Еврейский вопрос. Что общего у хасидов и Олексы Довбуша

Евреи отмечают 5778-й Новый год. В Украину съезжаются хасиды со всего мира
Фото: УНИАН

Новый год по иудейскому календарю (Рош Ха-Шана) в этом году празднуется 20-22 сентября. По состоянию на вторник, 19 сентября, в Умань уже прибыли 21,6 тыс. паломников из 12 стран мира. Именно в Умани похоронен Рабби Нахман из Брацлава, который является правнуком основателя хасидизма Исраэля Баал Шем Това. Нахман основал особое ответвление этого религиозного течения - брацлавский хасидизм. В этом году город готовится принять рекордное количество паломников - около 40 тыс. хасидов. Хасиды считают своим долгом побывать хотя бы раз в жизни на месте захоронения цадика Нахмана. Лучше всего сделать это во время Рош Ха-Шана - тогда весь следующий год будет счастливым.

Специально для "ДС" Ян Гальперин из Тель-Авива рассказал, кто же такие хасиды 

Сначала анекдот. Наконец, пришел Мессия (на иврите - Машиах). И, вне всяких сомнений, прежде всего он зашел в синагогу к литвакам (представители ортодоксального течения в иудаизме. - ред.). А там - спор по какому-то теологическому, сиречь религиозному вопросу. Спор, как и принято у евреев, проходил по принципу: "Говорим и слушаем - все одновременно". Крик, шум, смех, возгласы несогласия, реплики одобрения, цитаты из Священного писания, упоминание всуе не только Имени Его, но некоторых ближайших родственников спорящих, короче, обычный еврейский диалог с участием нескольких десятков человек. Машиах ждет час, еще час, а потом возмущенно обращается к спорящим: "Эй, евреи, я уже пришел! Вы меня ждали несколько тысяч лет. Так вот, я уже здесь!". Дискуссия на секунду прервалась (кстати, не исключено, что её темой был именно приход Машиаха и все, что с этим связано), и один из спорящих заявил неожиданному гостю: "Сделай одолжение, потерпи. Сейчас доспорим и тогда мы к твоим услугам".

Обиженный Машиах вышел из синагоги литваков и пошел в синагогу хасидов (представителей еще одного ортодоксального течения в иудаизме, - ред.). Зайдя в здание, он обнаружил человек двадцать евреев, спящих в разных местах молельного дома, при этом явно не уставших от трудов праведных, а отрубившихся в результате активной попойки. "Эй, евреи, - растерянно обратился он к ним, - я пришел...". Один из лежащих на полу поднял голову, открыл глаза, осмотрел говорящего, понял, кто это, и горестно сообщил: "Ну вот, сам виноват. Приди ты на час раньше, и тебе бы водки хватило...".

В этой незатейливой, но очень глубокой шутке грубо и схематично и, тем не менее, предельно четко изложено основное различие между хасидами и их главными соратниками-противниками по вере. Дело в том, что в иудаизме нет сект. Так же нет такого противостояния и конкуренции, каковое существует, к примеру, между католиками и протестантами, или между шиитами и суннитами. Евреи всего мира плюс-минус одинаковы: вера, обряды, праздники, молитвы. И только две группы восточноевропейских евреев - хасиды и литваки - будучи во многом схожими, уже двести с лишним лет ведут непримиримый спор по поводу одного вопроса: отношения к самой вере.

Для прояснения темы беседы немного истории. В ХVIII в. положение евреев, живших на тех землях, которые сейчас входят в Украину, Польшу, Литву и Беларусь, резко ухудшилось по сравнению с прошедшим столетием. Погромы, разрушения, убийства, жесткие ограничительные законы - весь этот "букет радостей" существования на чужой земле расцвел новыми красками. Несчастным жителям восточноевропейских местечек нужен был какой-то проблеск надежды, какой-то лучик света в их мерзком и безвыходном существовании. И этим лучом стал "хасидизм", возникший в среде украинских евреев. "Отцом" этого мировоззрения стал великий еврейский мудрец рабби Исраэль бен Элиэзер, получивший прозвище Баал Шем Тов (по еврейской традиции сокращенно - Бешт). Дословно в переводе с иврита это прозвище означает "Хозяин доброго имени", а в просторечии - "чудотворец". Родился Баал Шем Тов на Тернопольщине и всю жизнь провел на Западной Украине. Именно ему мы и обязаны появлением хасидизма. Именно он своим учением вывел евреев и иудаизм на новый уровень и, возможно, спас этим весь народ. (К слову, само понятие "хасидизм" означает "благочестие", соответственно "хасид" - "благочестивый - в данном случае - еврей").

Основной принцип учения Баал Шем Това был прост: верить надо радостно, весело, бодро. Осознание того, что ты еврей, должно приносить человеку не горести и печали, а радость и оптимизм. Еврей, по утверждениям Баал Шем Това, обязан гордиться и быть счастливым только лишь от того, что он принадлежит к этому народу, что его главная книга - это Тора, а главная задача - выполнять заповеди Господни. Но, повторяю, делать все это еврей должен радостно. Оставаясь в рамках традиционного иудаизма, хасидизм внес в мрачную и беспросветную жизнь восточноевропейских евреев светлую искру надежды, изгнал из их сердец горечь и уныние и наполнил восторгом, с которым стало легче переносить все жестокости, унижения и обиды окружающего мира. Известный израильский писатель и историк Феликс Кандель, говоря о смысле хасидизма, цитирует в одной из своих книг некоего хасидского автора: "Тот еврей, который не испытывает радости от самого факта, что он еврей, неблагодарен Небесам. Значит, им не постигнут смысл того, что он рожден евреем".

Замечу, что Баал Шем Тов, не отрицая важности изучения Торы, считал молитву, то есть непосредственное обращение ко Всевышнему, более важным для еврея, нежели постижение Его учения. "Неправы те, - говорил он, - которым из-за непрерывного изучения Торы некогда думать о Боге".

А вот главный оппонент Баал Шем Това - Элиягу бен Шломо Залман, по прозвищу Виленский гаон ("гаон" на иврите означает "гений") считал, что вера - достаточно серьезная штука, чтобы относится к ней легко и весело. Он яростно спорил с хасидами, отрицал их учение, даже объявил им бойкот, чем активно противодействовал развитию хасидизма в Литве и Польше. Сторонников его учения назвали литваками. Их духовный конфликт с хасидами продолжается и по сей день.

P.S. Кстати, на всех сохранившихся до наших дней портретах Баал Шем Това, основоположник хасидизма, изображен с трубкой во рту. Более того, в многочисленных рассказах и притчах о Баал Шем Тове очень часто встречаются слова: "... он вынул изо рта трубку и сказал". Откуда же это трубка взялась? Существует легенда, что когда отряд австрийской полиции загнал Олексу Довбуша с его опришками в ловушку, отец хасидизма, прекрасно знавший местность и оказавшийся случайно неподалеку, указал Довбушу пещеру с подземным ходом, через который тот со своими людьми и ушел от погони. В благодарность за помощь украинский герой и подарил еврейскому мудрецу свою трубку.