Как киевская митрополия пакостит украинцам

Киевская митрополия честно выполнила очередной заказ по спойлерству Украины
Встреча представителей УПЦ МП с послом Королевства Нидерланды Кейсом ван Баром. Фото: church.ua

Украинская православная церковь Московского патриархата в последнее время ведет весьма бурную внешнеполитическую деятельность. И пока патриарх Московский готовится к Всеправославному собору и обнимается с Папой Римским, украинская "дочка" делает свою часть большого общего дела по удержанию Украины если не в орбите России, то хотя бы от втягивания в орбиту Запада.

Количество встреч представителей УПЦ МП с всевозможными зарубежными "партнерами" возросло неимоверно — и в зарубежье, и дома, в Украине. Правда, круг тем для разговоров у них, как правило, уже, чем круг декабристов-революционеров: чиновников от УПЦ МП интересуют нарушения прав верующих одной конкретной конфессии, о которых они не устают информировать весь мир. Информационные мощности УПЦ МП работают на версию "религиозной войны в Украине" (она же "война с каноническим православием"), обозначенной около года назад патриархом Кириллом.

Показательной в этом плане стала прошедшая на днях встреча представителей Синодальных отделов УПЦ МП с послом Королевства Нидерланды в Украине Кейсом ван Баром. Из официального отчета об этой встрече следует, что послу рассказали о "конкретных случаях нарушения прав верующих", но снова только одной конкретной конфессии — УПЦ МП. Речь не шла ни об убитых в Славянске протестантских пасторах, ни о священниках УПЦ КП, греко- и римо-католиках, которые прошли через подвалы боевиков. УПЦ МП сосредоточена только на своих правах, а еще конкретнее — на своем имуществе. Потому что, судя по тому же отчету, речь шла в первую очередь о нем — о храмах, которые у УПЦ МП отбирают в западных областях.

Посла проинформировали не только о том, что грубейшим образом нарушаются права верующих. Нарушается сама Конституция Украины. К тому же исполнительная власть не выполняет распоряжений суда — тех, по которым спорные храмы в далеких украинских селах должны принадлежать УПЦ МП. В ответ на что, во всяком случае, согласно отчетам пресс-службы УПЦ МП, голландская сторона разразилась искренним раздражением и филиппиками в том смысле, что да-да, они в Голландии отлично знают, что в Украине все чихать хотели на верховенство права.

Отдельно упоминается, что представители митрополии передали послу видеоматериалы, на которых зафиксированы факты нарушений прав верующих, Конституции и прочих ценностей, священных для всех цивилизованных людей.

Все это выглядело бы смешной возней, если бы именно этот эпизод не вписался наилучшим образом в подготовку к скорому референдуму по ассоциации Украина-ЕС в Нидерландах. А в Нидерландах нам не везет. Сначала протащили (говорят, не без российских денег) идею вынести вопрос об ассоциации на референдум. После чего  (совершенно предсказуемо)  началась информационная война за умы голландской публики. В ходе боевых действий будто ниоткуда возникли украденные из голландского музея картины, которые нашлись, разумеется, в Украине, а вся тяжесть обвинений легла почему-то не на воров, а на "украинских националистов" и госструктуры. На этом фоне на экраны выходит "скандальный фильм о Майдане" — нам-то тут видно, что это плохо слепленная заказуха, но для европейской местности сойдет. А тут очень кстати еще материальчик — правовой беспредел и нарушение прав верующих.

В общем, в московских руководящих кабинетах должны быть довольны — Киевская митрополия честно выполнила очередной заказ по спойлерству Украины. Никак иначе этот эпизод трактовать не получается. Ситуация-то внешне анекдотическая: украинские представители московской церкви ищут поддержки в той самой Европе, которую они же сами поносят почем зря за секуляризм, однополые браки и, кстати, "нарушения прав верующих", которые прикрывают "толерантностью". Апеллируют к тем самым "правам человека", которые сами же подвергают сомнениям, ревизиям и оспаривают собственными альтернативными доктринами. В общем, демонстрируют ту самую гибридность, которая сейчас лежит в основе официальной идеологии России.

Впрочем, мелкие пакости Украине на международной арене со стороны УПЦ МП — это не только выполнение своей миссии в гибридной войне РФ против Украины. Это отчасти самозащита. УПЦ МП не особо скрывает то, что является частью чужой — кремлевской — симфонии. Для нее это неизбежно, постольку поскольку она подчинена Московскому патриархату и является его, а значит, и кремлевским ресурсом. Но, осознавая это, она не может не осознавать и того, что в своей собственной стране она все больше рассматривается в качестве пятой колонны. И защищается как может. Ее бурная внешнеполитическая деятельность должна расцениваться украинским руководством как предупреждение: любой выпад против УПЦ МП будет серьезным ударом по имиджу страны вообще и власти в частности.

Там, на Западе, уже предупреждены, что тут, в Украине, ведется "религиозная война" и "нарушаются права верующих". Пока прямые обвинения в адрес киевской власти не звучат. Но в любой момент могут.

УПЦ МП к лицу гибридность. Начиная с гибридной религии, которая теперь исповедается в церкви-матери РПЦ вместо христианства, продолжая гибридным статусом самой УПЦ МП — "поместной" и "украинской", когда это удобно, и московской и абсолютно управляемой, когда это кому-нибудь нужно. Заканчивая гибридной войной во славу "русского мира" и братства народов исторической Руси, которая на всех углах представляется именно "религиозной"  и еще немножко "цивилизационной".

В большой кремлевской игре УПЦ МП играет роль мелкого, но докучливого спойлера. То высшие иерархи не встанут в знак уважения к погибшим воинам. То призовут в местной иноязычной газетке уклоняться от мобилизации. То где-нибудь в Страсбурге расскажут про украинскую "религиозную войну". То в самый подходящий момент доведут до сведения голландских товарищей, что в Украине полный правовой беспредел. Мелочи, в общем.

Но мелочи складывают гору, раздражение нарастает. И рано или поздно оно прорвется. Киевская митрополия увлеченно движется к тому, чтобы выполнить заказ начальства на "церковь-мученицу" в Украине. Пока что патриарху Московскому приходится лепить пулю из чего придется. Он старается: из сомнительной истории с храмом в Птичьей он сумел скроить провинциальный хоррор для показа Шамбези. Представляете, как бы он развернулся, если бы у него был более красочный материал?

Не думаю, что он у него появится. Просто потому, что "религиозная война в Украине" — это не слишком удачная фантазия. Вы сами посмотрите: церковь, претендующая на роль "мученицы", занимается мелкими интригами, призванными отдалить Украину от Европы. Причем для этого она не занимается антиевропейской агитацией в Украине — это можно было бы воспринять как принципиальную позицию. Она занимается антиукраинской агитацией в Европе. Ситуация выглядела бы абсурдной, если бы речь не шла о гибридной войне. В рамках гибридности — все на своих местах.