И консерваторы, и либералы. Как описать типичного распространителя фейков
Наиболее активными распространителями фейков являются люди с низким уровнем сознательности
Хемант Каккар и Ашер Лоусон из Университета Дьюка (Северная Каролина) в статье для Scientific American описали свои исследования, призванные понять, кто же делиться фейками, и как это остановить.
Кто же шерит фейковые новости? Политологи, специалисты, изучающие поведение, и СМИ утверждают, что в большей степени ответственность за распространение дезинформации несут люди консервативных политических взглядов. И хотя на самом деле тому есть множество подтверждений, далеко не все консерваторы делятся фейковыми новостями или одобряют это. Столь радикальные обобщения ведут к осуждению всех, кто поддерживает консервативные ценности, а это, в свою очередь, чревато дальнейшей и более опасной поляризацией.
Чтобы найти решение кризиса дезинформации, нашему обществу необходимо четкое понимание того, кто и почему распространяет откровенную ложь и теории заговора. Поэтому в рамках нашего исследования распространения дезинформации мы рассмотрели ключевой детерминант индивидуального поведения — личность. Существует несколько методик определения и измерения личностных качеств, и одна из наиболее широко используемых — это теория пяти факторов, которую часто называют "большой пятеркой". В ней черты характера делятся на пять категорий: открытость новому опыту, сознательность, экстраверсия, конформность и невротизм. В рамках этой концепции мы уделяли особое внимание сознательности, которая отражает различия в порядочности человека, в том, как они контролируют импульсивность, реагируют на условности и полагаются на достоверность.
Мы полагаем, что сознательность может помочь объяснить связь между политическим консерватизмом и распространением фейковых новостей. В частности, мы предположили, что консерваторы с низкой сознательностью будут распространять больше дезинформации, чем другие консерваторы или либералы с низкой сознательностью. Мы решили изучить взаимосвязь между личностью, политикой и распространением фейковых новостей с помощью восьми исследований, в которых приняли участие 4 642 человека.
Во-первых, мы рассмотрели политическую идеологию и сознательность людей с помощью экспериментов, в ходе которых участникам задавали вопросы об их ценностях и поведении. Затем мы показали тем же людям ряд правдивых и фейковых новостей о Covid, и попросили их оценить их достоверность. Затем спросили: поделятся ли они каждой из новостей. И выявили, что и либералы, и консерваторы порой считали правдой фейковые новости. Эта ошибка, вероятно, была отчасти продиктована желанием того, чтобы определенные новости были правдой, потому что они соответствовали их убеждениям. Кроме того, люди всех политических убеждений делятся фейковыми новостями, но все же такое поведение куда чаще наблюдается среди людей с низким уровнем сознательности в независимости от того, либерал ли это, или консерватор. Либералы с низким уровнем сознательности не распространяли больше дезинформации, чем либералы с высокой сознательностью.
В ходе второго исследования мы повторили эксперимент с фейковыми новостями, но с сильным уклоном в политику, и наблюдали еще больший эффект. Опять-таки, либералы, принадлежащие с разным уровнем сознательности, наряду с крайне сознательными консерваторами, не очень активно распространяли дезинформацию. Однако консерваторы с невысоким уровнем сознательности поступали так намного чаще.
Затем мы задались вопросом: чем же объясняется исключительная тенденция людей с низким уровнем сознательности делиться фейковыми новостями? Чтобы изучить этот вопрос, был разработан эксперимент, в ходе которого мы не только собирали информацию о политических взглядах и характере наших участников, но и формировали анкеты для оценки их тяги к хаосу, к поддержке социально и экономически консервативных направлений, уровня поддержки Дональда Трампа, доверия к центральным СМИ, а также выясняли, сколько времени они проводят в соцсетях. Как мы установили, люди с низким уровнем сознательности испытывают потребность в хаосе, т.е. хотят подорвать и разрушить действующие политические и социальные институты, чем можно объяснить их склонность к распространению дезинформации. Эта потребность говорит о лежащем в основе поведения желании закрепить превосходство своих идей или группы над другими и особенно высока среди консерваторов с более низким уровнем сознательности. Важно отметить, что другие факторы, которые мы исследовали, включая поддержку Трампа; время, проведенное в социальных сетях, а также политический и экономический консерватизм, не были так сильно связаны с возросшей тенденцией людей с низким уровнем сознательности распространять фейковые новости.
К сожалению, наше исследование этой черты характера также предполагает, что подтвержденная достоверность новостей не решит проблему дезинформации. Мы провели исследование, в котором обозначили, является ли каждая рассматриваемая новость фейковой, используя тег "спорная" из соцсетей или "достоверная". И увидели, что новости с тегом "достоверная" активнее распространяют как либералы, так и консерваторы. Однако люди с низким уровнем сознательности продолжали распространять дезинформацию, несмотря на явные предупреждения о том, что эти истории были фейковыми. Хотя возможно, что они попросту не доверяют системе проверки фактов. И тогда полученные данные подтверждают утверждение о том, что такие люди делятся фейковыми новостями, чтобы намеренно сеять хаос.
Также мы провели еще одно исследование, в ходе которого сообщали его участникам о том, что материал, которым они хотят поделиться, является неточным. И они могли изменить свой выбор. Мало того, что люди с низким уровнем сознательности по-прежнему распространяли фейковые новости активнее, чем другие участники исследования, они также почти не реагировали на предупреждения о том, что новости, которыми они хотели поделиться, фейковые.
В общем, нам не удалось доказать то, что предупреждения фактчекинговых организаций эффективны в сокращении объемов дезинформации, особенно среди людей с низким уровнем сознательности. Что вызывает беспокойство, учитывая, что, согласно нашим исследованиям, люди с низким уровнем сознательности, по-видимому, являются главными драйверами распространения фейковых новостей. Поэтому соцсетям необходимо найти другое решение, чем просто маркировать новости. Один из вариантов: соцсети могут мониторить фейковые новости, которые могут причинить вред другим, например, дезинформацию о вакцинах и выборах, и затем активно удалять такой контент.
В любом случае, пока такие компании не создадут работающий механизм, проблема никуда не денется. Тем временем наше общество продолжит расплачиваться за распространение дезинформации. Тот долгий "конспирологический" путь, которые бунтари прошли к штурму Капитолия, распространение дезинформации может иметь серьезные и разрушительные последствия.