Год без Павла. Почему дело Шеремета не станет вторым делом Гонгадзе
20 июля - годовщина убийства в Киеве журналиста Павла Шеремета. Павел работал в Беларуси и России, а с 2012 г. - в Украине. Вел блог в интернет-газете "Украинская правда", где печатались его политико-аналитические материалы и интервью. На канале "ТВi" вел программу "Проти ночі з Павлом Шереметом". На радио "Вести" с сентября 2015 г. вел по выходным "Шоу Павла Шеремета", с 2016 г. работал по будням в программе "Ранок Павла Шеремета".
Павел Шеремет погиб 20 июля 2016 г. в результате взрыва автомобиля в 7:45 утра на углу улиц Богдана Хмельницкого и Ивана Франко. Автомобиль принадлежал руководителю "Украинской правды" Алене Притуле, но ее в машине не было.
В феврале 2017 г. Главное следственное управление Национальной полиции Украины сообщило, что к расследованию привлечены сотрудники Нацполиции и СБУ. Отрабатываются пять версий возможных мотивов совершения убийства: профессиональная деятельность Павла Шеремета на территории РФ и Беларуси; ошибка в объекте преступления (а именно - готовилось убийство Алены Притулы); профессиональная деятельность Павла Шеремета в Украине (его критические публикации в "Украинской правде" и выступления на радио "Вести"); дестабилизация ситуации в государстве с целью формирования ложного негативного восприятия общественно-политической ситуации в Украине; конфликтные ситуации в личной жизни Павла Шеремета в связи с его семейным, коммерческим и финансовым положением.
Вопросы к следствию
Утром 20 июля 2017-го, в годовщину убийства Павла Шеремета, на месте его гибели в Киеве началась акция "Год без Павла" для чествования его памяти. Организаторы акции решили повести людей к зданиям СБУ, президентской администрации и МВД с плакатами "Хто вбив Павла?". В то же утро посол ЕС в Украине Хьюг Мингарелли выступил с заявлением, в котором отметил, что доверие граждан Украины к правоохранительным органам невозможно без достижения прогресса в этом деле. "В день этой трагической годовщины хотел бы еще раз призвать украинскую власть провести быстрое и прозрачное расследование этого преступления. Нужно найти и привлечь к ответственности виновных за совершение такого жестокого преступления", - заявил посол.
Действительно, убийство до сих пор остается нераскрытым. При этом есть вопросы к качеству следствия. Также проявились противоречия между Нацполицией и СБУ.
10 мая вышел документальный фильм "Вбивство Павла" копродукции Центра по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP) и независимого агентства журналистских расследований "Слідство.Інфо". Журналисты выяснили, среди прочего, что во время следствия сотрудники СБУ изъяли сервер с записями камер наблюдения одного из магазинов у дома Павла Шеремета и вернули его пустым.
Генпрокурор Юрий Луценко, выступая в парламенте 24 мая, сообщил: "Следствие идет. Его ведет следственное управление Национальной полиции. Мы также выделили туда лучших прокуроров. Должен признать, что в этом следствии была допущена ошибка: изъяв 201 камеру видеонаблюдения, еще одну и, как оказалось, самую важную камеру не изъяли, что все это время не давало очень важной информации следствию. Благодаря журналистам об этих видеосъемках стало известно. Жаль, что на весь мир, а не только для следователей. Тем не менее эти пленки очень важны для следствия. Насколько я знаю, руководство МВД также признало ошибку и сейчас старается наверстать упущенное время".
Глава СБУ Василий Грицак на следующий день заявил, что "эти четыре жестких диска были переданы в Нацполицию без каких-либо вмешательств в них". Но и после этого следователи Нацполиции не приблизились к раскрытию преступления. По крайней мере, Юрий Луценко в конце июня заявил "Радио Свобода", что в расследовании этого дела "серьезного прогресса пока что не наблюдается".
11 июля Петр Порошенко провел встречу с семьей Павла Шеремета и представителями международной организации "Комитет защиты журналистов". В ходе встречи президент заявил, что правоохранительные органы должны в ближайшее время дать публичный отчет о результатах следствия.
