К истории всенародных праздников. Сколько на самом деле лет Киеву
"ДС" продолжает серию публикаций "Исторический фронт с Кириллом Галушко". Мы уже писали о том, где искать древних укров, и была ли "Трипольская Аратта", кто такие настоящие руськие и кто придумал советский новый год.
С новогодним и рождественским приветом, дорогой соратник исторического фронта! Надеюсь, что утренники закончились, ёлка еще не рухнула под напором ищущего подарки потомства, а старый вопрос, "чего там у Деда Мороза со Снегурочкой?" снимается в пользу только что родившегося невинного Христа. Младенцу-Христу, ввиду новорожденного состояния, точно уж не до Снегурочки.
Я же, как старый исторический милитарист, предлагаю к Старому Новому году накопить новые силы и знания для очередной фазы информационной войны, которая все равно наступит. Праздники проходят, а оппоненты остаются. Крепим ряды и фокусируем зрение. Трезвеем - не первыми, но с большим осознанием.
Итак, на чем мы прервались? Что Русь Изначальная родимая неожиданно оказалась в Швеции, и потом переехала в наши края. Но это не страшно, ведь только историки знают, как все забавно в истории происходит. Никогда не знаешь, где и чем накроет. Обратимся поэтому к опыту неожиданных исторических открытий и дат.
В конце 1970-х годов партийные деятели Украины сели и задумались. Они осмыслили свое текущее состояние, очевидные достижения и решили, что пора бы напрячь Дорогого Генерального Секретаря Леонида Ильича Брежнева для достойной оценки созидательных и преобразующих усилий украинской республиканской партийной организации. Чтоб он, родимый, заехал, расцеловал взасос и наградил.
Основания для этого несомненно были. Ибо более лояльных Москве партийных органов по всей огромной советской стране было еще поискать. Как патриот, я не только знаю, но и искренне верю: наши были самые-самые. Наша "пятая колонна" всегда была первой пятой из всех пятых.
Всяких диссидентов заметных уже показательно наказали, по лагерям раскидали, прописали всей родине своей "малой" "буржуазный национализм", "единый советский народ" до судорог восторга поддержали, школы украинские позакрывали, режиссера Параджанова на зону по "гомосне" закинули... И как раз пришло время задуматься по-своему о его творческой теме — "Тенях забытых предков". Возник новый лозунг: даешь Киеву - 1500 лет! И медаль такую.
1500 лет, замечу, - тема откровенно лихая. Цифра бОльшая в сравнении со "старшим братом". Это ж они, наши партийные, тогда в серых костюмчиках и с седовласым зачесом на темечко просто по грани походили. Потому что была уже медаль "800 лет Москве" в 1947, а тут - Киеву 1500... И чтоб потом не наказали за "украинский национализм", - это ж лояльность должна была быть какого размера?... Чтоб, как маршал Тухачевский, идти на расстрел с криком "Да здравствует Сталин!" (Ну с Тухачевским, признаем, обошлось нормально, рука ни у кого не дрогнула, шлепнули приспособленца.)
Но то было при Сталине, а теперь "кризисы" случались уже помягче. И (это мы опережаем события) предложили от украинского предприятия очень "народного потребления" ведущим органам в Москву к новому ожидаемому юбилею водку с названием "Киевская Русь". Москва нервничает: "Какая, какая, вы говорите, Русь?..." В Киеве тоже нервничают, потеют, суетятся, хотят чтоб уже "Никакая Русь"... Но Бог их миловал и к мелочам не придирался. Сходятся на названии "Древнекиевская". Компромисс... Никакого национализма, только забота о "народном потреблении". Все к юбилею, все для людей. Штоф зеленый, подарочный. Помним, чтим. Увозили поездом вместе с "Киевским" тортом в подарок в другие города. Угодили пиплу.
Академик Петр Тронько - главный редактор фундаментальной "Истории городов и сел Украинской ССР" - решил тогда себя не сдерживать и выписать Киеву сразу 2000 лет - чего уж там, раз пошло такое дело. В дискуссии в ЦК Компартии Украины была предложена и другая датировка - 1500, которую обосновывали киевский археолог, заведующий отделом археологии Киева местного Института археологии Петр Толочко, и московский академик, директор Института археологии АН СССР Борис Рыбаков. Согласно преданиям, чтобы доказать свою правоту, Рыбаков нарисовал сперматозоид, зародыш и младенца, а затем спросил у присутствующих партийных товарищей: "Что будем праздновать? День рождения сперматозоида или человека?" Он имел в виду то, что, хоть на территории Киева поселения появились еще в незапамятные времена, к нынешнему городу они отношения не имеют.
Данный тезис был небезоснователен, поскольку человеческих поселений на территории Киева было множество в самые разные времена. Например, Кирилловская стоянка времен палеолита существовала 20 тысяч лет назад. Да и трипольское поселение тут было раскопано еще Викентием Хвойко в начале ХХ в. Поэтому Петр Тронько, признаем, еще по скромному предложил. Если бы он знал "теории", расплодившиеся в последующие годы - про древних укров, Триполье-Аратту, "Киев - прародину древнейших ариев" (о чем мы еще расскажем) и прочие сенсации, то возможно, и не сдерживал бы себя. Но решили опереться на соображения археологов.
