Европа нам не указ. Накажут ли Польшу за вырубку Беловежской пущи
Вот уже более месяца вокруг польской части Беловежской пущи - старейшего лесного массива на территории Европы - не утихают страсти. Лес активно рубят, власти ЕС выступают против, комитет всемирного наследия ЮНЕСКО протестует, экологи со всего мира приезжают в Польшу, чтобы защищать деревья от вырубки собственными телами. Между тем власти страны подвели под уничтожение леса политические мотивы.
Под знаком жука-короеда
Вырубку деревьев в польской части Беловежской пущи начали несколько месяцев назад, хотя решение о таких радикальных шагах было принято еще в мае 2016-го. Министр окружающей среды Польши Ян Шишко объясняет, что меры эти продиктованы исключительно благими намерениями: необходимо спасти деревья, зараженные жуком-короедом. По данным инвентаризации вырубить необходимо около 1,3 млн деревьев. Однако дело в том, что Беловежская пуща, которая находиться на территории Польши и Беларуси, с 2014 года - единый трансграничный объект всемирного наследия ЮНЕСКО. А значит заниматься самоуправством в отношении пущи у польских властей права нет.
Выступая в Сейме 21 июня, Шишко заявил, что правила ЮНЕСКО, которые ограничивают вмешательство человека в природу, противоречат европейским законам о защите лесных ресурсов.
В апреле этого года Европейская комиссия зафиксировала нарушения в пуще и потребовала остановить вырубку. В начале июля ЕК направила в суд ЕС иск с требованием к польским властям остановить вырубку. Европейские власти отметили, что действия властей Польши противоречат законам о сохранении природы и угрожают безопасности объекта, занесенного в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В конце июля суд ЕС вынес постановление о немедленном прекращении вырубки Польшей реликтового леса в Беловежской пуще. Между тем министр Шишко заявил, что вырубка будет продолжена. И вообще заявил, что включение Беловежской пущи в список природного наследия ЮНЕСКО "было проведено незаконно, без консультаций с местным сообществом", так что лес нужно из этого списка исключить.
На днях Варшава ответила на претензии суда ЕС: потери Польши из-за временного запрета вырубки могут достичь 3,2 миллиарда злотых (почти $900 млн), так что прекращать зачистку леса никто не будет. В понедельник выяснилось, что Европейский суд - вопреки ожиданиям - не будет отвечать на претензии польских властей. Комментировать ситуацию можно будет лишь после завершения судебного процесса - до этого момента содержание документов должно остаться в тайне. Европейская комиссия призывает суд ускорить разбирательство против Польши. Эксперты предполагают, что Варшаву ждут огромные штрафы.
"Я лесник и знаю, что Пущу нужно охранять, все деревья, зараженные короедом, ликвидировать, поскольку Пуща больна, а вы устраиваете какие-то войны, чтобы это все сгнило и червяки съели. Это не ваше добро, а государственно", - так в интервью Gazeta Wyborcza объясняют продолжение вырубки ответственные чиновники.
Лесхоз вместо заказника
Экологи отмечают, что вырубка такого количества деревьев не спасет лес от жука-короеда, а наоборот - уничтожит его. Ведь таким образом человек грубо вмешивается в работу естественной экосистемы. К тому же, есть доказательства того, что наряду с зараженными вырубают и здоровые деревья - операция по лечению леса стала прикрытием для незаконной лесозаготовки.
"Вмешательство человека - вырубки и искусственные посадки - изменяют всю структуру пущи, истребляют натуральную среду, необходимую для развития видов грибов и насекомых", - отметил в интервью DW руководитель Беловежской геоботанической станции Варшавского университета, бывший вице-директор Беловежского национального парка в Польше профессор Богдан Ярошевич. По его словам, в сухостоях и валежниках обитают более 150 редких видов растений и животных, а сами жуки-короеды являются пищей для уникального трехпалого дятла.
Экологи также не берутся прогнозировать, как поведут себя деревья, высаженные искусственно. Именно насаженные ели специалисты считают возможной причиной проблем с короедом. "Надо помнить, что деревья существуют 300 млн лет, лесному покрытию Беловежской пущи - 8-9 тыс. лет, а лесники работают здесь только 100 лет. И если до 20 века пуща жила без санитарных вырубок, то она и дальше самостоятельно справится с любой бедой", - уверен Ярошевич.
Специалисты подчеркивают: экосистема леса способна сама регулировать популяцию жуков, а изъятие из пущи мертвых деревьев лишает важных элементов среды обитания целый ряд видов животных и растений, находящихся под угрозой вымирания.
