерам. А тем временем мусульмане проверяют "скрепы" на прочность. Пока апологеты православия-самодержавия-народности ждали удара с греховного Запада и готовились дать последний и решительный бой гомосексуальным бракам, с тыла подкрался коварный Восток. С намеком - пока только намеком - на легализацию многоженства.
Почему бы нет? Для мусульман это, между прочим, традиция. Скандальная история с "неравным браком" чеченского начальника РОВД, который благословил сам Кадыров, на самом деле - вызов не только кремлевской власти. Которая, разумеется, это "проглотила" - куда же ей деваться? Это вызов еще и "православным скрепам". Конечно, в Думе тут же был зарегистрирован законопроект о введении уголовной ответственности за многоженство - чтобы никто не думал воспринять чеченскую историю как пример для подражания. Но у законопроекта ни одного шанса - раз уж главная защитница скреп депутат Госдумы Мизулина заявила, что вводить уголовную ответственность за многоженство - "нелепо". А ведь то, что не запрещено - то разрешено.
А во-вторых, какой смысл принимать законы, которые будут со всей серьезностью и при поддержке местной власти нарушаться всеми, кто сочтет, что такой закон "противоречит нашим традициям" и прочим духовным исламским скрепам?
То, что скандальный брак "проглотил" Кремль и переварит Дума - полбеды. Но эта история не слишком взволновала ни РПЦ, ни российскую общественность в целом. Большинство телезрителей нашло утешение в мысли о том, что всесильный мент в кадыровской Чечне мог поступить с девочкой гораздо, гораздо хуже. А "могло быть и хуже" - это, знаете, очень действенная мантра, способная примирить кого угодно с чем угодно. И даже дать надежду на то, что "там у них - не так уж и страшно".
А вот интересно, какую гражданскую религию можно будет построить в России на основе ислама?