Грабежи, киднеппинг и потеря работы. Чем чревата откровенность в сети

В интернете можно делать все, но любое действие может быть использовано против пользователя

Интернет многими людьми часто воспринимается как некое пространство абсолютной свободы: в сети можно делать все и тебе за это ничего не будет. Однако это утверждение с каждым годом все больше теряет смысл. Есть много случаев, когда неправильное поведение в сети стоило людям карьеры, бизнеса, свободы, репутации или даже других более значимых вещей.

Ответ на вопрос о том, что можно делать в интернете, может быть весьма кратким - все. Только при этом нужно четко понимать последствия своих действий и осознавать, что спрятаться в современном интернете без специальных знаний и специализированных программ не удастся. Иными словами, анонимности в интернете нет и здесь, как нигде более, справедливо утверждение: "все, что вы скажете, напишите, "лайкнете" или прокомментируете, может быть использовано против вас".

Так ли страшен онлайн, как его малюют

Еще недавно социальные сети разрешали регистрацию на своих страницах пользователей старше 13 лет. Однако дети попадают в онлайн гораздо раньше, так что и требование о возрасте в соцсетях смягчилось. Интернет дети могут воспринимать как территорию полного отсутствия контроля и не задумываться о последствиях общения с незнакомцами либо скачивания непонятных приложений. Впрочем, современных взрослых тоже особенно не обучали ни безопасности, ни правилам поведения в интернете. Всё это приводит к тому, что пользователи Сети - и юные, и взрослые - делают множество ошибок, за которые некоторым из них приходиться расплачиваться.

Вряд ли Иван Касперский, сын Евгения Касперского, разработчика одного из самых известных антивирусов, думал о том, что публикация в интернете адреса его работы приведет к его похищению. Злоумышленники, которые потребовали у Касперского-старшего $800 млн за сына, вычислили маршрут Ивана по публикациям в сети "ВКонтакте" и точно знали, в каком месте его будет проще всего похитить.

Размещение информации о своем расписании и о ближайших поездках стали причиной многих ограблений. В ответ на это был создан специальный сайт Please rob me http://pleaserobme.com/, название которого переводится как "Пожалуйста, ограбь меня". На сайте можно найти пользователя Twitter, а потом через сервис Foursquare проверить, дома ли сейчас человек. Авторы проекта таким образом хотели обратить внимание на то, что люди слишком много рассказывают о себе в социальных сетях. Настолько много, что это могут использовать даже воры-домушники.

Сообщения о поездках, своем месте нахождения, домашнем адресе, основной номер телефона и другая информация, которую можно назвать персональными данными, не должны появляться в открытом доступе в интернете. Комбинация этих сведений (местонахождение + сообщение об отпуске либо телефон + адрес) могут стать орудием в руках различного рода мошенников.

Кладезь компрометирующих фотографий и необдуманных высказываний

Год назад были уволены четверо полицейских из Одессы - за высказывания в социальных сетях в период Евромайдана. Тогда люди, не имеющие отношения к полиции и государственной службе, позволили себе высказывания, которые, говоря сухим языком документов "противоречат морально-этическим качествам украинского правоохранителя". По-видимому, в какой-то период они размещали на своих страницах записи, в которых выражали несогласие с событиями на Майдане. Сейчас уже никто и не узнает, изменили ли они свое мнение, и даже то, писали ли все это сами полицейские или кто-то другой. Результат - за записи двухлетней давности людей уволили с работы.

Еще две истории - о красивых девушках, пострадавших от своей онлайн-активности. "Самая красивая полицейская Украины" Людмила Милевич была неготова к пристальному вниманию к своей личности в первые дни работы новой полиции. А когда пользователи и онлайн-медиа стали публиковать фото Людмилы в бикини на курортах Египта, девушка собралась удалить свои аккаунты и исчезнуть из онлайна. Хотя ничего предосудительного в таких фотографиях не было: десятки тысяч таких снимков публикует множество других женщин.

