• USD 42
  • EUR 43.6
  • GBP 52.6
Спецпроекты

Ползучая украинизация. Как нардепы решили похоронить в школе русский язык

Из почти полутора тысяч правок к базовому закону об образовании полемика развернулась вокруг того, на каком языке учить представителей нацменьшинств
Фото: tvc.ru
Фото: tvc.ru
Реклама на dsnews.ua

"Мы начнем работу парламента с самого неконфликтного вопроса — образовательной реформы", — заявлял перед началом работы Рады спикер Андрей Парубий. Между тем в первый же день работы парламента депутаты достали из своего арсенала весь привычный набор методов: манипуляции, популизм, подмену понятий. Первую из списка осенних реформ все же приняли — в 18:22, фактически на последних секундах, — базовый закон об образовании приняли во втором чтении 255 голосами. К законопроекту было подано почти полторы тысячи правок, львиная доля которых сводилась к тому, чтобы показать несогласие той или иной фракции с позицией власти. В итоге половину правок провалили при голосовании, вторую просто не рассматривали, ибо авторы не настаивали. Скандал развернулся лишь вокруг вопроса о том, на каком языке обучать представителей нацменьшинств. Языковой вопрос — все еще один из самых острых в стране. 

Язык до Киева не доведет

К статье закона, в которой речь шла об обучении представителей нацменьшинств, с самого начала было приковано пристальное внимание. Ходили даже слухи о некой "языковой бомбе", которую Минобразования закладывает в проект. Еще в июле, накануне запланированного Радой рассмотрения законопроекта об образовании во втором чтении, министр Лилия Гриневич отмечала: базовым языком обучения будет украинский, а изучение языка нацменьшинств будет гарантироваться в объеме, необходимом для исполнения профессиональных обязанностей в условиях меньшинств. "Например, если врач попадает в венгерскую общину, то он должен владеть венгерским, чтобы общаться со своим пациентом", — заявляла министр. Между тем ситуация в школах нацменьшинств такова, что они изучают все предметы на родном языке и лишь несколько часов отведено на изучение украинского. Так что заканчивая, к примеру, венгерскую школу, выпускники попросту не знают украинского языка. Чтобы ликвидировать этот перекос в законе прописали норму, что большинство предметов должны изучаться на украинском.

Эта норма и вызвала оживленные дискуссии в парламентском зале. Министр Лилия Гриневич разъяснила депутатам, что языковая статья закона предусматривает постепенный переход на изучение предметов на украинском. "Когда ребенок растет в румыноязычной или венгероязычной среде и приходит в первый класс, он не может сразу все предметы учить на украинском. В пятом–девятом классах мы начинаем вводить другие предметы на украинском, и на этапе старшей школы ребенок будет изучать практически все предметы на государственном языке. Кроме родного языка и литературы как отдельных предметов", — отметила глава МОН. Однако отсылки Гриневич к румынским или венгерским нацменьшинствам не сработали: многие нардепы восприняли такие послабления как реверанс в сторону русского языка. "Мы подмываем основы государственности, поскольку именно из-за нашей идентичности, которую мы теряли на протяжении 25 лет, и идет война на Донбассе", — заявила нардеп Оксана Билозир и предложила узаконить норму о том, что языком образовательного процесса является исключительно государственный язык.

Однако против такого решения выступил Рефат Чубаров, заявивший, что поправка Билозир "еще раз убьет крымскотатарский язык". "Нас уже запрещали в советские времена!" — гремел Рефат-ага на весь зал парламента. Между тем нардеп Игорь Мосийчук отметил: в прошлом году Минобразования выделило 3 млн грн на то, чтобы обеспечить возможность пройти ВНО на крымскотатарском языке. Желающих оказалось лишь восемь.

Реклама на dsnews.ua

В итоге в парламенте разгорелась столь оживленная дискуссия, что спикеру пришлось перенести рассмотрение поправки на вечернее заседание. Между тем аргументы у противоборствующих сторон далеко не новы. В одном лагере говорили о том, что Минобразования по факту пытается узаконить русификацию страны, в другом — что именно такая "ползучая украинизация" в школах позволит расширить сферу использования украинского языка.

В итоге практически на последних минутах заседания проголосовали компромиссный вариант. Коренные народы (крымские татары) смогут учиться на родном языке до десятого класса, представители нацменьшинств (россияне, венгры, поляки и др.) — до пятого. После чего обучение будет вестись на украинском языке параллельно с изучением родного языка и литературы.

"Война пришла туда, где было меньше всего украинских школ. Вопрос государственного языка в образовании — вопрос национальной безопасности. Но сегодня ВР в который раз не сделала никаких выводов, узаконила причины сепаратизма и заложила мину замедленного действия под основы государственности", — заявил после принятия закона Олег Тягнибок. Между тем эксперты не так категоричны: в законе все же прописан постепенный переход на государственный язык, и если выпускник собирается продолжить обучение после школы, ему придется выучить украинский. 

Брачные агентства и голодомор школьников

Если момент о языке обучения действительно стал поводом для дискуссии и нардепам пришлось проводить отдельное совещание, для того чтобы утрясти спорные моменты, то большинство других правок были использованы парламентариями либо для собственного пиара, либо для обличения действующей власти. Так, в частности, случилось с нормой о 12-летней системе образования. Прийти к единому мнению о том, сколько же лет нужно учиться в школе, в Украине не могли на протяжении последнего десятка лет. Но именно такая модель образования принята в Европе — она предполагает уменьшение нагрузки на ученика по сравнению с системой, действующей сегодня в Украине. Украинские родители, впрочем, идею введения 12-летки воспринимают скептически, просто в силу того, что зачастую разуверились в системе образования в целом.

