Импотенция ООН. Почему ВОЗ выбрала "меньшее зло" и допустила пандемию коронавируса

Что двигало ВОЗ, когда она в начале февраля заявляла, что ситуация в Ухане под контролем, что меры, принимаемые властями, достаточные и в закрытии границ с Китаем нет никакой необходимости?

Фото: Getty Images

Между Австралией и Китаем вот-вот разразится война. Австралия обратилась ко Всемирной организации здравоохранения с требованием о независимом расследовании происхождения вируса Covid-19. В свою очередь, Китай угрожает уничтожить экономику Австралии и уже начал боевые действия, задерживая на таможнях австралийские товары. В данный момент обращение Австралии к ВОЗ поддерживают 62 страны, входящие в организацию. Документ будет представлен на рассмотрении Ассамблеи ООН 19 мая.

Это плохая новость не только для Китая, который уже принимает меры и наверняка постарается заблокировать решение, но и для самой ВОЗ. Она также окажется в фокусе расследования: нежелание изолировать Китай и давать жесткие оценки и рекомендации со стороны комиссии ВОЗ, работавшей в Ухане в январе-феврале, стало одной из главных причин пандемии, охватившей мир. Расследование в отношении ВОЗ может дать ответ на вопрос о том, насколько сложившаяся мировая политическая система в принципе способна адекватно отвечать на серьезные вызовы. И этот ответ может не понравиться ни ВОЗ, ни ООН в принципе.

Расследование действий и ВОЗ, и правительства Китая - прекрасный сюжет. Во-первых, когда нет ответа на вопрос "что делать?", самое время громогласно спросить "кто виноват?". Во-вторых, для правительств разных стран, включая нашу, пришло время поискать, куда перепасовать этот вопрос. Пока его не адресовали им самим.

Это хотя бы отчасти справедливо: в отношении Китая и ВОЗ нет сомнений в необходимости разобраться. И ВОЗ тут вызывает даже больше вопросов, чем Китай. Попытку правительства спрятать концы в воду невозможно простить, но понять можно. Но что двигало ВОЗ, когда она в начале февраля заявляла, что ситуация в Ухане под контролем, что меры, принимаемые властями, достаточные и в закрытии границ с Китаем нет никакой необходимости. Более того, закрывать границы организация не рекомендовала - это могло негативно сказаться на экономике Китая, которому "и так досталось", причем больше всего беспокойства вызывали самые незащищенные слои населения. Перед нами полный пакет риторических фигур, на которых строится идеология ООН и его подразделения - ВОЗ.

Оказалось, что риторика и идеология - даже самые безупречные - не спасают от вируса. Что из лучших побуждений можно погрузить в хаос целый мир, и миру, увы, будет совершенно все равно, насколько безупречно политкорректной была ваша аргументация.

Почему комиссия ВОЗ поступила так, как поступила? Есть два возможных ответа - простой и сложный. Простой заставляет заподозрить, что дело в деньгах. Оно всегда так или иначе в деньгах. Китай, как вы помните, очень обижался на всех, кто требовал закрытия границ. Причем ссылка на выводы ВОЗ была едва ли не самым весомым аргументом. Можно предположить, что в Китае приняли все меры, чтобы эти выводы были в его пользу.

Речь не идет о прямом подкупе. В этом нет необходимости. В отношении ВОЗ все гораздо проще: достаточно пригрозить, что страна приостановит членство или даже выйдет из организации. Это двойной удар: во-первых, утраченные взносы, во-вторых, утраченная возможность влиять или хотя бы мониторить ситуацию внутри довольно неблагополучной страны. Это большая потеря, поскольку через ВОЗ можно было хотя бы теоретически изменить положение самых незащищенных граждан. Таким образом, ВОЗ впадает в искушение выбрать меньшее зло - закрыть глаза на эпидемию (не первая же, и до сих пор как-то обходилось), прийти к компромиссу с властями, чтобы они не мешали организации делать ее благородное дело.