Скульптор Василий Бородай на сооружении памятного знака основателям Киева
А тем надо было как-то выкручиваться, поскольку юбилей государственного масштаба однозначно требовал "круглой цифры". Чтобы говорить об истоках существующего Киева, нужны были данные о беспрерывности существования данного поселения с какого-то момента. Чтобы понять это условие, можно привести пример: наличие на территории Севастополя руин Херсонеса отнюдь не говорит о том, что "городу русской славы" 2500 лет. Хотя многие российские патриоты на этом и настаивают.
Тогдашние немногочисленные находки керамики и византийских монет на Старокиевской горе (сегодня это - усадьба Национального музея истории Украины) позволили Рыбакову и Толочко с большими усилиями дотянуть Киев до 1400 лет. Поэтому на хронологическом торге было предложено 1500: для ЦК "сто лет туда - сто лет сюда" непринципиально, а цифра - хорошая. Круглая. Юбилейная.
Окончательный выбор в ее пользу сделал лично первый секретарь ЦК КПУ Владимир Щербицкий: то ли из-за московского авторитета Рыбакова, то ли из-за известной личной симпатии к Толочко. Резюмировал он свой прагматический взгляд следующим образом: "Отметим 1500-летие при жизни нынешнего поколения, а если потомки решат, что мы были не совсем точны, пусть и себе отпразднуют юбилей". Так что у нас еще есть перспективы с Киевом поступать как с Карлсоном, который отмечал день рождения в любой подходящий момент.
С конкретной датой было уже проще: поскольку история по данному поводу уж вовсе не имела мнения, то назначили на удобный для подготовки 1982-й, - возможно, чтобы веющий местничеством киевский юбилей плавно перешел в общее отмечание 60 лет образования СССР.
Что было дальше? И медаль. И награждения орденами инициаторов юбилея. И бурные аплодисменты, переходящие в овацию. Монументальные достижения - и памятный знак основателям Киева у Днепра, и восстановление Золотых ворот, и (для идеологического равновесия) открытие нового здания филиала Центрального музея им.В.И.Ленина (теперь - Украинский Дом). Параллельно строилась Арка дружбы народов, знаменующая приближение очередной даты Переяславской рады. И торжественное грандиозное театрализованное действо на Республиканском стадионе.
Торжества на Республиканском стадионе
И, как мы уже говорили, - водка. И пиво. Чтоб комплексно. Вообще, именно такие, "потребительские" подарки к юбилею больше остаются в памяти народной. Как бензопила "Дружба", истошно взревевшая к 300-летию "Воссоединения Украины с Россией". С этим последним названием тогда был выпущен даже бюстгальтер. Женщины справедливо скажут, что вещь - полезная в хозяйстве.
А что ж делать с реальными истоками Киева? Наука с тех лет ушла вперед и стала гораздо более скептичной. Археологи нарыли еще много всякого. Летописи Нестора многие перестали доверять. ЦК Компартии ученых уже давно не беспокоит. Кий у нас - пока что легендарный персонаж. Аскольд и Дир - недоказаны. А вот Олег Вещий, похоже таки был.
Научных версий по датировке существует как минимум несколько. Я не буду становиться на сторону какого-то одного автора (другие обидятся, а я же не археолог), но все их изыскания вертятся вокруг некоего общего знаменателя. В середине - второй половине IX века тут возникло "гнездо" поселений райковецкой культуры (возможно, это были летописные древляне). В начале X в. на Старокиевской горе было построено укрепление с валом и рвом, а немного раньше возникает поселение на Подоле, первые жители которого обслуживали речной порт. Кто именно основал укрепление - мы не знаем. Поэтому мы не можем уверенно утверждать, как летописец, "кто в Киеве начал первее княжить". Но обилие скандинавских захоронений вокруг него, возникшее в начале Х века, может говорить о том, что это была "русь" в первоначальном смысле этого слова (купцы-пираты скандинавского происхождения). Но, повторюсь, - вопрос темен. Как происходил этот симбиоз славян и скандинавов - сюжет пока что нераскрытый, и не описанный в достоверных источниках.
Киев в середине Х в. Автор: Дмитрий Вортман
Из первых городов Восточной Европы эпохи варягов по возрасту с Киевом может конкурировать разве что Старая Ладога. Последняя по этим критериям скорее всего и древнее. Однако первенство городов русские патриоты у нас тут не перехватят, поскольку Старая Ладога была изначально укреплением викингов-готландцев посреди финских племен. Это у нас - то ли история Скандинавии, то ли история финских народов. Славяне туда пришли позже. А киевская территория I тысячелетия нашей эры - славянская-переславянская. Любых славянских видов и культур. Так что уж, по мере участия славян, Киев у нас тут вне конкуренции.
Если уж хоть как-то вступить в эпоху знакомых нам имен и деяний, то весьма вероятно, что "Повесть временных лет" все же верно отразила факт прихода князя Олега в уже существующий Киев и его сакраментальную фразу "Это будет мать городов руських". В 950-х годах византийский император Константин Багрянородный в труде "Об управлении империей" напишет, что "росы" перед дорогой на Константинополь собирают свои суда и лодки своих данников-славян Днепром в городе "Киоава". Это - первое бесспорное письменное упоминание о Киеве. Все остальные - сомнительны по датировке или легендарны по содержанию. В последующих древнерусских источниках говорится о "старейшинстве" на Руси Киева, которое ни у кого не вызывало тогда вопросов.
В любом случае, дорогой читатель, альтернативной истории мы не имеем.
Автор благодарен за консультацию Сергею Тараненко и Дмитрию Вортману