Где нет мужчин. Как в Украине дискриминируют сильный пол
Сексизм в отношении мужчин - сама фраза звучит почти как анекдот. Вроде как нормального мужика притеснить невозможно - на то он и мужик, чтобы завоевывать, брать свое, проявлять агрессию для покорения мира. Но есть несколько областей человеческой деятельности, где вытеснение мужчин началось очень давно. И сегодня это воспринимается обществом как четкое правило.
В первую очередь, речь о воспитании детей и заботе о них. Если отец с сыном-подростком поехали на рыбалку или пошли на футбол - это ни для кого не новость. А вот мужчина, проводящий время с младенцем, вызывает удивление, а иногда и осуждение. Причем не только у других мужчин или представителей старшего поколения. Женщины сами считают, что заботу о младенце нельзя поручать мужу: уронит, неправильно будет держать, он ведь безрукий. Помните советскую песенку "папа может"? В ней изображен карикатурный образ такого вот безрукого отца, который даже математику с сыном сделать не может.
В итоге мужики часто отстраняются от ухода за малышами: раз нам говорят, что это не наше дело, мы пойдем и займемся чем-нибудь другим, благо, дел хватает. Но в паре "младенец-отец" именно мужчина больше нуждается в контакте. Это учит его заботе об этих хрупких созданиях и создает основу для хороших отношений в будущем.
И проблема не только в мужиках, которым якобы безразлично, что их жены устают или что они не умеют обращаться с детьми. В общественных местах столики для пеленания установлены только в женских туалетах (там, где они вообще есть), декретный отпуск по уходу за ребенком дается чаще всего женщине. Да, многие американские компании практикуют другой подход: Netflix дает декрет отцам на год с сохранением места работы и зарплаты, а Facebook - премию в $4000 сотрудникам за рождение ребенка. Более того, сам Марк Цукерберг ушел в декрет на два месяца после рождения дочери, показывая тем самым пример всем 13 тысячам своих сотрудников. Но подобные примеры с трудом можно представить в Украине. Недавно журналист и отец двоих детей Артем Чапай опубликовал книгу "Тато в декреті", но с сожалением признал, что презентацию этой книги на Львовском книжном форуме посетили только женщины.
Слабое участие мужчин в заботе о маленьких детях вполне закономерно продолжается сильным перекосом в сторону женщин среди учителей средних школ. Будущие мужчины окружены в основном женщинами, видят только женский способ реагирования на вызовы и проблемы, женский тип общения. Мужчины среди учителей - редкость. Дело не только в том, что на мизерную зарплату учителя мало кто согласится. Дело в самом общественном согласии и отношении властей - месячная оплата работы педагога сравнима с дневным заработком программиста. В итоге ученики-подростки, родители которых зарабатывают хорошие деньги, относятся с презрением к нищебродам-учителям, сами учителя не могут при таком отношении ни передать знания, ни научить каким-то ценностям.
В обоих случаях получается замкнутый круг. Женщины боятся доверить детей мужчинам, у мужчин и детей меньше качественного контакта. Повзрослевшие дети вырастают со стереотипом, что воспитание - бабская забота. Однако равное присутствие мужчин и женщин при становлении личности куда важнее гендерного баланса в политике или бизнесе. Как сказал замечательный американский психолог Джон Элдридж, "Мужественность не приходит сама по себе, она даруется или передается. Мальчик узнает, кто он и на что способен, от мужчины или группы мужчин. Он не может узнать об этом каким-то иным образом. Он не может узнать об этом от других мальчиков, не узнает он этого и в женском окружении".
Влад Головин, главный редактор сайта "Отцовский клуб", специально для "ДС"