Концепция меньшего зла, выливающаяся в "глубокую озабоченность", политику умиротворения злодеев, уклончивые, политкорректные определения и характеристики, - мейнстрим нынешнего Запада. По подобному пути идет не только ООН и ее подразделения - по нему пошел даже сам Папа Римский Франциск, когда согласился на компромисс по Католической церкви Китая - пускай лучше церковь находится под наблюдением Компартии и соответствует ее требованиям, чем будет и дальше подвергаться гонениям. И если сам Папа Римский может пойти по пути меньшего зла, то ВОЗ как бы и не зазорно.

Но если проблемы католиков - это проблемы только католиков, то компромисс по коронавирусу оказался фатальным для всего мира. Путь меньшего зла, как это часто бывает, оказался сделкой с дьяволом.

Но не исключено, что ВОЗ ничего и не выбирала - она действовала строго в рамках собственной идеологии и согласно букве инструкций. Плачевные последствия - свидетельство того, что с этой идеологией и самой бюрократической системой, выстроенной под крышей ООН, что-то не так. Что именно - должно стать предметом расследования.

Пока, впрочем, все еще непонятно, будет ли оно проведено. Обращение поддержали многие страны, но ни США, ни, разумеется, Китая среди них нет. США не поддержали обращение, потому что их не устраивают формулировки обвинения, в котором вообще отсутствует слово "Китай", то есть принципы специфической политкорректности соблюдены и в этом обращении (если вы его прочтете, вы убедитесь, что это почти совершенный образчик бюрократического искусства). Страны-участники предлагают расследовать происхождение вируса и пандемии вообще, в то время как в США хотели бы, чтобы имя главного подозреваемого - Китай - было названо. Что, с одной стороны, совершенно естественно и даже справедливо, но с другой - позволит Китаю и его союзникам представить ситуацию как часть войны, которую ведет против Китая Белый дом.

Свое отношение к роли подозреваемого Китай уже продемонстрировал: Пекин угрожает разрушить экономику Австралии, отказавшись покупать ее товары. Китайская коммунистическая власть не то что не собирается признавать свою ошибку - если не в том, что они "упустили вирус, то хотя бы в том, что скрыли масштабы угрозы, - но занимает вызывающую позицию. Там не боятся ни ООН, ни ВОЗ. Да и что их бояться? Когда последний раз ООН дала не то что отпор, хотя бы решительную оценку преступным действиям правительства страны, сколько-нибудь различимой на карте мира? Вот и в случае с пандемией максимум, на что может рассчитывать мир и опасаться Китай, - это "глубокая озабоченность".

Но если ООН и ВОЗ не в состоянии ни распознать угрозу миру, ни честно предупредить о ней, то зачем они нужны? Зачем мир кормит эту нечеловечески огромную бюрократию? Равно как и массу других международных объединений, чья слабость резко проступила на фоне пандемии.

Импотенция международных институтов оборачивается ростом изоляционистских настроений. Зачем имитировать общие усилия, мир, безопасность, единую Европу, зачем бюрократия, если перед лицом настоящих испытаний все равно каждый сам за себя? Если профессионализм оказывается заложником бюрократии, здравый смысл - заложником идеологии, правда - заложником деловых интересов. Пускай ценой человеческих жертв и развала национальных экономик.

Потери ВОЗ в результате пандемии невозможно посчитать - это потеря доверия, которое и так сильно шаталось последнее время. Меньшее зло ведет прямо к вратам адовым: если ВОЗ соврала/оказалась некомпетентной в случае оценки ситуации в Ухане, то как ей можно верить в любых других случаях? Все программы, призывы, оценки ВОЗ, включая вакцинацию, оказываются под сомнением. Увы, заслуженным. Причем тень падет не только на ВОЗ - это удар по всей структуре ООН и, возможно, в целом по формату международного сотрудничества в вопросах, жизненно важных для каждой страны.