Эпоха большой нелюбви. Когда мы перестанем хотеть стать европейцами
На днях издание The Guardian опубликовало топ-10 городов с самыми красивыми видами. В него вошли Нью-Йорк, Ханой, Верона, Гавана и Киев. "Церковь Святого Андрея, окрашенная в пастельные тона, которая находится на вершине крутого холма, в центре исторического киевского района Подол, — пример прекрасной барочной архитектуры. Но что действительно отличает это место от многих других, так это его смотровая площадка, куда можно войти всего за 60 пенсов, откуда открывается фантастический вид на весь город. С нее можно рассматривать красочные старые дома, купола церквей и мощеную улицу, известную как Андреевский спуск, прежде чем обернуть свой взгляд в сторону реки и нового города", — написала читательница сайта Шарлотта.
В последние годы Киев регулярно попадает в разные топы туристического характера. Объясняют популярность столицы просто: здесь дешево, красиво, относительно безопасно, да и добраться не проблема — новые рейсы из "Борисполя" и "Жулян" открывают чуть ли не каждую неделю.
В прошлом году в Киев приехало 4,5 млн туристов, из которых почти 2 млн — иностранцы. Но гости из-за границы едут не только в столицу. В прошлом году Львов первым из украинских городов попал в топ-100 туристических городов Европы. Здесь иностранных гостей почти в полтора раза больше, чем украинских туристов. И говорить о том, что город перенасыщен приезжими, пока не приходится — в прошлом году Львов посетили 2,2 млн туристов, тогда как схожий по размерам Краков — около 13 млн.
Причин, почему наш рынок туристических услуг растет меньшими темпами, чем западный, множество. Это и бюрократические проволочки, и пресловутые коррупционные схемы ведения бизнеса, и вялотекущий конфликт на Донбассе (прошлогодние показатели посещаемости подпортило, к примеру, введение в стране военного положения).
Впрочем, есть еще момент психологического характера. Мы сами свою страну не любим. "Как только пересекаю границу Украины, как у меня портится настроение", "Вот в Европе все чистенько, а у нас грязища", "За границей все такие дружелюбные, а у нас прям смотреть противно" и вообще, "Вот там — ух как! А у нас — ужас-ужас". Стенания о том, какой же прекрасный мир открывается за государственной границей, затмевает то, чем мы сами можем гордиться. Получается, что все мы эдакие несчастные сиротки, живущие в обшарпанных лачугах, которые только за границей могут увидеть, как же на самом деле живут "белые люди". Комплекс неполноценности, который с повсеместным распространением интернета и появлением возможности путешествовать много и дешево должен был начать сходить на нет, начал цвести буйным цветом.
Мы постоянно твердим, что хотим в Европу. Но мы-то уже в ней — как минимум географически. А что касается Европы в голове, так помилуйте — вся эта самая Европа очень разная и, как говорится, туризм с эмиграцией путать не стоит. Европейцы не мусорят на улицах? В Берлине бросить бумажку на улице не признак невоспитанности, а свидетельство раскрепощенности. "Чистота — признак тоталитаризма", — говорят в немецкой столице. А в Неаполе мусор — чуть ли не главная достопримечательность. Прогуливаясь по улочкам старого города, можно найти под ногами что угодно — от пустых бутылок и коробок для пиццы до выброшенных пылесосов и колесных дисков. На углу улицы, на которой мы как-то снимали квартиру, мирно валялась пара носков. На протяжении недели я ходила по этой улочке, и носки все так же оставались частью городского пейзажа — никто и не думал убрать с улиц мусор.
Мы тут все угрюмые, а европейцы — улыбающиеся душки? Съездите в какую-нибудь немецкую или испанскую глубинку и зайдите в барчик "для своих". Неодобрительных взглядов будет больше чем достаточно. А во французской деревне на вас вообще могут смотреть, как на умственно недоразвитого, если вы не говорите по-французски. Впрочем, даже если и говорите, мало кто удержится от искушения упрекнуть вас в неправильном произношении. Между тем сами европейцы, приезжающие в Украину, обычно как раз украинским гостеприимством и восторгаются.
По европейским городам можно спокойно разгуливать, а у нас неровен час — бумажник с телефоном отожмут? Риск расстаться с документами, деньгами и прочими ценными вещами в украинском автобусе такой же, как в немецком или польском. Элементарные правила безопасности нигде лишними не будут — ни в Украине, ни в любой другой стране мира. Историй о том, как наши туристы оставались за границей без вещей и денег, а местные полицейские просто разводили руками, множество.
Жители той самой Европы обетованной так же, как украинцы, жалуются на низкие зарплаты, высокие налоги, безработицу, нерешенный "квартирный вопрос", нехватку детсадов, рост цент, засилье приезжих. Этот список можно продолжать и продолжать. Но при этом они обычно гордятся собой и своей страной. Мы же только начинаем этому учиться. Учиться ценить себя, уважать других, жить по закону, соблюдать права человека, требовать от властей выполнения их обещаний — словом, исповедовать все то, что и именуется европейскими ценностями. Ведь Европа не где-то там за границей, и европейцами уже давно пора бы стать на самом деле, а не просто из года в год "заявлять о намерениях".