Изобретатели вирусов выходят на тропу войны
В ближайшие пять лет заканчиваются сроки патентной охраны на препараты, которые сейчас приносят ведущим мировым фармкомпаниям до половины от общего объема продаж. Это значит, что производить аналоги этих лекарств смогут все желающие, и цены на них упадут. Но гиганты фарминдустрии не готовы мириться с потерей миллиардных заработков. Они уже начали работать над "изобретением" новых болезней и лекарств от них.
Эффект привыкания
По итогам прошлого года доходы мировой фарминдустрии превысили $400 млрд. Но фармацевтам приходится прилагать все больше усилий, чтобы зарабатывать сверхприбыли. Лекарства от большинства известных человечеству болезней уже изобретены. Попытки же найти новые, более эффективные таблетки требуют от мировых корпораций все больше денег, но пока не приносят ожидаемого результата. Если в конце 80-х годов прошлого века на рынке ежегодно появлялось 50-60 новинок, претендующих на статус "революционных", то в минувшем десятилетии их количество сократилось до 35, а по итогам 2013 г. едва превысило десяток. В итоге стоимость разработки каждого нового препарата, имеющего шансы стать хитом продаж, постоянно растет. В конце прошлого века для этого требовалось в среднем $230 млн. Сейчас сумма возросла до $900 млн. Положение гигантов отрасли
Многие ученые считают, что фармацевтические корпорации выдумали немало болезней. А вершиной их "творчества" является ВИЧ, доказательств существования которого общественность так и не получила до сих пор
усугубляет тот факт, что список старых действенных лекарств, на которые уже закончились или скоро заканчиваются сроки патентной защиты, из года в год только расширяется. Это значит, что производить аналоги могут все фармацевтические фирмы, а следовательно, цены на них резко снизятся. К примеру, за последние три года истекли сроки патентной защиты на медикаменты, годовой объем продаж которых превышает $200 млрд. И они уже подешевели на треть. А к 2015 г. дженериков лекарств, которые еще недавно были вне конкуренции, будет реализовываться на $135-150 млрд.
Список корпораций-гигантов, которые рискуют потерять в доходах больше всех, возглавила компания AstraZeneca. В течение ближайших пяти лет около 70% ее препаратов потеряют эксклюзивность (среди них такие, как нексиум, симбикорт, крестор и пр.). У корпораций Eli Lilly и Novartis незаменимость утратит 40% продуктового портфеля (а это более $5 млрд в год), у Bristol-Myers Squibb и Merck&Co - порядка 30% ($3-4 млрд в год). Причем в большинстве случаев в зоне риска находятся не банальные антибиотики или обезболивающие, а весьма дорогостоящие лекарства для лечения онкозаболеваний, аутоиммунных расстройств, тяжелых хронических недугов. Так, корпорация Roche только за последние пару лет потеряла эксклюзив на ведущие препараты для терапии онкологических заболеваний - авастин и герцептин, продажи которых ранее приносили ей свыше $10 млрд в год. Сейчас аналогичные лекарства производят фармацевты Индии и Китая, предлагая их на 30-40% дешевле оригиналов. Причем они активно продаются не только в странах третьего мира, но и в Европе и США. По данным исследовательской компании IMS Health, продажа дженериков позволит пациентам экономить к 2015 г. около $100 млрд. Это явно не устраивает динозавров мировой фарминдустрии, которые решили, что человечеству нужны новые болезни, от которых людей можно "лечить" бесконечно долго с пользой для своего кошелька.
Болезни из пробирки
Слухи о мировом заговоре фармацевтов будоражат общественность уже не первый год. Злому гению алчных корпораций приписывают, в частности, "изобретение" вируса иммунодефицита человека, являющегося причиной такого смертельного заболевания, как СПИД. В качестве доказательства этой версии независимые ученые приводят тот факт, что первооткрыватели ВИЧ до сих пор так и не смогли продемонстрировать этот вирус научной общественности. Зато активно продают лекарства от него. Ежегодно в мире реализуется препаратов для лечения СПИДа почти на $50 млрд. А учитывая, что число заболевших только растет, уже через десять лет эта сумма имеет все шансы удвоиться. Между тем медики все чаще утверждают, что никакого СПИДа на самом деле нет. Сбой в иммунной системе организма провоцируют техногенные факторы, неправильный образ жизни, а также уже известные человечеству вирусы (цитомегаловирус, герпес, кандида, токсоплазма и пр.). Неудивительно, что эффективного лекарства от СПИДа так и не нашли. Зато фармкорпорации сумели "перепрофилировать" для лечения этого недуга препараты, которые доказали свою несостоятельность при терапии других заболеваний. К примеру, одно из основных лекарств, которые предлагают больным СПИДом, - AZT (на нашем рынке известное как ретровир) - компания-производитель Burroughs Wellcome разрабатывала для лечения рака. Но клинические испытания прошли неудачно - препарат оказался слишком токсичным. "Вовремя" подвернувшийся СПИД позволил корпорации не только отбить вложенные в его разработку несколько сотен миллионов долларов, но зарабатывать до $800 млн в год.
