Глава Госкино Филипп Ильенко: Я горжусь "провалами" украинского кино
"ДС" Как вы думаете, почему ни один украинский фильм не окупил затраты на свое производство? Это можно считать провалом?
Ф.И. Украинские фильмы не проваливаются в прокате. Провал - это очень субъективная категория. Давайте сравнивать. Отечественные фильмы не собирают в прокате меньше денег, чем европейские. К примеру, фильм Педро Альмодовара "Джульетта" в нашем прокате собрал около 700 тыс. грн, а фильм Тараса Ткаченко "Гніздо горлиці" - 1,5 млн грн. Но все отечественные СМИ написали, что это провал. Дело здесь не в том, хорошее кино или плохое, а в том, что у нас маленький рынок кинопроката. Я открою вам страшную тайну: американские фильмы тоже не окупаются за счет проката на украинском рынке. Для прокатчиков Америки и Европы наш рынок - мизерный, если они его потеряют, то даже особо не заметят. А для отечественных фильмов это единственный рынок.
Восемь лет назад украинского кино в прокате не было вообще, а теперь 8% кассовых сборов рынка кинопроката в стране делают отечественные фильмы. Я думаю, что слово "провал" можно оставить для кинокритиков, которые оперируют исключительно субъективными категориями. А мы будем сравнивать, оперируя цифрами. К примеру, "Аквамэн" в нашем прокате собрал около 100 млн грн, это рекорд. Но он не окупил затраты на производство. Более того, этой суммы недостаточно, чтобы окупить один из самых успешных в прокате украинских фильмов - "Киборги". Это простая математика. Объем украинского рынка в принципе не позволяет окупить какой-либо фильм. В кинотеатрах на "Киборгов" стояли очереди - не на "Звездные войны", которые шли в соседнем зале, а на украинский фильм. Я считаю, что это был успех. Однако с точки зрения экономики фильм "Киборги" в прокате не окупился и, как говорит российская пропаганда, "провалился".
Но провал - это когда на украинский фильм пришло меньше зрителей, чем на аналогичный зарубежный. Знаете, в Японии невыгодно заниматься сельским хозяйством - там мало земли и себестоимость сельскохозяйственной продукции заоблачная, дешевле ее завозить из Китая. Но японское государство, чтобы сбалансировать затраты аграриев на производство продукции, предоставляет им субсидию. Это делается для того, чтобы люди занимались своим делом, а не пополняли ряды безработных, которых правительству будет содержать намного дороже.
Ф.И. Схожие ситуации. Там экономическая, а у нас культурная. Наполеон говорил, что страна, которая не хочет кормить свою армию, будет кормить чужую. Если перефразировать это изречение с оглядкой на информационную войну, которую мы сейчас ведем с Россией, то оно звучало бы так: "Страна, которая не хочет кормить свою культуру, будет кормить чужую". Почти 25 лет нашей независимости мы кормили чужую киноиндустрию - российскую. И в какой-то момент наш зритель начал считать ее своей. А сегодня этих фильмов в наших кинотеатрах нет. И не потому, что мы их запретили, а потому, что зрители перестали на них ходить, потому что больше не считают эти фильмы своими. Это результат того, что появился качественный конкурентоспособный украинский продукт. И этим так называемым "провальным" продуктом лично я горжусь, как самым большим достижением в своей жизни.
"ДС" Почему украинские фильмы так редко показывают по телевидению? В стране мало кинотеатров, но телевизоры есть в каждом доме.
Ф.И. За прошлый год при нашей поддержке создано 26 полнометражных фильмов. Для украинского телевидения (шести крупных телеканалов) - это капля в море. Особенно если подсчитать количество контента, которое необходимо для заполнения праймового времени. Даже если все 26 фильмов показать в течение года, этого никто не заметит.
Новый фильм на разных информационных площадках живет на протяжении примерно трех лет. Начинается все с фестивальных показов, потом кинотеатрального проката, телевидения, VoD-платформ, потом YouTube.
