Волна самоубийств и Covid-19. Почему украинские подростки не хотят жить
Количество детских самоубийств в Украине возросло — только за первое полугодие 2021 г. было зафиксировано на 26 случаев больше, чем за весь прошлый год
По данным Единого реестра досудебных расследований, в стране за первые шесть месяцев 2021 г. было зафиксировано 149 случаев подросткового суицида. Эта цифра значительно больше, чем статистика за прошлые годы: в 2017 г. было зафиксировано 166 самоубийств, совершенных подростками, в 2018 г. – 97 случаев, в 2019 г. – 111, 2020 г. – 123. За одну только неделю, с 29 сентября по 6 октября, украинские СМИ трижды сообщали о подростковых смертях: в Умани из окна выпрыгнула 11-летняя девочка, в Тернополе повесилась 15-летняя школьница, а в Киеве 13-летняя ученица местной гимназии бросилась с балкона.
Почему растет количество суицидов среди украинских подростков и как им предотвратить "ДС" узнала в психолога-консультанта, кандидате психологических наук, доцента кафедры теоретической и консультативной психологии НПУ им. М.П. Драгоманова Нели Бегун.
Причины, побуждающие к суициду
По данным Министерства здравоохранения, Украина является одной из 25 стран мира с самыми высокими показателями суицидов. И держит первенство по этой статистике в Европе. Эксперты считают, что суицидальное поведение свойственно людям всех возрастов и социального и материального положения. Высокий уровень самоубийств отмечается среди подростков и молодежи. За последнее десятилетие количество суицидов среди детей 14–17 лет возросло почти втрое. Согласно результатам социально-психологических исследований 27,2% детей в возрасте 10-17 лет не хотят жить, 17,8% считают, что никому нет до них дела, 25,5% не всегда могут рассчитывать на помощь близких, 51,9 % не сдерживаются в ситуации конфликта.
Подростковый возраст обычно принято считать сложным, разъясняет психолог. "Бытует мнение о том, что склонность к бунтарству, конфликтности, негативизму характерна для всех подростков. Поэтому часто аффективные и поведенческие расстройства подростков воспринимаются взрослыми как естественное состояние, обусловленное возрастными особенностями. Как следствие, подросткам с психическими нарушениями не предоставляется необходимая психологическая помощь поддержка. Напротив – их могут наказывать за неадекватное поведение, что приводит к ухудшению психоэмоционального состояния", — рассказывает Бигун.
На основе психологических обследований подростков, предпринимаемых попытками самоубийства, ученые выделили ряд факторов, повышающих риск суицида. Первый – поведенческие отклонения, противоречащие социальным нормам или признанным в обществе шаблонам и стандартам поведения, например, употребление алкоголя и наркотиков.
Второй – стрессовые жизненные ситуации. К примеру, ощущение собственной ненужности и малоценности на фоне тяжелых конфликтов с родителями.
Третий фактор – это так называемые "суицидальные искушения", то есть незавершенные попытки самоубийства, сексуальное насилие.
"Обостряют ситуацию и транслируемые массовой культурой шаблоны успеха, привлекательности, престижа, которые воспринимаются подростками как безоговорочные образцы для подражания. Пытаясь соответствовать этим шаблонам, подростки ставят перед собой нереалистичные цели, не достигают их, разочаровываются в себе. А это болезненно бьет по их и так неустойчивой самооценке", — говорит психолог.
Еще одним важным фактором, повышающим риск суицида среди современных детей, является буллинг (проявление агрессии, запугивание и травля человека другим лицом или группой лиц — "ДС"). Ежегодно в Украине около 2500 детей пытаются совершить самоубийство именно по этой причине, а 80% детей сталкиваются с буллингом во время учебы в школе.
По словам г-жи Бигун, когда ребенок совершает самоубийство, он реально не понимает последствий. Ему кажется, что его обязательно спасут, а родители наконец-то начнут обращать внимание. Важной составляющей, объединяющей все самоубийства, является отсутствие диалога между ребенком и родителями. В 94% случаях дети дают сигналы взрослым о собственных намерениях нанести ущерб себе, однако остаются неуслышанными.