Что рассказывает МВД
В годовщину убийства Павла Шеремета спикер МВД Артем Шевченко сообщил журналистам, что следствие осложняется тем, что невозможно допросить людей, с которыми журналист контактировал в России незадолго до смерти. В докладе "Комитета защиты журналистов" отмечается, что за несколько дней до гибели Павел Шеремет встречался в Москве с беглым министром доходов и сборов Александром Клименко.
Артем Шевченко подчеркнул, что следствие не может раскрывать результаты следственных действий, но признал: "На данное время ситуация принципиально остается такой, что мы не можем похвастаться наличием подозреваемых". Он отметил, что для проведения некоторых экспертных исследований - в частности, механизма взрыва, элементов взрыва, повреждения автомобиля - были привлечены специалисты ФБР. "Есть возможность, но исключительно с процессуального разрешения Генеральной прокуратуры, и в дальнейшем привлекать международных специалистов к проведению этого расследования", - сообщил спикер МВД.
Он также напомнил, что после убийства Павла Шеремета похожим образом были совершены три убийства офицеров - полковника СБУ Александра Хараберюша 31 марта 2017 г. в Мариуполе, полковника Главного управления разведки Минобороны Максима Шаповала 27 июня в Киеве и в тот же день полковника СБУ Юрия Возного в Константиновке Донецкой области. "Для нас похожий способ исполнения подобных преступлений, начиная с 20 июля 2016 г. и заканчивая 27 июня 2017 г., как и ряд других факторов, свидетельствуют о том, что достаточно вероятным является именно российский след и непосредственно в преступлении против гражданина РФ Павла Шеремета", - сказал Артем Шевченко.
Некоторой информацией поделился также советник министра внутренних дел Иван Варченко. "Расследование, насколько можно было его провести в течение этого года, практически в деталях было проведено. У нас почти две тысячи опрошенных, 150 терабайт информации. Она проанализирована, и из нее сделаны выводы. Есть определенный круг подозреваемых лиц, мы также понимаем, что эти подозреваемые лица могут сейчас скрываться и, скорее всего, скрываются. Правоохранительная система в части следствия на данный момент сделала 95% работы, которую можно было сделать, исходя из тех данных и из тех доказательств, которые можно было собрать", - сообщил он "Радио Свобода".
Иван Варченко также заявил, что среди версий остается российский след, но окончательных доказательств нет. "Следствие сейчас четко не указывает, что это Россия. Но оно рассматривает версию о российском следе и желании дестабилизировать ситуацию в Украине", - добавил советник главы МВД.
Параллель с Георгием Гонгадзе
Сторонником версии о российском следе является народный депутат, член коллегии МВД Антон Геращенко. "Мое личное мнение не поменялось с того утра, когда погиб Павел, - подчеркнул Геращенко на канале "112 Украина". - Я одним из первых заявил, что, по моему мнению, к этому причастны российские спецслужбы. Логика очень простая: Павел Шеремет, так же, как и Георгий Гонгадзе, был в близких отношениях с Аленой Притулой - сооснователем "Украинской правды". За Гонгадзе следили милиционеры, о чем он и заявил. И убила его группа милиционеров во главе с генералом Пукачем - это уже установленный общеизвестный факт. Судя по всему, к Павлу Шеремету хотели применить такой же сценарий. Взрыв автомобиля, в котором находился Шеремет, специально сделан не во дворе, где стояла машина и не было видеокамер, а на перекрестке, где их установлено десятки. Резонансное событие на всю страну. Дальше, в тот же день было заявлено, кто следил за Павлом Шереметом. Это Вадим Троян - первый замглавы Национальной полиции (сейчас замминистра внутренних дел. - Ред.). Данная информация была на всех телеканалах и сайтах. Когда мне задавали вопрос о том, почему Троян следил за Шереметом, я в ответ спрашивал: "Откуда вы это взяли?" Как правило, наша пресса, к сожалению, не проводит фактчекинг. На самом деле эти сведения запустила группа российских пропагандистских сайтов. Дальше они ожидали некую волну, что общество и пресса возмутятся, скажут, что, а-а-а, это Троян, Аваков следили за Шереметом, и его зачем-то убили. Но не вышло".