Украинское телевидение покупает фильмы отечественного производства и, как правило, показывает их под какую-то знаковую дату. Думаю, ту же "Гуцулку Ксеню" обязательно покажут - практически все фильмы, к которым Госкино имело отношение, были в украинском телеэфире.
Ф.И. По сути, госзаказа у нас нет. Хотя формально - в юридической документации - этот термин используют. На самом деле у нас есть конкурсный отбор кинопроектов, которым занимается Совет по государственной поддержке кинематографии. Он был создан Кабмином. Также есть экспертные комиссии, которые проводят оценку проектов, - их голос совещательный. Последнее слово всегда остается за Советом по господдержке. Именно он решает, на какие фильмы и в каком количестве будут потрачены выделенные государством деньги.
"ДС" В команде президента Зеленского звучат голоса в поддержку частного кино, негосударственного. Как это может сказаться на Госкино и производстве украинских фильмов?
Ф.И. Я тоже за частное кино. Если у нас в стране будет динамично развиваться частный сегмент киноиндустрии, то это будет прекрасно. Однако надо четко разделять украинские фильмы и фильмы, снятые в Украине.
Фильмы, снятые в Украине, и сейчас практически полностью существуют в частном сегменте, без господдержки. Это бизнес-модель, которую в своем интервью очень удачно описал Борис Шефир. Я не буду цитировать. Суть такова: если в Украине производить русскоязычные фильмы, которые будут отвечать потребностям зрительского рынка России и стран СНГ, у которых есть контент на российском языке, то за счет этой огромной зрительской аудитории можно окупить фильм. Это правда. Когда мы производим украинский фильм на украинском языке, мы можем его показывать только на фестивалях и в своей стране. Больше нигде. С большим трудом мы пробиваемся на европейский и другие рынки. Чтобы сегодня зарабатывать на кино, надо производить фильмы на русском языке и продавать их в Россию. Я не собираюсь осуждать тех, кто этим занимается. Пусть платят налоги - если деньги идут из России в Украину и при этом мы финансируем украинскую армию, то в этом нет ничего незаконного. Но я таким не занимаюсь, и не буду заниматься. У каждого свой путь.
Но это кино нельзя считать украинским. Это подмена понятий. Оно просто произведено на территории нашей страны. Украинский фильм - это фильм, сделанный в украинском культурном контексте, на украинском языке для украинской аудитории. А этот рынок проката, как я уже говорил, мал. И каким бы гениальным продюсером ты ни был, при нынешних ценах на кинопроизводство сделать фильм, который окупится за счет этого рынка, невозможно. Можно окупить комедию с бюджетом в $200-300 тыс., а вот такой фильм, как "Гуцулка Ксеня", уже нельзя. И если мы хотим иметь свое кино, государство должно вкладывать в него деньги. Если бы я знал способ, как делать такие фильмы без господдержки, я бы с удовольствием этим занимался. Но такого способа нет.
В качестве дополнительной формы поддержки частного кинопроизводства в мире существует система кэш-рибейтов, то есть субсидий в виде возврата части использованных средств иностранным производителям. Именно это может создавать в стране серьезные производственные мощности. Система кэш-рибейтов предусмотрена Законом "О государственной поддержке кинематографии в Украине", однако она у нас до сих пор не работает, поскольку не внесены изменения в Бюджетный кодекс Украины.
Ф.И. В Украине мало кинотеатров. В большинстве населенных пунктов их нет вообще. Они в достаточном количестве есть в Киеве, а вот про Львов, Харьков, Одессу этого уже сказать нельзя. Потенциал этих городов кинопрокатчиками не использован до конца. Кроме того, есть три проблемы, которые влияют на количество зрителей в наших кинотеатрах. Первая - низкая покупательская способность населения. Вторая - люди массово уезжают из страны. Мы, конечно, можем думать, что нас здесь 42 млн, но это далеко не так. Третья - абсолютное отсутствие защиты интеллектуальной собственности. Мы не монетизируем никакие просмотры, кроме кинотеатральных. Телевидение абсолютно убыточное, поэтому за показ фильмов оно платит очень мало - чисто символическую сумму. Сколько? За час проката до $30 тыс. Да, возможно, для кого-то это огромная сумма, но для кинопроизводства, которое стоит десятки миллионов, это капля в море.