Подозрения, что фармацевтические корпорации сами "изобретают" тяжкие недуги, чтобы затем подсадить человечество на лекарства от них, окрепли во время массовых эпидемий атипичной пневмонии, птичьего и свиного гриппа, которые держат в страхе население целых континентов с начала 2000-х. К примеру, в 2002-2003 гг. эпидемия атипичной пневмонии, охватившая страны Юго-Восточной Азии, унесла жизни почти 10 тыс. человек. В 2009 г. вирусом свиного гриппа заразились более 250 тыс. человек в 140 регионах планеты и порядка 3 тыс. из них скончались. Тогда ВОЗ присвоила этой вспышке шестую, наивысшую степень угрозы. Но независимые эксперты засомневались в естественности происхождения пандемий. А министр здравоохранения Индонезии Сити Фадила Супари обвинила в создании вируса свиного гриппа лаборатории генной инженерии, принадлежащие крупным фармкомпаниям. Она заявила, что фармацевты специально разрабатывают новые вирусы и распространяют их в развивающихся странах, чтобы наращивать свои доходы. Позже выяснилось, что треть экспертов, консультировавших ВОЗ по вопросам свиного гриппа, связана с фармкомпаниями.
Цвет мировой медицины получал "финансовую помощь" практически от всех крупнейших мировых производителей вакцин: GlaxoSmithKline, Novartis, Baxter, Sanofi Pasteur и Roche. Скандал достиг апогея, когда обнаружилось, что корпорация Baxter, которая позже с успехом продавала вакцины от свиного гриппа, ранее способствовала рождению нового монстра в своих же лабораториях. Работая со штаммами птичьего гриппа, ученые "нечаянно" скрестили его с другой опасной разновидностью вируса.
Одна из последних лабораторных "находок" - Staphylococcus aureus. Ранее этот вредитель считался исключительно "больничной" инфекцией, им можно было заразиться, скажем, во время проведения операции. Причем новая разновидность этого микроорганизма устойчива ко всем известным антибиотикам. А помогает от него, по странному стечению обстоятельств, лишь один препарат - ванкомицин, который производит израильская фирма ТЕVА.
Остается только догадываться, какие еще эпидемии спровоцирует неуемный креатив фармацевтов. ВОЗ уже анонсировала среди болезней будущего различные тропические эпидемии, которые якобы из-за глобального изменения климата будут распространяться на "несвойственных им территориях", в том числе в Европе. Попутно вирусы будут мутировать, создавая новые вариации, с которыми нежному организму среднестатистического европейца без помощи дорогостоящих препаратов явно не справиться.
Как обычные недомогания "превращаются" в серьезные болезни
"Производство" новых болезней - достаточно затратное занятие. Поэтому параллельно фармацевты раскручивают панику вокруг привычных заболеваний, преувеличивая их опасность для здоровья. Сегодня существует более 23 тыс. диагнозов, а среднестатистический житель планеты, если верить врачам, имеет до 20 различных недугов, которые доктора берутся активно лечить. В перечень "болезней" с недавних пор включили, к примеру, целлюлит. Ранее он считался банальным ожирением и лечился физическими нагрузками и сбалансированным питанием. Сейчас же статус данного косметического дефекта повысили до воспаления жировой ткани, а полный курс терапии (таблетки, инъекции, процедуры) против этой "страшной болезни" стоит несколько тысяч долларов. Один из доходных мифов последних лет - "эпидемия" психических расстройств, которые срочно нужно лечить. В списке лекарственных новинок, которые ежегодно появляются на мировом рынке, до 20% занимают препараты от синдрома хронической усталости, различных депрессий, синдромов повышенной активности и рассеянного внимания у детей. Ежегодная выручка от "лечения" нервов приносит мировым корпорациям до $20 млрд. В ЕС и США на таких препаратах сидит уже каждый третий житель, включая детей. А так как влияние таблеток на человеческую психику до конца не изучено, состояние пациентов нередко лишь усугубляется, что позволяет врачам выписывать им все новые и новые лекарства, растягивая курс лечения на годы.