Инженеры Арктики. Бобров заподозрили в работе над глобальным потеплением

Изменение климата привело к тому, что бобры уже перебрались в Арктику

Автор Popular Science Уля Чробак в своем материале обратила внимание на недавнее исследование, авторы которого предполагают, что бобры могут быть одним из факторов, способствующих глобальному потеплению.

Углеродные выбросы приводят к всевозможным и странным последствиям на нашей планете, включая резкое изменение погоды и кардинальное изменение экосистем. Каждый день волны последствий потепления на Земле преподносят новые сюрпризы. Вот и свежее исследование, опубликованное в Environmental Research Letters, выявило, что потепление климата, вероятно, стало причиной появления бобров в тундре арктической Аляски, а их деятельность может ускорить разрушение вечной мерзлоты.

Бобры на Аляске и в Канаде по большей части обитали в лесах. Но теперь ситуация изменилась. Лето стало длиннее, зимний лед истончал, а кустарника становится все больше, в связи с чем тундра превращается в более привлекательное место для этих животных. Ученые в последние годы наблюдают, как бобры возводят свои платины на этих безлесных территориях, и сегодня в тундре все больше озер.

Бенджамин Джонс, географ из Университета Аляски в Фэрбанксе, задался вопросом, а несут ли ответственность бобры за некоторые из этих изменений. Он и его исследовательская группа подсчитали численность бобров, используя спутниковые снимки высокого разрешения за 12-летний период территорий площадью в 100 кв. км на северном полуострове Болдуин (северо-запад Аляски). Они нанесли на карту плотины и прилегающие водоемы и подсчитали, на сколько этих водоемов стало больше.

Грызунам тундра действительно пришлась по вкусу. Число плотин бобров в исследуемом районе выросло всего с двух в 2002 г. до 98 в 2019 г. В то же время площадь прудов и озер увеличилась с 594 до 643 га. Бобры несут ответственность за 66% от общего роста площади водоемов. "[Результаты их деятельности] имеют довольно большие последствия для динамики развития вечной мерзлоты и термокарста в этом регионе", - говорит Джонс, ведущий автор исследования.

Бобры - инженеры экосистем. Когда они строят плотины, они также создают местную среду обитания, формируя водно-болотные угодья, где селится множество других видов. В данном случае, однако, они могут ненамеренно ускорить процесс, который может привести к увеличению выбросов углерода.

В исследовании отмечается, что бобры преимущественно перегородили ручьи в районах вечной мерзлоты с обилием льда. Вода нагревает замершую почву, лет таят и уходит в почву, тем самым еще больше увеличивая водоемы. Мерзлая земля оттаивает, и микробы разлагают некогда недоступный органический углерод, законсервированный в почве, и после этот углерод в виде углекислого газа или метана (в зависимости от ряда фактов, включая влажность почвы). По сути же, бобры могут ускорить процесс обратной связи, который запустили люди, что в конечном итоге приведет к еще большему нагреванию планеты. "Возможно, мы обнаружили еще один фактор, из-за которого меняются районы вечной мерзлоты", - считает Джонс. По его словам, хотя его исследование касается относительно небольшого региона, к качественным снимкам которого имелся доступ, уже понятно, что бобры расселились в районах вечной мерзлоты по всей Аляске и в Канаде. "Во многих исследованиях изучался вопрос изменения площади озер как причины изменений в Арктике...Но без учета фактора бобров", - добавил он.

"Это хорошая статья, которая заставляет задуматься", - отмечает Марилена Ген, климатолог, изучающая вечную мерзлоту в Мемориальном университете Ньюфаундленда, которая в исследовании не принимала участия. "Появился новый фрагмент обратной связи, который мы можем изучить", - сказала она.

Однако важно отметить, что группа ученых рост темпов таяния вечной мерзлоты не связывала напрямую с плотинами бобров. Давно известно, что большая часть водоемов в тундре разрушает вечную мерзлоту. И с этим никто не спорит. Однако Эмили Фэйрфакс, экогидролог из Калифорнийского государственного университета - Нормандские острова, подчеркивает, что аналогичные выводы нельзя делать в отношении сформированных бобрам прудов. Поскольку большая их часть зачастую мелкие и, следовательно, с большей вероятностью зимой полностью замерзнут, что воспрепятствует значительному таянию в районах вечной мерзлоты. Согласно расчетам, построенных с учетом обычной высоты плотин бобров и зимних температур в исследуемом регионе, как отмечает Фэйрфакс, большинство бобровых прудов в данном районе, скорее всего, замерзают зимой и "больше походят на неглубокие водно-болотные угодья, которые проходят циклы замерзания-оттаивания в качестве активного слоя вечной мерзлоты". Фэрфакс добавила: "Масштаб влияния, на который указывают авторы, преувеличен".

Даже если бобры провоцируют таяние льдов, трудно сказать, как их деятельность в конечном счете скажется на количестве накопленного в почве или утерянного углерода. Как отмечает Фэйрфакс, бобровые запруды могут напротив удерживать талую воду вечной мерзлоты, которая в противном случае могла бы просто испариться. При этом сухой покров вечной мерзлоты очень легко воспламеняется и в таком случае в атмосферу выделяется очень много углерода.

Потому ни один ученый не берется утверждать, что мы должны иметь зуб на бобров, которые, как известно, приносят очень много пользы для своей естественной среды обитания. "Бобры - это не та мощная сила, которая греет Арктику. Это люди, - считает Фэрфакс. - Мы настолько нагрели ее, что экосистема меняется и стала более гостеприимной для бобров".