При этом депутат скептически оценил возможность того, что убийство заказали бывшие представители украинской власти. "Павел Шеремет работал на радио "Вести" и получал там зарплату. Радио "Вести" принадлежит беглому начальнику налоговой Александру Клименко, который приглашал Шеремета за неделю-полторы до его гибели в Москву, где у них были переговоры. И Клименко предлагал Шеремету возглавить радио "Вести". Ему хотелось, чтобы им руководил журналист, так сказать, с мировым именем. Павел Шеремет поступил по-честному - он отказался. Но считать это мотивом для убийства, на мой взгляд, крайне необоснованно, поскольку данная версия маловероятна", - сказал Геращенко.
В память о Павле Шеремете
Несомненно, украинцы имеют все основания возмущаться тем фактом, что через год после убийства Павла Шеремета это преступление до сих пор остается нераскрытым. И вполне можно понять участников акции "Год без Павла", выражавших свое возмущение у стен СБУ, МВД, президентской администрации и выводивших черной краской на асфальте: "Кто убил Павла?"
Также понятно, что есть желающие использовать эту годовщину для прямых обвинений в адрес Порошенко. Как это сделал, например, брат народного депутата Мустафы Найема Маси Найем. "Пора признать, что власть в Украине своими действиями говорит: убивать журналистов можно, и за это ничего никому не будет", - заявил Маси Найем и отметил, что это тот случай, когда власть при Порошенко очень похожа на власть при Кучме.
На ту же версию намекает и сам Мустафа Найем. "Дело Шеремета стало символом времени. Было дело Гонгадзе, мы 17 лет требуем ответов и понимаем, к какому имени привязывается это дело. Теперь есть Павел Шеремет. Тут очевидна аналогия", - заявил депутат по завершении акции.
Но все же, сколько бы ни было недостатков у Порошенко, попытки провести аналогию между ним и Кучмой не будут успешными по той простой причине, что Порошенко - не диктатор. Ни по своей натуре, ни по факту. Это при Кучме все силовики старались исполнить любое пожелание президента, вплоть до устранения неугодного журналиста и фальсификации расследования. При Порошенко каждая силовая структура действует в большей или меньшей мере автономно и думает не о том, как бы выслужиться перед президентом, а как бы не подставиться и не оказаться крайней. Расследованием занимается Нацполиция, которая относится к сфере влияния Авакова и вообще не подконтрольна президенту. Противоречия между Нацполицией, СБУ и ГПУ в ходе расследования лишний раз показывают, что между этими ведомствами нет круговой поруки и любое из них "слило" бы виновных из другого ведомства, если бы таковые были выявлены.
Что же касается натуры Порошенко, то он, прежде чем что-то предпринять, всегда старается обеспечить этому хотя бы видимость законности. Это прекрасно знают в силовых структурах, так же как и то, что Порошенко ревниво отслеживает социологию и учитывает общественное мнение.
Иными словами, силовики вполне сознают, что если бы кто-то раскопал причастность к убийству Павла Шеремета каких-то высокопоставленных чинов, то Порошенко немедленно и публично отрекся бы от них и снял их с должностей вместе с покровителями. Не убереглись бы от отставки ни Грицак, ни Аваков.
В обществе тоже лишь мизерная часть может поверить, что Павел Шеремет стал жертвой Петра Порошенко подобно тому, как Георгий Гонгадзе стал жертвой Леонида Кучмы. Тем более что даже в случае Кучмы общество прониклось подозрениями в адрес президента лишь после того, как появились пленки Мельниченко.
Но попытки представить Павла Шеремета жертвой власти наверняка будут продолжаться. Это будет еще одна компонента в начинке информационных снарядов, призванных вызвать пресловутый "Майдан 3.0". И делаться это будет якобы в память о Павле Шеремете.