Наперерез лесорубам
Польские активисты уже несколько месяцев протестуют "против превращения пущи в лесхоз". Так, 4 июня в Варшаве прошла акция протеста, в которой приняли участие несколько тысяч человек.
Однако основные акции протеста проходят непосредственно в лесу: активисты пытаются физически препятствовать вырубке. Так, в понедельник активисты предприняли попытку заблокировать работу лесозаготовительного комбайна, однако акция провалилась - несколько десятков лесников просто растащили активистов в разные стороны. Участники акций протеста утверждают: из Пущи везут вековые деревья, к тому же без коры. А это значит, что короед остается в лесу, тогда как другие насекомые из Пущи вывозятся вместе с деревьями.
Лес в Пуще вырубают устрашающими темпами: за несколько месяцев вырублен лимит на год. И работы продолжаются с прежней интенсивностью.
Белорусское эхо
Общая площадь Беловежской пущи, находящаяся под охраной ЮНЕСКО, - 140 тысяч гектаров. Из них 60 тыс. в Польше и 80 тыс. - в Беларуси. На польской территории только 10,5 тыс. гектаров отведено под Беловежский национальный парк, где запрещено вмешательство человека в природу и ведутся научные работы. Остальные земли принадлежат государственным лесничествам. В Беларуси заповедником объявлены все 80 тыс. гектаров.
Белорусы действия польского министерства охраны окружающей среды не поддерживают. Главный лесничий национального парка белорусской части Пущи Василий Филимонов отмечает: жук-короед хозяйничает на всей территории Пущи, так что вырубками на польской стороне его не остановить. К тому же, жук-короед любит молодые деревья, тогда как в Польше рубят и растения, которым больше ста лет. Филимонов уверен: проблема с насекомыми возникла из-за того, что последние несколько лет были очень сухими. "В первую очередь нужно решить вопрос с водой в Пуще, чтобы деревья не сохли. Очевидно, что сухие деревья - угрожающие безопасности вблизи дорог- необходимо вырубать, но не далее, чем 50 м от дорог. Жук-короед в Беловежской пуще был всегда, на протяжении столетий и лучше всего с ним бороться при помощи специальных ловушек, что мы делаем у себя. Если вырубка леса необходима из-за заражения жуком, то делать это нужно зимой, а не летом, когда с деревьев опадает окра и насекомые распространяются дальше. Вырубки, которые я месяц назад видел в Польше, огромны, непропорционально велики для борьбы с короедом", - говорит Филимонов.
В Беларуси также опасаются, что финансовые санкции со стороны ЕС, если суд решит наказать Польшу, коснутся и белорусской стороны, поскольку Беловежская пуща внесена в список наследия ЮНЕСКО как единый объект.
Политический след
Министр охраны окружающей среды Польши пеняет на "папередников" - мол, если бы в 2010-2011 годах партия "Гражданская платформа", руководившая страной, приняла меры и уничтожила несколько сотен зараженных деревьев, сейчас бы не пришлось уничтожать лес подчистую. Даже больше: Шишко заявил, что за критикой действий властей в Беловежской пуще стоит "лево-распутническое движение Западной Европы".
"Гражданская платформа" - самая крупная на сегодня оппозиционная партия Польши. Хотя еще недавно была правящей: на выборах в 2011-м партия заняла первое место с 39,19% голосов избирателей (206 мест) в Сейме и 63 местами из 100 в Сенате. Ее глава Дональд Туск семь лет занимал должность премьера Польши и покинул пост лишь потому, что в 2014 году был избран председателем Европейского совета. "Гражданская платформа" и нынешняя правящая партия "Право и справедливость" - давние конкуренты. Так что даже вырубка леса в Пуще превратилась в поле для политических баталий.
Так, после обвинений в свой адрес "Гражданская платформа" в свою очередь подала заявление генеральному прокурору республики, министру юстиции Збигневу Зебро из-за вырубки Беловежской пущи. Депутат партии Габриэла Ленартович направила главе ГП уведомление о возможном совершении преступления министром окружающей среды Яном Шишко. В уведомлении указывается на возможное преступление, описанное в 231 и 181 статьях УК Польши - о превышении полномочий и об уничтожении флоры или фауны в значительных объемах. Первая статья предполагает наказание до 3 лет тюрьмы, вторая - до 5 лет. Глава "ГП" Гжегож Стехина отметил: "Все, что происходит в пуще - проявление высокомерия со стороны "ПиС".
Однако чем именно закончится этот процесс и для Пущи, и для польских политиков пока неизвестно. Несомненно одно: Польша продолжает показательно игнорировать требования ЕС и наживать себе политические проблемы.