Фестивали "вне политики". Есть ли жизнь без Борзова и Дельфина
Atlas Weekend, который будоражил и развлекал Киев последние пять дней, не смог пройти без сучка и задоринки. Конечно, речь не столько о недопуске части гостей с фотоаппаратами на концерт Prodigy и отказе румынской группы Transylvania [Damn Fun] выйти на сцену из-за нестыковок по времени выступления. Очевидно, вопрос в политике - на фестиваль должно было приехать некоторое количество российских музыкантов, что еще до начала вызывало как напряжение, так и любопытство среди музыкальных фанатов и просто любителей фейсбук-баталий. Интересно, что за месяц до фестиваля организаторов предупредили, что солист "Дельфина" Андрей Лысиков, музыкант Найк Борзов, группа "Анакондас" и музыканты группы "Крематорий" бывали с концертами в оккупированном Крыму. На решение приглашать артистов это никак не повлияло, потому попытку въехать они все же сделали. Видимо, все надеялись на русское "авось".
Результат этого эксперимента - 3:1. На фест попала только группа Anacondaz. И то после этого фанаты пытались оправдать их, что, мол, они в Крыму так и не выступали, хотя название на афишах найти можно. Впрочем, в Госпогранслужбе опомнились уже после фестиваля, признали, что "упустили" группу из виду и теперь им также нельзя в Киев. Ни Борзова, ни "Крематорий", ни Лысикова не пустили с самого начала.
Афиши и реестр организаторов
Российские СМИ ожидаемо заистерили - мол, уже и Дельфина не пускают, как так; сами музыканты отреагировали по-разному. Если Борзов считает, что музыка должна быть вне политики и вмешиваться в музыкальную жизнь граждан нельзя, то Лысиков дал возможность своей группе выступить без него. Сам он написал у себя в Facebook: "Я был в Крыму, и меня не пустили в Киев. Есть такой закон, и он исполнен. Это все".
Конечно, история не могла не породить споров и на просторах Facebook. "Атлас сам создал политическую ситуацию", - считают многие пользователи, не понимая, зачем было приглашать артистов, которые в страну попасть не смогут. Отдельные фанаты Дельфина гадают, кто же "сдал его СБУ". Сложность со "сдал" в мире интернетов в том, что половина афиш (если не большинство) о концертах в Крыму свободно гуляют по Сети. А афиши на Atlas с именами Дельфина, Веры Полозковой, Борзова и так далее висели в столичном метро уже полгода. Так что попытка найти крайнего тут совсем безнадежна.
Отреагировал на ситуацию и вице-премьер Вячеслав Кириленко: он предлагает создать реестр организаторов фестивалей, которые зовут к себе российских артистов, нарушавших наш закон. При этом Кириленко не предлагает какой-то конкретной санкции, а лишь хочет за такими организаторами "следить особенно". Тут очевидно отсутствие некоторой правовой логики: организаторы фестиваля, которые будут вынуждены мониторить передвижение артистов из России в Крым вместо СБУ, получат странноватые функции как лица гражданские. Тот факт, что за ними будут "тщательно следить", вряд ли поможет им создавать качественные фестивали. Все же есть подозрение, что каждый должен заниматься своей работой.
Что касается артистов, давно пора признать, что закон об оккупированном Крыму довольно дыряв. На фоне запрета на въезд отдельным и в основном известным российским артистам некоторые наши артисты совершают турне по России и возвращаются обратно без особых проблем. А кроме артистов, между Крымом, Украиной и Россией "курсируют" толпы людей: это и бизнес, и заработки, и учеба, и хобби вроде походов, фестивалей (как музыкальных, так и исторической реконструкции) и ролевых игр. Запретить эти передвижения совсем довольно сложно. Многие россияне жалуются, что с введением ужесточенных правил по пребыванию в Украине - например, того же загранпаспорта и более четкого отслеживания сроков пребывания (90 дней в течение 180 дней) - они больше не могут ездить к нам как к себе домой. Удивительно, правда? Раньше на эти правила закрывали глаза. Теперь же "строго следят", "вид на жительство получить сложно", "а могут и вовсе не пустить, если мужчина призывного возраста", "хорошо ж все было". Ну, еще из аргументов можно узнать, что попасть в Крым через территорию Украины - дело сложное, что сам по себе Крым - место привлекательное и что "о политике можно не говорить, и все будет в порядке".
Ракушка "вне политики"
И вот тут - "спите спокойно, дорогие россияне", не по вам звонят куранты и у нас для вас плохие новости. "В порядке" уже ничего не будет. Потому что нельзя просто так оккупировать чужую территорию, а потом удивляться, что законы какие-то у соседней страны "не братские". Конечно, скажете вы, не Дельфин оккупировал Крым, да и не Найк Борзов, они ребята классные, а музыка - вообще "огонь". Ребята классные, и музыка "огонь", вот только на ситуацию в Украине им плевать. Это, в общем-то, их право - считать, что их государство поступает правильно. Или не считать, но помалкивать ради сохранения собственного комфорта и заработка. Но другое государство может иметь несколько иную позицию и взгляд на вот эти вот все "мелочи" вроде силой отобранного полуострова и тысяч погибших на востоке.
Возможно, список людей, выступавших в Крыму, и не должен давать чего-то большего, чем понимания, что эти люди просто "вне политики", их не волнует законодательство другой страны, волнуют только музыка, пляжи Черного моря и песок. Может ли чужое равнодушие ранить? Может, если его везти в чужой дом и искренне изумляться, да что же изменилось.
Но ситуации с границей вскрывают много любопытного и внутри самой Украины. От озлобленных комментариев под фактом недопуска в страну Лолиты Милявской до достаточно мягких реакций на заявление Дельфина - "закон исполнен". Становится очевидно, что организаторы фестиваля не обязаны следить за чьими-то передвижениями, но сознательно избежать провокативных ситуаций они могли. Также очевидно, что, попади Дельфин на Atlas, толпы народу, которые сейчас похихикивают, - мол, так и надо, - пришли бы его послушать.
Но очень ярко, лакмусовой бумажкой - всплывают призывы примириться и обняться во время войны. Еще более понятно теперь, что внутри воюющей страны аполитичность может позволить себе далеко не каждый, но есть отдельные личности "в белом плаще", призывающие к примирению. Это как в ситуации с "Евровидением", где в следующем году России и Украине предлагают выйти "рука об руку". Тут это желание примирения вызывает любовь к определенному исполнителю или группе. И с одной стороны - это можно объяснить. С другой - перечитайте сводки и вспомните, как давно вы не были в Крыму. Может быть, все же стоит признать, что война - не праздник. Это не значит, что надо все концерты отменить, марши запретить и сидеть шить флаги. Это значит, что во время любого фестиваля, концерта, шествия и так далее она остается пугающим фоном. Который совсем игнорировать не получится, потому неприятные инциденты на границе или мероприятиях (вспомните плакат про гражданскую войну на Марше равенства) неизбежны, обиженные, ни в чем не виновные люди, глядящие вокруг глазами кота из Шрека, - тоже.
Вне политики - позиция любопытная, напоминает прятание в ракушку. Правда, из нее плохо видно, и когда жизнь вокруг успешно мимикрировавших изменится без их участия, они же первые напишут о "зраде" и "нас не спросили". И это уже не только и не столько о россиянах.