Фантастический "Бобот". Как трансформаторные будки спасают мир

В прокат вышел новый украинский фантастический фильм для детей "Бобот и Энергия Вселенной"

Главный герой фильма - 12-летний подросток-пластун, изгой среди сверстников, который волей случая оказывается в центре противостояния двух внеземных сил. С одной стороны - пришельцы-Мусорщики, которые отключили энергетический экран Земли, и теперь человеческая цивилизация может погибнуть, а с другой - роботы-Боботы, замаскированные под обычные трансформаторные будки. Есть также сумасшедший Профессор, спецэффкеты с машинами-трансформерами и прочие необходимые атрибуты подростковой фантастики.

После киевской премьеры ленты "ДС" поговорила о "Боботе" с продюсером фильма Алексеем Москаленко и режиссером Максимом Ксендой.

- Фантастика - жанр в Украине малоосвоенный. Как появился ваш фильм? 

Максим Ксенда: Сценарий рождался в нескольких версиях. Изначально Бобот - персонаж, появившийся в клипе группы "Танок На Майдані Конго" еще в 2011 году. В поле стояли трансформаторные будки, очень похожие на роботов. В клипе ТНМК они уходили в море. Нас долго не отпускала эта идея. И мы придумали мир, в котором трансформаторная будка обрела некую личность и проявила личные качества. Мы решили превратить их в защитников нашей планеты: люди их делают, но не до конца понимают, для чего. А дальше было до четырех вариантов сценария, в каждом из которых сюжет развивался по-разному. 

Алексей Москаленко: Мы работали долго. Это первый большой проект нашей компании, хотелось сделать его настолько качественным и привлекательным, чтобы произошел перелом и украинские зрители начали ходить на украинское кино в массовом порядке. Пока шли съемки, то вышло несколько замечательных отечественных картин вроде "Киборгов" и "Сторожевой заставы", которые продемонстрировали возможности украинского кино. Стало понятно, что у жанровых фильмов есть аудитория. Мы ждали поддержки и помощи, и нам протянули руку Госкино и частные компании.

- Как проходил отбор на главную роль?

Максим Ксенда: Перед началом съемок мы собрали команду единомышленников, быстро провели кастинг, выбрали актеров, сняли такой себе тизер за два дня. А вот дальше мы восемь месяцев проводили отбор, прослушали огромное количество детей со всей Украины. У нас широчайшая география актерской команды. Но главная роль осталась в руках нашего друга, Виктора Григорьева, - он первым к нам пришел и оказался лучшим.

- В чем специфика работы с актерами-детьми?

Максим Ксенда: С детьми с одной стороны тяжело, с другой - легко. Потому что они непрофессиональные актеры, но обычно обладают харизмой и энергетикой, привносят в своих героев личностные черты. Мы с ними репетировали, собирали на студии, снимали репетиции на телефоны, монтировали репетиции, потом снова репетировали. Процесс был достаточно длительный, но он позволял познакомить детей с профессией и друг с другом, вжиться в повествование. И когда начались съемки, то оставалось только немного подправлять процесс. Мне кажется, что мы справились с этой задачей в плане актерской органики и взаимоотношений. Дети не конфликтовали со взрослыми актерами, местами, конечно, слегка переигрывали, но все вышло достаточно органично.

- А как развивается герой? В чем его главная беда?

Максим Ксенда: Он врун, который, если бы не был вруном и делал бы все правильно, не попал бы в эту историю. А так жизнь его учит. Он спасает мир, включает защитный щит планеты. Его характер вруна приводит его в эту историю и меняет как героя.

- Алексей, каков общий бюджет картины?

Алексей Москаленко: Мы планировали снять за $2,5 млн, когда подавали заявку на питчинги Госкино. Потом гривна упала и $2,5 млн превратились в $800 тысяч. Все работали на идею, все понимали, что нужно делать шаг вперед, поэтому на самом деле реальный бюджет фильма неизвестен. После того, как потратили 20 миллионов гривен, перестали считать.

- Планируется ли прокат за рубежом?

Алексей Москаленко: Мы хотели бы показать фильм за переделами Украины, это очень важно для нас, потому что будущее кинематографа находится на стыке национального и внешнего кинопроизводства. Для производства качественных фильмов нужно часть ресурсов привлекать из-за пределов Украины. Соответственно, для того, чтобы с нами кто-то с нами имел дело, мы должны демонстрировать определенный уровень производства. И мы старались уделять максимальное внимание тому, как это будет выглядеть на фоне Берлинского или Каннского кинорынка. Самое важное, что есть компания, которая собирается помочь нам с продвижением фильма и мы сейчас передаем материалы с пылу-с жару. Сейчас, например, на кинофестивале в Торонто они представят промо-материалы фильма. Мы хотим, чтобы у "Бобота" был международный резонанс, это даст нам впоследствии бОльшие возможности. 

- Какие герои нужны современным украинским детям?

Максим Ксенда: Лучше, конечно, если бы дети сами ответили на этот вопрос. Мы придумали таких героев и рассчитываем, что они детям понравятся. У них разные характеры, они могут быть смешными, добрыми, сильными, злыми антигероями тоже. Мы постарались населить Вселенную, которую придумали, разными персонажами, и в идеале я хотел бы видеть их на полке среди игрушек детей - и Боботов, и Мусорщиков, и Профессора. Будет так или нет - опять-таки, вопрос к детям. Мы старались.

- Вы опирались на западные образцы кинофантастики?

Алексей Москаленко: Мы долго разрабатывали этот мир. И каждый раз, когда придумывали что-то классное, кто-то приходил и говорил: "вы что, это же из фильма Безумный Макс". Мы рвали бумаги, все выбрасывали и начинали заново. Если сейчас опять начнут прочитываться ссылки на какие-то фильмы, то мы диск уничтожим и будем работать дальше. А если серьезно, то у нас есть аллюзия на "Звездные войны", когда ворон кричит: "Да пребудет с нами сила!" В целом, очень хотелось создать уникальный фантастический мир, но одновременно опирающийся на нашу реальность. На 95% реальный, на 5% фантастический. Даже Боботы реальны - вы же их регулярно видите, они стоят на любых проселочных дорогах. Но у нас они еще и ходят. Вот это те 5%, которые мы добавили к реальности. Мусорщики-пришельцы живут на огромном космическом корабле, закопанном на 7-м мусорном полигоне. И так далее. Мы почти ничего не выдумываем. 

- Фантастика хороша и тем, что в опосредованной форме всегда обращается к современности. Каково социальное послание вашего фильма?

Алексей Москаленко: Самый важный призыв, который мы пытались вложить в историю - то, что от каждого человека на том месте, которое он занимает, зависит судьба всего человечества. Очень бы хотелось, например, чтобы наши рядовые избиратели верили, что могут повлиять на то, что происходит вокруг. Наш главный герой из тех, кто не верит. Он замещает в своей жизни отсутствие правильных поступков какими-то выдумками и все время пытается уйти от ответственности, а судьба его все время ставит перед выбором. Он пытается сбежать - его снова ставят перед выбором. И так происходит до тех пор, пока он не понимает, что этот выбор принадлежит ему и он должен его сделать. Вот хотелось бы, чтобы у каждого подростка, ребенка, который будет смотреть этот фильм, отложилась мысль, что в его руках - не только собственная судьба, но и судьба всего, что его окружает в этот момент. Новые ребята к нам иногда приходят на студию, мы проводим мероприятия, рассказываем об индустрии, о кино, о графике, и когда они понимают, что сами могут многое из этого делать, то очень удивляются. Люди не верят в свои возможности. Хочется, чтобы это изменилось.