• USD 41.3
  • EUR 43.5
  • GBP 52.2
Спецпроекты

Генетический патриотизм. Почему нам нравится желто-синий флаг

Ученые утверждают, что любовь к национальным символам связана с удовольствием
Реклама на dsnews.ua

Привязанность к национальным символам, эмоции, переполняющие при победе спортсменов национальных сборных, учащенное сердцебиение при виде флага или звуках гимна - это всего лишь довольно примитивные реакции нашего мозга, вызванные тем, что люди - существа стадные. Об этом пишет Gazeta Wyborcza.

Причиной объединения людей в группы стала эволюция. Потребность быть членом какого-либо сообщества настолько глубоко коренится в нашей голове, что достаточно подбросить монетку, как моментально появятся две группы, абсолютно противоположные друг другу по духу. "Наш разум организован таким образом, что делит мир на группы почти автоматически", - говорит психолог Лоуренс Гиршфельд из Университета Мичигана. Это мнение подтверждает множество экспериментов. Они же показывают, что люди привыкли симпатизировать членам своей группы, даже если она на самом деле представляет случайное собрание людей.

Психологические исследования, проведенные за последний год, доказывают позитивные последствия разделения людей на группы и пребывания в них. Политический психолог Росс Хаммонд из Института Брукингса в Вашингтоне и Роберт Аксельрод из Университета Мичигана утверждают, что сотрудничество в рамках группы более эффективно, если существует хотя бы один объединяющий фактор. Даже если это, к примеру, какой-то цвет, который объективно ничего не означает.

В древние времена принадлежность к какой-либо группе облегчала существование - члены одной и той же семьи, племени или рода действовали по четко определенным нормам. Вследствие чего с ними было проще взаимодействовать - известно, чего от них ждать. Именно поэтому в сообществах начали появляться специфические обычаи или определенная одежда. Отсюда растут и символы рода, племени, а позже и целых народов. Конечно, то, что у нас вызывает эмоции желто-синий стяг или флаг с полумесяцем, последствия культурного влияния. А вот наша потребность быть членом группы и демонстрировать это - совсем из другой области.

Достаточно увидеть, какие физиологические реакции вызывает у нас одиночество или изоляция. Психиатры Томас Льюис, Фари Амини и Ричард Ланнон из Калифорнийского университета в Сан-Франциско проанализировали, что происходит в мозгу брошенных людей, в том числе подвергнутых социальному остракизму. Оказалось, что в первую очередь в них поднимается протест. На физиологическом уровне повышается уровень двух нейромедиаторов - дофамина и норадреналина. Это вызывает тревогу, которая в широком общественном контексте побуждает изгнанных искать группу, которая их примет и придаст смысл существованию. Это мощный биологический инстинкт, поскольку обнаружение "своей" группы - вопрос выживания. К тому же, в головном мозге одиноких уменьшается количество серотонина - гормона счастья. Нервная система протестует: "Я хочу, чтобы мне снова было хорошо!". В итоге все чревато проявлениями усталости, тревоги, проблемами со сном, депрессией, высоким кровяным давлением и даже повышенным риском развития деменции, то есть слабоумия.

В то же время пребывание человека в каком-либо сообществе тоже связано с гормонами. Особую роль играет окситоцин, который смело можно именовать гормоном патриотизма. Окситоцин также называют гормоном привязанности. Он выделяется у родителей при общении с детьми (высвобождается во время родов), у влюбленных, побуждая их к взаимной преданности и страсти, вырабатывается в головах людей, принадлежащих к группе, исповедующей одинаковые моральные принципы. Именно на окситоциновой волне поют гимны на матчах, выкрикивают патриотические лозунги и размахивают флагами. Гормон стимулирует часть мозга, которую называют системой вознаграждения, - это лимбическая система, лежащая между гипоталамусом и стволом мозгом и неокортексом (новыми областями коры головного мозга). Она отвечает за контроль над эмоциями и импульсами тела.

Когда на нервную систему действует раздражитель, появляется ощущение принуждения к выполнению какого-либо действия. Кора головного мозга, отвечающая за сознательные действия, дает организму команду что-то сделать. После выполнения нужного действия сигнал возвращается к лимбической системе, которая в награду снабжает мозг субстанцией под названием дофамин, действующей подобно наркотику - она доставляет удовольствие.

Реклама на dsnews.ua

Все групповые действия, которые вызывают секрецию окситоцина, также приводят к выработке эндорфинов, ощущению счастья и появлению зависимости. Если с чувством удовольствия связаны определенные символы - цвета, знаки, гербы, то со времени одного их вида будет хватать для того, чтобы вызвать у человека целый каскад реакций. Так же, как и во время коллективной эйфории. Вот так с точки зрения науки и выглядит патриотизм.

    Реклама на dsnews.ua