• USD 41.3
  • EUR 43.5
  • GBP 52.2
Спецпроекты

Гражданин Поттер. Над чем смеется Вятрович

Украина по типу политической и управленческой культуры, без сомнения, является страной азиатской
Фото: facebook.com / Andriy Kohut
Фото: facebook.com / Andriy Kohut
Реклама на dsnews.ua

Министерствам здравоохранения и социальной политики, а также страховым компаниям пора озаботиться чиновниками, курирующими проблемы истории. Сразу два случая тяжелой вирусной мутации чувства юмора и дезориентации в публичном пространстве вследствие профессиональной деформации указывают на то, что эта категория граждан оказалась в группе повышенного риска. А соответственно, госслужащих, занятых в этой сфере, необходимо в обязательном порядке страховать от диссоциативных расстройств, поощрять за вредность молоком, увеличением количества отпускных дней и значительным снижением пенсионного возраста.

Нынешний директор архива СБУ Андрей Когут пошутил на своей странице в "Фейсбуке", а его предшественник Владимир Вятрович, ныне возглавляющий Институт национальной памяти, шутку подхватил — ну, примерно как грипп подхватывают. Только не воздушно-капельным, а, похоже, церебрально-волновым способом.

Когут вывесил фотографию фрагмента страницы с решениями Одесской чрезвычайной комиссии за 1920 г. В "сэндвиче" между двумя решениями об отправках в концлагерь на три и пять лет разместился приговор "Гр. Поттера, как Соввласти врага авантюриста, загатавлявшаго фальшивые документы РАССТРЕЛЯТЬ, имущество конфисковать". Комментарий незамысловат: "шокирующее завершение истории про Поттера". Вятрович мысль развил: "Вскоре на полках "Гарри Поттер и подвалы ЧК:-)".

Справедливости ради отмечу: в эпоху тотальной постмодернизации повседневности смешение и перетекание контекстов — вещь, в общем, обычная. И не исключаю, что и сам читнул бы подобный фанфик на тему печального завершения истории везучего доселе мага-англичанина. Вот только есть несколько "но".

Во-первых, одесский гр(ажданин). Поттер отнюдь не вымышленный персонаж. И трагичная история его тоже не выдумана. Но все, что от него осталось, — эта запись, в которой даже имени нет. Это смешно? В самом деле? Смешно, когда без суда, следствия и возможности оправдаться перемалываются тысячи жизней? Если вы способны над этим смеяться — поздравляю, ваше чувство юмора определенно будет бонусом при приеме на работу в "чрезвычайку". Кстати, по подсчетам одесских историков Викторов Файтельберг-Бланка и Савченко, только за 10 месяцев 1920 г. арестам ЧК и ревтрибуналов подверглись около 12 тыс. человек. Из этого числа собственно чекисты загребли 10 225 человек, из которых расстреляли 1477 (и хотя цифры, вероятно, не окончательные, уточненные будут скорее выше, чем ниже).

Всего же за 26 месяцев чекисты истребили порядка 9 тыс. мужчин в городе, где мужское население, если не считать детей, составляло примерно 150 тыс. человек. Это 6% в минус. Отличный повод для шуток, не правда ли?

Впрочем, над красным террором может смеяться разве что тот, чьих близких он не зацепил, - это, к слову, об исторической памяти, которую опекает Вятрович. И, черт возьми, кто-то должен, наконец, начать систематически говорить, что планомерное массовое истребление жителей Украины большевиками началось задолго до Голодомора.

Реклама на dsnews.ua

Во-вторых, ситуация с Поттером — прекрасный повод подискутировать о том, есть ли место приватности в жизни гражданских служащих (и, говоря шире, публичных лиц). Действительно ли личная страница чиновника, да еще и обличенного полномочиями озвучивать официальную позицию Украины, является личной? Для меня ответ очевиден: "Думай деточка, когда говоришь то, что думаешь". В США, например, эту несложную для осознания истину общественное мнение и президентские пиарщики даже несдержанному на язык и пальцы Дональду Трампу сумели популярно пояснить (можете сравнить его нынешние твиты с репликами хотя бы годичной давности). Как говаривал один глава российской резидентуры в Мюнхене, "нам не дано предугадать, как слово наше отзовется". Дельное замечание — даром, что от щупальца "русского мира".

Впрочем, я сильно сомневаюсь, что в наших реалиях любого рода скандал вплоть до демонстраций протеста способен втемяшить в сановные головы, что они обязаны нести ответственность за любое произнесенное и написанное слово. Причем такая безнаказанность и порожденная ею катастрофическая инфляция слов и смыслов являются безусловными индикаторами отсутствия в Украине государственной машины — то, что имеется, в лучшем случае являет собой комплект узлов для сборки.

И наконец, последнее. В "Тараканах" — одной из книг детективного цикла норвежца Ю Несбе о полицейском Харри Холе есть примечательный диалог:

— Если мы отпустим Брекке, то можем дать толчок дальнейшему развитию событий. И тогда сумеем выманить убийцу из тени.
— Прости, — сказала Лиз, — но мы не можем отпустить Брекке.
— Что? — Харри не верил своим ушам.
— Это приказ начальника полиции.
...Харри догнал ее у лифта и попросил объяснений.
— Послушай, Харри, это Таиланд и здесь другие правила. Наш шеф полиции заявил вашей в Осло, что нашел убийцу. Он считает, что это Брекке, и когда я проинформировала его о последних данных расследования, он очень рассердился и заявил, что Брекке останется в камере предварительного заключения до тех пор, пока не предъявит железное алиби.
— Но...
— Надо сохранить лицо, Харри, сохранить лицо. Не забывай о том, что таец никогда не может ошибиться.
— А если все знают, кто совершил ошибку?
— Тогда все постараются сделать так, чтобы это не выглядело ошибкой.

Так вот, к чему это я. Украина по типу политической и управленческой культуры, без сомнения, является страной азиатской. У нас обличенные властью, а в особенности публичные лица не ошибаются. На их непоколебимую непогрешимость указывает хотя бы то, что они не извиняются. Никогда. Тем более публично. И особенно — перед обществом. Впрочем, раз публика принимает это как должное, то они, вероятно, правы: общества-то и нет. Сплошь фолловеры.

    Реклама на dsnews.ua