Именно этот момент и решил использовать в своих пламенных спичах лидер Радикальной партии Олег Ляшко, который в качестве главного аргумента против нововведения назвал беременных школьниц. Мол, нужно оставлять одиннадцатилетку, а то после 12 лет обучения в школах половина выпускниц будет заканчивать школу в статусе мам. Его соратник по партии Игорь Попов и вовсе призвал "не делать из школы брачное агентство". При этом народные депутаты умолчали, что подавляющее большинство современной молодежи не спешит обзаводиться семьями и детьми. Высказывания "радикалов" возмутили и. о. министра здравоохранения Ульяну Супрун, которая отметила, что количество украинок, рожающих детей до 18 лет, еле-еле превышает 1%. Но электорат РПЛ вовсе не молодежь, а бабушки на лавочках, которые и девятилетку не всегда оканчивали.

Не менее яркими получились и выступления по вопросу бесплатного питания школьников в начальных классах. К примеру, нардеп от "Батьківщини" Александра Кужель договорилась до того, что депутаты поставили "малышню, которая не может выйти на Майдан, чтобы себя защитить, на грань голодной смерти". Когда похожую песню завела Наталья Королевская, первый замглавы комитета по вопросам образования Александр Спиваковский не выдержал и отметил, что в Раде рассматривают закон об образовании, а не закон о питании.

Дело в том, что очень многие вопросы, которые депутаты озвучивали в ходе рассмотрения законопроекта, касались ответственности территориальных общин. Реформа децентрализации была призвана дать людям на местах возможность самим решать, какие проекты поддерживать и на какие средства выделять деньги. Между тем нардепы не упускали случая испугать население тем, что все сельские школы закроют, учебников школьникам не выдадут, а младшеклассники и вовсе умрут голодной смертью прямо во время уроков. Хотя решением этих вопросов в первую очередь должна заниматься местная власть, избранная самими же жителями. И если люди на местах не могут организоваться и потребовать, к примеру, сохранить школу, то МОН тут не сильный помощник. Впрочем, тот факт, что большинство из более чем тысячи поправок даже не рассматривали, свидетельствует только об одном: вопрос реформы образования для многих нардепов превратился в очередной парад честолюбия и пиара. Однако, несмотря на это, базовый закон об образовании все же приняли.

Что ждет систему

Реформа предусматривает три формы получения образования: формальную (официальное повышение уровня образования), неформальную (тренинги, курсы, кружки) и информальную (самообразование). Закон также предусматривает внедрение так называемого инклюзивного образования (недискриминация, включение в образовательный процесс всех его участников).

С сентября 2018-го вводится двенадцатилетнее образование в начальных классах. Система среднего образования будет разбита на три уровня — начальный (четыре года), средний (пять лет) и профильное среднее образование (три года), появятся лицеи академической и профессиональной направленности. Из-за введения 12-летнего обучения по многим специальностям вместо четырехлетнего будет введен трехлетний бакалаврат, так что общая продолжительность обучения школа+вуз не изменится. Ученик после окончания школы должен свободно владеть государственным языком, а также общаться как минимум на одном иностранном. Кроме того, у выпускника должен быть достаточный уровень знаний по математике, естественным наукам, технологиям и технике.

Государство будет выделять на систему образования не менее 7% ВВП за счет государственного и местных бюджетов, а также других источников доходов (в 2016-м — 5,72% ВВП). Государственные и коммунальные учебные заведения смогут предоставлять платные услуги. Причем все учебные заведения должны иметь сайты, где будут представлены отчеты об использовании средств.

Появится должность образовательного омбудсмена, который займется защитой прав студентов и учеников. Его будет назначать Кабмин на пять лет без права повторного назначения.

Директором школы сможет стать кандидат, у которого степень высшего образования не ниже магистра, а педагогический стаж — не мене трех лет. Директоров будут выбирать на конкурсе сроком на шесть лет, занимать должность более двух каденций подряд закон запрещает.

Государство гарантирует педагогическим работникам профилактический медосмотр, оплату повышения их квалификации, разные размеры ставок и доплат в зависимости от категории и званий. Предусмотрены кредиты на строительство и покупку жилья, а также служебные квартиры. Учителям предложат пройти добровольную сертификацию — после успешной сдачи тестов обещают повысить зарплату на 20%. Кроме того, учителей обязали постоянно повышать квалификацию. В то же время педагог сам сможет выбирать учебные программы и методики для обучения учеников.

В законе также прописано увеличение зарплат учителям и преподавателям вузов. Так, с 2018-го минимальный ежемесячный оклад педработника должен составить три минимальные зарплаты (сейчас это 9600 грн). Научно-педагогические работники будут получать на 25% больше, чем обычные педработники той же категории. Надбавка за выслугу лет составит от 10% (более трех лет) до 30% (свыше 20 лет) оклада. При этом оплачивать работу педагогов намерены как за счет бюджетных средств, так и за счет денег самих учебных заведений и грантов.

Контролировать качество образования будет специально созданная Государственная служба качества образования.

    Реклама на dsnews.ua