Ко всем озвученным мной проблемам прибавьте еще монополию кинодистрибуционного рынка. У нас в стране реально один человек контролирует две трети рынка проката. Кто? Если я назову его фамилию, то он подаст на меня в суд. Все, кто хоть как-то сталкивался с этим рынком, сразу узнают этого джентльмена с легким иностранным акцентом (От редакции: СМИ неоднократно называли монополистом на этом рынке компанию Богдана Батруха B&H Film Distribution). Есть подозрение, что эта монополия используется для того, чтобы препятствовать свободной конкуренции. Особенно если проанализировать наш рынок проката, взяв за основу фильмы, которые в последние годы получили "Оскар". К примеру, прекрасного фильма "Три билборда на границе Эббинга, Миссури", который получил два "Оскара", в нашем прокате не было совсем. Ленту "Сын Саула", которая в 2016-м получила "Оскар" как лучший фильм на иностранном языке, вообще у нас не показывали.
В нашем прокате доминируют не просто американские фильмы, а мейджорские американские фильмы (проекты крупных киностудий. - "ДС"). Из-за этой монополии кинотеатры не берут украинские и европейские фильмы, не показывают их в удобное для зрителей время. Но мы все равно достаточно эффективно работаем с кинотеатрами. Результат есть - это 8% кассовых сборов рынка кинопроката в стране.
У нас только несколько компаний, которые хоть как-то продвигают на наш кинорынок европейское фестивальное кино. И, поверьте, у них кассовые сборы гораздо ниже, чем от проката украинских картин.
"ДС" На 2019 год государство выделило для Госкино 505,7 млн грн. На данный момент использован только 31 млн. Что будет с остальными средствами?
Ф.И. Вот сейчас закончится отбор новых фильмов, и деньги пойдут на их создание. Многие почему-то думают, что каждый год нам 1 января на счет приходит 505,7 млн, которые я понемногу выдаю на производство фильмов. Но на самом деле нет никаких миллионов. Они есть условно, на бумаге. Казначейство выдает нам деньги под конкретную заявку, а средства списываются со счета казначейства уже в момент выплаты. Если деньги не используются, то они "сгорают". Их тратят на другие потребности государства.
"ДС" Бюджет на 2020 год пока не принят, но вы может спрогнозировать сумму, которую решат выделить на кино в следующем году?
Ф.И. Я здесь работаю пять лет и все эти пять лет никогда не знал, сколько денег Госкино получит в следующем году. Обычно эта цифра становилась известна в декабре. И каждый раз была сюрпризом. Как правило, бюджет у нас принимают по ночам и у меня создалось впечатление, что депутаты иногда даже не понимают, за что они голосуют. Когда я звоню знакомым депутатам с вопросом: "Сколько дали на кино?" мне отвечают: "Жди, пока опубликуют". Вы же понимаете, что в такой ситуации невозможно говорить о стабильном развитии киноиндустрии. Кино производится два-три года. Как я могу эффективно заниматься менеджментом, если я не знаю, какой будет у меня бюджет в следующем году? Я не могу ничего планировать, но при этом мне нужно руководить процессом.
Ф.И. Не знаю. Вполне возможно, что придет новый человек. Кто это будет? Со мной не советуются по этому поводу.
Ф.И. Я бы рекомендовал пересмотреть фильмы Александра Довженко, Юрия Ильенко, Леонида Осыки, Ивана Миколайчука и Сергея Параджанова. Из современных я бы не хотел кого-то выделять, это не совсем корректно. Но из того, что еще не вышло на экраны, посоветую фильмы Валентина Васяновича "Атлантида" и Михаила Ильенко "Толока". Ну и ленту Наримана Алиева "Домой", премьера которой уже состоялась.
От редакции: в Госкино попросили отдельно отметить, что Филипп Ильенко давал интервью на украинском языке