Вспомнить все. Как американские военные могут помочь в лечении рассеянного склероза
Ученые обнаружили взаимосвязь между герпесом и редким заболеванием – рассеянным склерозом.
Автор Science Джоселин Кайзер в своей статье пишет о новом перспективном исследовании, которое может дать оружие против опасного заболевания.
Спустя 150 лет с того момента, как французский невролог впервые определил рассеянный склероз (РС) у молодой женщины с необычным тремором, причина этого ужасного заболевания по-прежнему непонятна. Однако сегодня благодаря исследованию, в рамках которого ученые изучили результаты анализов крови 10 млн американских солдат, были получены убедительные доказательства того, что риск заболеть этим редким заболеванием сильно повышается вирусом Эпштейна-Барр (ВЭБ; герпесвирус).
Да, после исследования осталась еще масса вопросов. Например, почему рассеянный склероз поражает лишь одного из тысячи человек, хотя почти каждый в своей жизни подхватывает ВЭБ. Тем не менее, "это, вероятно, лучшее доказательство, которое можно получить сегодня, относительно главной патогенной роли ВЭБ в РС", — говорит невролог Ханс Лассманн из Венского медицинского университета, который не участвовал в исследовании.
Авторы исследования надеются, что работа подстегнет разработку вакцины против ВЭБ. Уже известна связь между вирусом и несколькими видами рака и мононуклеозом, и ныне также проводятся испытания вакцины. Затем ученые хотят проверить, помогает ли вакцинация молодых людей от ВЭБ предотвратить развитие рассеянного склероза.
Рассеянный склероз развивается, когда иммунные клетки выходят из строя и атакуют миелиновые оболочки, изолирующие нервные волокна в спинном и головном мозге. Следствием чего становятся проблемы со зрением, боль, слабость и онемение, которые могут приходить и уходить, но со временем усиливаются. Инфузии антител, которые истощают В-клетки, тип лейкоцитов, могут сдерживать рецидивы. Но болезнь неизлечима.
Вероятной причиной является сочетание генетики (болезнь часто передается по наследству) и триггеров из окружающей среды, таких как ВЭБ, которым большинство людей заражаются в подростковом возрасте, и который затем переходит в латентное состояние на всю жизнь. Долгое время его считали главным подозреваемым. Люди, у которых был моно, подвергаются более заболеть рассеянным склерозом. Но хотя у 99% пациентов с рассеянным склерозом был ВЭБ, он был и у 95% пациентов без рассеянного склероза, что затрудняет определение воздействия вируса.
В идеале ученым необходимо наблюдать за группой молодых людей, которые еще не были инфицированы ВЭБ, чтобы выяснить, более ли вероятно, что у тех, кто заразился инфекцией, разовьется РС, чем у тех, у кого его не будет. Команда под руководством врача и эпидемиолога Альберто Аскерио из Гарвардской школы общественного здравоохранения им. Т.Х. Чана нашла очень занятный способ это сделать. Они изучили базу данных 10 млн военнослужащих США, которые были призваны на военную службу в период с 1993 по 2013 г., и раз в два года сдавали образец крови для тестирования на ВИЧ.
У 955 солдат развился рассеянный склероз. Из 801 пациента с достаточным количеством образцов крови 35 дали отрицательный результат на ВЭБ при первом анализе крови; и все, кроме одного, стали положительными на ВЭБ во время исследования, прежде чем у них развился рассеянный склероз — в среднем через 5 лет. Для сравнения, только половина из 107 участников исследования без рассеянного склероза, из контрольной группы, имели ВЭБ в тот же период. Это означает, что инфекция ВЭБ увеличивает риск развития рассеянного склероза у человека в 32 раза, что сравнимо с увеличением риска заболеть раком легких от курения, говорит Ашерио.
Ни один из других распространенных вирусов, которые изучали Ашерио и его команда, не показал такого результата. Чтобы подкрепить свои доводы, они выяснили, что у людей, у которых в конечном итоге развился РС, после заражения ВЭБ наблюдалось повышение уровня белка, связанного с деградацией нервной системы. "Как вы объясните тот факт, что вы не заболеете РС, если не заболеете ВЭБ? Другого альтернативного объяснения нет", — говорит Ашерио.
Правда другие ученые более осторожны в выводах. По словам вирусолога из Национального института аллергии и инфекционных заболеваний Джеффри Коэна, эти данные "очень интересны", но скорее всего это пока лишь совпадение. И это исследование не объясняет, почему у большинства людей, заболевших ВЭБ, не развивается рассеянный склероз, отмечает невролог Эммануэль Вобан из Калифорнийского университета в Сан-Франциско. "Очевидно, что должны сработать другие предохранители, чтобы триггер привел к заболеванию", — добавил нейроиммунолог из Стэнфордского университета Лоуренс Штайнман.
Указывают они и на отсутствие описания механизма того, как ВЭБ может спровоцировать иммунную атаку. Некоторые исследователи подозревают, что ВЭБ трансформирует В-клетки, так что они становятся патогенными; другие, в том числе Штайнман, предполагают, что белок ВЭБ схож с нервным белком и "учит" иммунную систему атаковать нервные окончания.
Вакцина против ВЭБ может помочь исследователям доказать причинную роль вируса путем вакцинации большой группы молодых людей с высоким риском развития рассеянного склероза, исходя из семейного анамнеза. Экспериментальные доказательства того, что вакцина предотвращает случаи заболевания, "поставят точку", — говорит невролог Гэвин Джованнони из Лондонского университета королевы Марии, который работает с пациентами с рассеянным склерозом над проведением такого исследования.
Несколько лет назад GlaxoSmithKline разработала вакцину на основе белка ВЭБ, но отказалась от нее после того, как испытания показали, что она снижает заболеваемость моно, но не предотвращает инфекции ВЭБ. Две новые вакцины-кандидаты, которые сейчас проходят ранние клинические испытания, могут оказаться более эффективными. Одна, разработанный Коэном, включает тот же белок EBV на наночастицах. Другая — из Moderna — содержит информационную РНК, которая заставляет клетки производить четыре разных белка ВЭБ.
Эксперт по вакцинам Ларри Кори из Онкологического исследовательского центра Фреда Хатчинсона предупреждает, что, несмотря на потенциальную пользу для медицины, нет никаких гарантий того, что компания будет использовать вакцину против ВЭБ по лицензии. Тем не менее, новые данные, подтверждающие влияние ВЭБ на РС, "должны сделать эти инвестиции выгоднее", — говорит он.