Совсем свежая история свежеиспеченной замминистра внутренних дел Анастасии Деевой, чьи обнаженные фото буквально заполнили украинский сегмент интернета. Некоторые из ее фотографий были обнаружены в кеше поисковой системы Google (месте, где до полугода хранится информация, удаленная из интернета). Другие, по словам самой Деевой, были то ли похищены, то ли сохранены какими-то злоумышленниками, которые вовремя, как туз из рукава, достали их и представили на суд публики.

Фотографии в обнаженном виде или политические высказывания - это только часть тех ошибок, с которыми сталкиваются пользователи в социальных сетях. Есть множество примеров того, как высказывания в социальных сетях стоили людям работы и карьеры. Например, судью из российского Улан-Удэ уволили за публикацию фотографии с бутылкой водки. Никого не интересовало, что фото сделано во время отпуска. Владелец пиццерии во Франции уволил официантку, которая у себя в Facebook пожаловалась на особенно надоедливых клиентов. А община небольшого американского городка уволила шерифа, неудачно пошутившего в Сети о том, что он в последнее время "подсел на колеса и травку". Старейшины города посчитали такое заявление недостойным должности, на которой нужно следить за соблюдением законов.

Греческую легкоатлетку Параскеву Папахристу исключили из сборной по легкой атлетике в 2012 году за то, что она позволила себе расистские высказывания в Twitter. Во время олимпиады в Лондоне было несколько аналогичных случаев, а вот в Рио спортсмены были более сдержанны.

Увольнение стюардессы "Аэрофлота" за появившееся на ее страничке "ВКонтакте" фото - наверное самый наглядный пример того, как можно незаслуженно пострадать из-за социальных сетей. В профайле девушки кто-то разместил фотокарточку салона самолета и руки стюардессы с неприличным жестом. Фото делала не пострадавшая, самолет был не "Аэрофлота", да и фото разместил другой человек, пока владелица профайла была в поездках. Тем не менее, эта история стоила девушке отлучения от полетов и длительного разбирательства на уровне топ-менеджмента.

Продолжать список примеров того, как люди пострадали от своей или чужой активности в социальных сетях, можно долго. Случай с полицейскими из Одессы показал, что пострадать можно даже через два года после публикации. Эти кейсы должны научить нас, как минимум, одному: изучить настройки приватности социальных сетей и использовать публикации с ограниченным уровнем доступа (для друзей или для круга друзей). Не стоит писать в открытом доступе о том, что начальник самодур, если начальник или коллеги читают вас в социальных сетях. По большому счету, не стоит превращать социальные сети в место для слива негативных эмоций. Кто его знает, как отзовется нечто, написанное с пылу-жару или в плохом настроении.

Жизнь под цифровым микроскопом

Осознать то, что вся наша жизнь в сети находится даже не на ладони - а под условным цифровым микроскопом - довольно сложно. Тем не менее, понимание этого заставляет задуматься над тем, что делать, или, скорее, чего не делать в интернете. Самое важное - такая открытость должна сделать нас готовыми к тому, что практически все о нас, даже удаленное из интернета, может быть узнано и обнародовано. Нам остается учиться жить со всем этим, и знать, как получить хотя бы маленькую долю анонимности в современном слишком открытом интернете.

Первый совет тем, кому претит излишняя сетевая открытость, - разделить профайлы. Не стоит использовать основной акаунт в соцсети и основной адрес электронной почты для регистрации на сайтах. Читать соцсети стоит в отдельном браузере, а для регистрации на сайтах можно использовать сервисы одноразовых электронных адресов, например, GuerrillaMail.

Второй совет - познакомиться с режимом "инкогнито" в браузере и использовать его, например, на рабочем месте. В этом режиме не будет сохраняться информация о просмотренных веб-страницах.

А третий, самый главный - трижды подумать, перед тем, как опубликовать что-то в Сети. Не стоит удивляться претензиям руководства или обидам соседей по лестничной площадке после излишних откровений в соцсетях. Или - учиться с этим жить.