Хватит хохлами трясти! Почему казаки не были "московскими людьми"
"ДС" продолжает цикл публикаций "Исторический фронт с Кириллом Галушко". В рамках проекта мы уже писали о том, где искать древних укров и была ли "Трипольская Аратта", кто такие настоящие руськие, кто придумал советский Новый год, сколько лет украинской столице, был ли на самом деле Рюрик, от какой оккупации россияне спасали украинцев и кто их вообще придумал, как из Африки пришел первый украинец, а так же, как Грушевский стал главным украинским сепаратистом.
Привет, боец исторического фронта! Продолжим наш экскурс по названиям Украины и украинцев. В прошлый раз мы остановились на том моменте, когда "Украина" заняла позицию на "низком старте" перед тем как громко зазвучать. Это было начало XVII в., когда "Украиной" называли в основном земли Дикого поля, где размещалось низовое казачество. Однако слово "украинцы" еще не зазвучало заметно для исторических источников.
Это дает повод неким чудесным авторам из-за поребрика отрицать наше историческое существование. Как всегда, украинского патриота бодрят тексты в таком духе: "... все "украинцы" — это Русские, или "бывшие" Русские, а "Украина" — Русская земля, оккупированная подонками и предателями, целенаправленно переплавливающими Русских людей в высосанных из пальца "украинцев", а по сути, делающих из них анти-русских. Мириться с этим невозможно, это будет соучастием в преступлении. (...)
Согласитесь со мной, что нет никакого смысла в существовании нескольких Русских государств, а значит, мы должны объединится в одно Российское Государство. (...) Русские себя никогда "москалями" не называли, а запорожские казаки не называли себя "хохлами", западенцы еще 120 лет назад называли себя русинами, а не "украинцами". Как видите, все Русские!"
Я не буду цитировать комментарии, которые с украинской стороны имеют краткий, емкий и в основном нецензурный характер. Однако подобного рода фальшивая информация может излагаться более академично и с меньшим надрывом, и может быть даже с претензией на "научность".
Первым делом замечаем, что слово "русин" считается синонимом "русского", что неверно. Слово "русин", которое мы встречаем и в "Повести временных лет" начала XII в. и в "Руськой правде", не прижилось на землях будущей России, где позднее распространилось слово "русский". Так что у нас "русский" — это явный новодел по сравнению со старым украинским "русин". Так что тут еще можно поспорить, кто в кого переименовался и кто вообще от кого. Впервые территория современной центральной России называется "Русской землей" аж во время монгольского нашествия в "Слове о погибели Русской земли". То есть просто в момент исторического финиша того, что мы привыкли называть "Древней Русью". В то время как Среднее Поднепровье все предшествующие 300 лет было "Руськой землей" "в узком значении" и там же в конце XII в. появляется слово "Украина".
Русские себя никогда "москалями" не называли, а запорожские казаки не называли себя "хохлами". Да. В источниках соседи называли их (русских) "московские люди", а потом "московиты". В XVI в. первопечатника Ивана Федорова в Украине называли "Москвитин", потому что он был не русин. "Хохлами", понятное дело, себя казаки наши не называли. Так их называли "московские люди": "Хватит вам своими хохлами трясти!" — говорили московские офицеры времен Петра І, сопровождая это разными актами насилия и неуважения. Зато попадая в шведский плен во время Северной войны 1700–1721 гг., они, судя по педантичным шведским документам, называли себя "украинцы". Но, возможно, это признание было навязано пытками шведских карательных органов. Теперь вернемся несколько ранее.
В 1648 г. начинается восстание Богдана Хмельницкого, которое отдает под власть Войска Запорожского всю Центральную Украину — Киевское, Черниговское и Брацлавское воеводства. "Где казак — там Украина". Не знаю, слыхал ли такое выражение французский офицер на польской службе Гийом де Боплан, но в его "Описании Украины" того же времени под это название подпадают все земли Центральной Украины или Надднепрянщины. И чтобы не было никаких сомнений, на его же карте Украины — это земли от Карпат до современной Слобожанщины. Так что слово "Украина" совершила быструю и неожиданную карьеру, расширяясь территориально по мере успехов казачества.
Теперь это слово означает уже не просто пограничье, а владения Войска Запорожского, но "Украина" не была официальным названием. Ее территория по ряду соглашений охватывала земли Киевского, Брацлавского (Восточное Подолье) и Черниговского воеводств.
Документы польского сейма 1669 и 1670 гг. гласят: "[...] господин Олизар, киевский подсудок, говоря читал артикул украинских воеводств ... [...] а дальше все послы Киевского, Черниговского и Брацлавского воеводств поднялись с места и вышли с протестом"; и: "[...] вскочили с возмущением брацлавьяне, киевляне и черниговцы на господина черского хорунжего ... Большой шум поднялся от мазовецких послов и взамен от украинцев".
В 1685 г. в документах посольства гетмана Ивана Самойловича в Москву говорится: "В тех трех воеводствах и Украйна вся, и Войско Запорожское заключается".
Впрочем, видим, что в то время "Русь" и "Украина" еще "накладывались" одна на другую. Так же одновременно именно казацкая территория (Украина) воспринимается, как синоним Княжества Руського, или Руси. Ведь Б. Хмельницкий назвал себя "единовладцем и самодержцем руським", абсолютно при том не связывая свое "самодержавие" с Московией.
Тогда же, в 1651 г. появляется известный портрет Хмельницкого фламандского гравера Виллема Гондиуса, где находится такая латинская подпись: Bohdan Chmielnicki Exercitus Zaporovieñ. Præfectus, Belli Servilis Autor Rebelliumq. Cosaccorum et Plebis Ukrayneñ Dux ("Богдан Хмельницкий. Войска Запорожского Главнокомандующий, Войны мужицкой Зачинатель, Восставшего Казачества и Народа Украинского Князь").
Портрет Богдана Хмельницкого Вильгельма Гондиуса, 1651
Как писал о преемнике Хмельницкого Иване Выговском шведский посол Веллинг, тот требовал уступки "права на всю древнюю Украину или Роксоланию ... до Вислы". Выражение "вся Украина" могло означать и "вся Русь". Гетман заявлял о своем желании стать "Великим князем Украины и соседних областей".
Но в Гадяцком договоре 1658 г. Выговский все же титулуется как "гетман войск руських". Ведь название Руси было устоявшимся "брендом", что было весомым для тогдашней политики. При этом московитов и руський народ (украинский) у нас тогда четко отличали.
Например, соратник Ивана Мазепы Филипп Орлик говорил, чтобы "руський народ сбросил московское ярмо и был свободен". Смешивание тогдашних названий Украины видим в клятве Мазепы, цитируемой Орликом: "[...] для общего блага матери моей отчизны бедной Украины, всего Войска Запорожского и народа малороссийского [...]".
Дальше у этих названий будут свои отдельные сложные судьбы, но об этом мы продолжим разговор уже в следующий раз.