• USD 41.3
  • EUR 43
  • GBP 51.7
Спецпроекты

Есть ли жизнь после Майдана. Как "Стремглав" стал кино о растерянном поколении

История любви двух молодых людей разворачивается на фоне Революции достоинства и войны на Донбассе
Кадр из фильма "Стремглав"
Кадр из фильма "Стремглав"
Реклама на dsnews.ua

"Стремглав" - полнометражный дебют Марины Степанской - психологическая драма о событиях в Киеве в наше время. Это история иррациональной любви двух людей во время больших перемен в стране.

Антон (Андрей Селецкий) - 27-летний бывший вундеркинд-музыкант, который так и не смог справиться с возложенными на него надеждами, возвращается домой после обучения в Швейцарии и пяти месяцев, проведенных в реабилитационном центре под Киевом, где он лечился от алкогольной зависимости. Как раз на эти пять месяцев приходятся Майдан и начало войны на Донбассе. Поэтому начинать новую жизнь Антону приходится не только без друзей, былых привычек и дела всей жизни - музыки, но и без каких-либо правил, по которым можно вписаться в новую реальность. Его дедушка, человек строгих принципов, вывозит парня в деревню, подальше от соблазнов большого города. Но однажды Антон встречает Катю (Дарья Плахтий), которая, как и он, пытается найти свое место в жизни. Катя - одна из тысяч девушек, которые снимают крохотные квартиры на киевской Троещине. Через два дня после встречи с Антоном она должна ехать в Берлин со своим бойфрендом - немецким фотокором. Случайная встреча Кати и Антона меняет все. Впрочем, Степанской удается выстроить историю таким образом, что предсказать ее развитие и финал не может даже самый прозорливый зритель. А это - признак несомненного таланта.

Фильм был показан на авторитетном фестивале в Карловых Варах, где получил хорошие отзывы, а на прошлой неделе исполнительница главной роли Дарья Плахтий получила приз за лучшую женскую роль на Международном фестивале авторского кино в Марокко.

"ДС" расспросила Марину о фильме и ее видении ситуации в украинском кино.

- Марина, как появилась эта история? Была ли у нее какая-либо литературная основа?

- Нет, о литературном первоисточнике здесь говорить не приходится. Сценарий вырос из моего жизненного опыта и желания увидеть фильм, который говорил бы обо мне и моих друзьях. Писала его около года. До того я работала вторым режиссером на нескольких фильмах - это было очень экспериментальное кино, там использовалось очень много импровизаций и документального наблюдения. Я во все это наигралась и решила, что когда буду снимать фильм, то пойду максимально классическим путем.

- Не удержусь от сугубо материального вопроса: как вам удалось раздобыть финансирование? Первый фильм, не очень оптимистический сценарий...

Реклама на dsnews.ua

- Вы правы, шансы получить деньги для дебютанта очень малы. Но когда я в 2015-м получила на Одесском международном фестивале награду за короткометражку, то могла уже с полным правом подавать документы на финансирование полного метра. Ты получаешь отметку и потом находишь деньги. Это больше похоже на спорт, но так оно и есть.

- У вас прекрасно работают актеры - совершенно молодые и еще никому не известные. С учетом того, что киноактерской школы у нас, по сути, еще нет, это отличный результат. Как вам удалось найти актеров и добиться таких результатов?

- Это дебют для Даши и Андрея. Дашу я нашла в "Фейсбуке", попросила ее сделать маленькое видео с дурацким стишком, она прислала мне этот стишок, и я поняла, что она - воплощенный магнетизм. Она чувствует, знает, понимает, что надо, и мы срослись сразу. С Андреем я тоже посмотрела видео - мне наш кастинг-директор приносила много разных вариантов. Я посмотрела, как Андрей на улице пел и играл на кобзе, и что-то такое через него проходило, что я поняла - он тоже мой герой.

У нас был сценарий, который актеры прочитали, я уговорила продюсеров привезти их на репетиции, и мы месяц репетировали. Мы собирались, анализировали - типичнейший метод, действенный анализ текста, все, как нас учили в университете. Мне были важны не характеры, не развитие событий, а какие-то нюансы - чтобы они были проработанными, точными. Понятно, что кино не может быть предопределенным на 100%, импровизации нужны. Я горжусь сценой на кухне между героями, она ключевая в фильме. Вначале там был текст, но со второй попытки мы от него отказались, вышла полностью импровизированная сцена. Но весь фильм, конечно, нельзя так построить. Главное - чтобы у актеров был жизненный опыт, который бы резонировал со сценарием.

- Одна из составляющих успеха вашего фильма - прекрасный оператор...

- Себастьян Таллер - сын знаменитого оператора Вольфганга Таллера, снимавшего фильмы у выдающихся австрийских режиссеров. Но он и сам, независимо от отца, - звезда операторского дела. Мы познакомились и подружились на съемках фильма Юрия Речинского "Январь-март", где он помогал отцу. Для меня это однозначно подарок, потому что Себастьян камерой любит людей. Не знаю, как это сформулировать более точно, но хотелось бы, чтобы о нем знали.

- Все-таки, если вернуться к самой истории, которую вы рассказали, создается ощущение, что герои потеряли ориентиры в жизни, они не знают, как ответить на вызовы, с которыми сталкиваются.

- Да, это о растерянном поколении, но, по моему мнению, оно не потеряно. Просто оно оказалось перед лицом чего-то большого, того, что еще трудно полностью осознать. Нам всем нужно на это время. Понятно, что первая реакция - растерянность, и честным будет это зафиксировать, а не говорить, что мы все поняли.

- В такой растерянной ситуации - о чем сейчас вообще стоит снимать?

- Я рада, что наше кино размышляет о совершенно разных вещах. Об одном думает "Сторожевая застава", о другом думает "Дзидзьо", о третьем думает "Червоный". И слава богу, что нет определенного "мнения партии", которое надо исповедовать. Меня немного смущает навязывание этакого оптимистично легкого кино, на которое сейчас есть запрос. Не могу сказать, что мне это близко. Если кто исповедует "перемогу", то пусть снимает. А если это ответ на маркетинговый запрос, как нас сейчас учат директора кинотеатров, втолковывая, какое именно кино надо делать, - то вот зачем это? Мне кажется, что одна из моих личных задач - снять это наслоение глянца и лака, активизировать засоренные визуальные рецепторы. Мне многие люди после фильма говорят: "У вас героиня просыпается со слипшимися волосами, такого в кино не бывает". И я понимаю, что всего за несколько лет народ настолько приучили к экранному образу того, как должна выглядеть жизнь в кадре, что слипшиеся волосы их поражают больше, чем убийство крупным планом.

- Что собираетесь делать дальше?

- Начинаю думать об истории, которая дает ощущение выхода и работы над собой. Замысел, который должен воплотиться на современном материале, у меня есть, но о нем еще рано говорить. Мне очень нравится, как осмысливает реальность Марен Аде в фильме "Тони Эрдманн". Это и печаль, и комедия. На самом деле это очень грустный фильм, но интонация, с которой он рассказан, покоряет. И я сейчас думаю о подобной интонации, с которой можно рассказывать серьезные вещи, но чтобы она была как масло, в которое этот нож серьезности входит.

    Реклама на dsnews.ua