Как освободить украинский кинопрокат от российского ига

Отечественные кинопрокатчики слишком зависимы от российских компаний. Сейчас самое удачное время двигаться в сторону полной самостоятельности
Фото: nws.su

Известно, что 16 апреля Украина "попала под раздачу" российской цензуры - вслед за Россией и Беларусью собственник прав на прокат голливудского фильма "Номер 44" компания "Централ Партнершип" отозвала лицензию на показ картины в странах СНГ, в том числе и в Украине. Случилось это потому, что прокатчик - российский, а министерство "цензуры" РФ приказало: не пущать на экраны заморскую картину, порочащую честь великой страны и великой Победы.

Украина же попросту оказалась заложником ситуации, когда фильм сняли с показа "по умолчанию", а не по соответствующему решению украинских органов.
Данный прецедент ярко продемонстрировал одну из самых актуальных проблем зарождающейся отечественной киноиндустрии - зависимость отечественного проката от российских компаний.

Все дело в том, что у игроков украинского кинорынка недостаточно средств, чтобы самостоятельно выкупать права на прокат голливудских картин напрямую у производителей. Исторически сложилось, что эту функцию на украинском кинорынке выполняют преимущественно российские компании, имеющие финансовую возможность приобрести прокатные права именитых кинокорпорация.

Прискорбно, но факт. Действительно, так вышло, что за 23 года независимости Украина пока так и не нашла средств, чтобы всегда самостоятельно заключать договора с продюсерами мирового кино.

Если дистрибьюторы оперативно найдут необходимое количество денег и выкупят прокат картины "Номер 44", то с грифом "Запрещено к показу в России" прокат данного фильма в Украине (в нынешних-то реалиях) попросту обречен на успех

Справедливости ради отметим, что и самим производителям така схема сотрудничества весьма интересна - экономия времени и средств на заключение контрактов по прокату с таким, в принципе, маленьким рынком, как украинский.

Вполне очевидно, что российским копаниям такое сотрудничество подходит еще больше - выступая в роли посредника они могут диктовать меньшим странам собственные условия по прокату картин. Внезапная отмена проката "Номера 44" - как раз один из подводных камней такого украино-российского сотрудничества.

Хочется верить, что такая неприятная ситуация заставит производителей фильмов задуматься о том, чтобы переходить наконец на развитие прямых отношений с украинскими дистрибьютерам, отказываясь от посредничества России. Ведь отзыв кинопроката в Украине по капризу РФ - это не только миллионные убытки для производителя кино, но и стимулирование производства и распространения пиратской кинопродукции. Ведь из-за запрета, украинцы смогут посмотреть фильм исключительно в интернете.

Однако, прежде всего, хочется верить, что наконец-то представители украинской киноиндустрии встряхнуться и усиленно начнут работать в направлении быстрого и эффективного отделения отечественной киноотрасли от "северного соседа". Учитывая, что первые шаги независимости украинской киноиндустрии уже сделаны - принятие закона о запрете демонстрации в Украине пропагандистских российских сериалов - процесс освобождения от "российского ига" еще и в киноотрасли имеет шанс пойти еще быстрее.

Интересно, что из данной ситуации можно выйти не только с высоко поднятой головой, но и с прибылью. Если дистрибьюторы оперативно найдут необходимое количество денег и выкупят прокат картины "Номер 44", то с грифом "Запрещено к показу в России" прокат данного фильма в Украине (в нынешних-то реалиях) попросту обречен на успех.