Депрессивный фактор Covid-19
Разнообразные статистические данные свидетельствуют, что пандемия сказалась на росте численности психических расстройств у людей разных возрастов. Подростки не представляют исключения, среди них также наблюдается увеличение случаев разнообразных психологических проблем, особенно тревожных и депрессивных состояний. "Дети живут в информационной среде взрослых: они не только слышат тревожные новости о последствиях пандемии, но и видят, как болеют их близкие, знают о смерти родственников или знакомых. Общая тревожно-удручающая атмосфера в обществе не может не влиять на настроения детей ", — говорит психолог.
Согласно последним доступным данным ЮНИСЕФ в мире по меньшей мере каждый седьмой ребенок пострадал от карантинов, а более 1,6 млрд детей в той или иной степени упустили возможность учиться.
"Жесткие карантинные ограничения заставляют подростков больше сидеть дома в условиях ограниченного общения и однообразных занятий. Общение со сверстниками играет чрезвычайно важное значение для психического развития подростков, его называют ведущей деятельностью подросткового возраста. Поэтому многие подростки сначала обрадовались перспективе дистанционного обучения, но потом начали жаловаться на то, что им не хватает живого общения", – рассказывает Неля Бегун.
В целом к наиболее распространенным психологическим последствиям Covid-19 специалисты относят: депрессивные состояния, острое стрессовое и посттравматическое стрессовое расстройство, агрессию, растерянность, тревогу, потерю ощущения жизненной перспективы, панические атаки и даже психоз.
Признаки суицидального риска у подростков
Психологиня выделяет семь основных факторов, которые могут свидетельствовать о том, что подростку требуется помощь:
- резкие изменения в поведении. Например, потеря интереса к тому, что увлекало раньше;
- безразличие к событиям, происходящим вокруг: в семье, школе, во дворе;
- разговоры о смерти с близкими. Фразы-маркеры: "Больно ли умирать?", "Что происходит с человеком после смерти?", "Как бы я хотел, чтобы меня похоронили…";
- прямые или косвенные предупреждения. Например: "Скоро меня не будет", "Мне приснилось, что я умру", "Хочу умереть";
- длительное удручающее настроение, желание уединиться, нежелание общаться, "залипание" на печальных песнях;
- подросток, замысливший суицид, может раздавать друзьям или знакомым особо ценные ему вещи. Делать своеобразное "завещание", чтобы кто-то беспокоился о его любимом домашнем животном, просить прощения у особо близких ему людей, словно прощаясь с ними;
- проявлять внезапные вспышки агрессии или негативизма, прибегать к рискованным "шалостям", словно ища смерти.
Часто подобные детские поступки и высказывания пугают родителей, отмечает психолог. Вместо того, чтобы откровенно поговорить с ребенком, испуганные родные отмежевываются от него поверхностными фразами типа: "Что ты такую глупость говоришь! Прекрати!". А некоторые родители могут "разрываться" между желанием поскорее бежать к психиатру и страхом перед этой перспективой. "Важно также помнить, что подросток может совершить суицид внезапно, в состоянии сильного аффекта. В таком случае родители говорят, что все происходило очень быстро, они не смогли отследить опасность. Но удовлетворенные жизнью и психически стабильные люди не накладівают на себя руки. Следовательно, родители просто не заметили опасных изменений, которые происходили с их ребенком", — отмечает Неля Бегун.
Что делать, если трагедия уже произошла
Эксперты утверждают, что каждый случай суицида в среднем затрагивает 135 других лиц — родственников, друзей, знакомых погибшего или погибшего. Психолог считает, что в ситуации, когда ребенок совершил самоубийство, руководство учебного заведения, с одной стороны, формально не обязано проводить разъяснительные работы с детьми, а с другой – должно осознанно подойти к ситуации. "Прежде всего этим должны заниматься специалисты-психологи. Поскольку такая помощь комплексная и предполагает не просто разговоры о трагедии, а специальные диагностические и профилактические процедуры. Нужно создать психологически комфортные условия, в которых подростки могли бы проговорить эту ситуацию, прожить ее и выразить свои эмоции. Нужно также учитывать индивидуально-психологические характеристики подростков, которые обусловливают их реакции на подобные ситуации, ведь они реагируют по-разному: кто-то психотравмой, кто-то повышенной тревожностью или депрессивной реакцией, кто-то здоровой печалью или грустью, а кто-то и относительным безразличием", — отмечает Неля Бегун.