Испанский подарок. Что убило ацтеков

Почти 80% индейцев погибли от эпидемии неизвестной болезни, которой считали то тиф, то оспу
Фото: pikabu.ru

Причиной гибели целой цивилизации ацтеков долгое время называли вирус оспы или бактерию тифа. Однако ученые установили, что на самом деле эпидемию могла спровоцировать палочка Salmonelli enterica паратипа С, привезенная в Новый Свет испанскими конкистадорами. Бактерия вызывает паратиф С — эта кишечная инфекция может протекать в разных формах, в том числе в виде лихорадки с высыпаниями на коже и развитием гнойных очагов на внутренних органах.

Ученым впервые удалось установить конкретную бактерию и спровоцированную ею болезнь, которая могла стать причиной эпидемии в государстве ацтеков. Причем очаги паратифа есть и в современном мире (преимущественно в странах третьего мира). Правда, сегодня паратиф становится причиной смерти 10–15% зараженных, а не выкашивает заболевших массово.

Принято считать, что когда в 1519-м Эрнан Кортес со своими солдатами прибыл на земли ацтеков, там жило по крайней мере 25 млн человек. Хватило двух эпидемий (на языке ацтеков этот мор назвали "коколицтли") в 1545 и 1576 гг., чтобы уничтожить более 80% местных жителей. Эти эпидемии считаются одной из крупнейших демографических катастроф в истории. Даже чума, державшая в страхе всю Европу XIV в., унесла с собой жизни лишь половины зараженных. "В городах и городках поменьше выкапывали глубокие рвы, а священники от рассвета до заката не занимались ничем иным, только сносили мертвые тела и сбрасывали их в эти рвы", — записал в 1576-м в своих хрониках историк

Долгие годы ученые пытались разгадать, что же именно погубило цивилизацию ацтеков. Более столетия назад медики предположили, что местных жителей убили болезни, привезенные испанскими конкистадорами, а значит, иммунитета к ним у индейцев не было. Считалось, что губительными для индейцев стали вирус оспы и бактерия брюшного тифа. Но научных подтверждений этих теорий не было.

Более 15 лет назад ученые из Национального автономного университета Мексики предположили, что причиной эпидемии стал привезенный из Европы вирус, разносимый грызунами. Он якобы вызывал неизлечимую лихорадку. Свои гипотезы ученые обосновали анализом периодов засухи и дождей: удлинение этих периодов способствовало размножению грызунов и распространению болезни. Кроме того, ученые тщательно проанализировали литературные источники, в которых упоминалась загадочная болезнь. Франсиско Фернандес ле Толедо, королевский медик, писал, что люди умирали через три-четыре дня после появления симптомов. К последним относились головокружение, лихорадка, черный язык, боли в груди, "твердый живот", диарея, кровотечения из носа, глаз и ушей непосредственно перед смертью.

В начале февраля 2017 г. две независимые группы ученых опубликовали исследования, касающиеся бактерии Salmonella enteric, паратип С. Одна группа работала под руководством генетика Йоханнеса Крауса из Института Макса Планка. Она исследовала зубы 29 ацтеков, похороненных на кладбище жертв эпидемии с 1545 г. в местечке Тепосколула-Юкундаа на юге Мексики. В 24 образцах обнаружили ДНК бактерии Salmonella enteric паратипа C. В геноме уроженцев Мексики, живших до прихода европейцев, исследователи ДНК сальмонеллы не обнаружили. Ученые предположили, что в Новый Свет она могла попасть благодаря растениям и предметам, привезенным испанцами. "Паратиф С передается фекально-оральным путем, а упадок общественного строя во время испанского завоевания мог привести к ухудшению санитарно-гигиенических условий и создать благоприятную среду для развития бактерий сальмонеллы", - отметили исследователи.

Вторая группа ученых под руководством микробиолога Марка Ахтмана из Университета Уорвик в Ковентри (Великобритания) исследовала останки 33 человек, похороненных между 1100 и 1670 гг. на кладбище в Трондхейме в Норвегии. В останках девушки 19–24 лет, умершей в 1150–1250 гг., авторы работы обнаружили ДНК сальмонеллы разновидности паратиф С. По всей видимости, молодая женщина погибла от сепсиса, вызванного инфекцией.

Пока авторы исследований ждут отзывов рецензентов, исследователь ДНК Ганс Шредер из Датского музея естественной истории в Копенгагене связал два доклада воедино: "Существование паратифа С в Норвегии за 300 лет до появления болезни в Мексике не доказывает, что европейцы привезли паратиф в Новый Свет. Но гипотеза интересна. Небольшой процент зараженных мог переносить бактерию, не болея, так что внешне здоровые испанцы могли инфицировать индейцев, у которых не было иммунитета".

Возбудитель паратифа С был открыт в 1916 г. Бактерию выделили из сыворотки крови солдат, страдавших кишечной инфекцией, похожей на брюшной тиф. Паратиф С передается через пищу или жидкости, загрязненные фекалиями зараженных людей. В редких случаях люди могут быть носителями патогена, но при этом не болеть.