Электорат Донбасса закрывается в ракушку
Разочарование в былых кумирах, страх за себя и близких во время боевых действий и невероятные бытовые невзгоды вследствие войны - вот те составляющие процесса глобальной переоценки ценностей в голове среднестатистического избирателя Донбасса. Дошло до того, что, ведя разговоры о политике, здесь можно рассчитывать не на жаркую дискуссию, а на элементарную пулю в лоб, так что закрытие в собственной ракушке является естественной защитной реакцией на актуальные внешние угрозы. Восстановление ощущений безопасности и стабильности займет многие месяцы, а то и годы, что, конечно, будет сопровождаться поиском новых кумиров. Но пока превалирующими политическими настроениями пылающего региона является позиция "против всех", что, вероятнее всего, получит наглядное подтверждение на октябрьских перевыборах в Верховную Раду. То есть в электоральном смысле это означает лишь одно - полное игнорирование выборов и неучастие в голосовании.
Согласно данным исследования, проведенного в июле социологической группой "Рейтинг", лишь 14% избирателей Донбасса однозначно приняли бы участие в парламентских выборах, 25% - скорее всего, 21% еще не определились, зато 32%
Десятилетиями цифры низкой явки не попадали в официальную статистику, так как каждые выборы в Донбассе сопровождались тотальными фальсификациями и накрутками
ответили, что однозначно отказываются от участия в голосовании (для сравнения: в Галичине количество однозначных "отказников" составляет 3%, в Киеве - 8%, в Днепропетровске - 13%). Собственно, такие мобилизационные настроения всегда были характерны для Донетчины и Луганщины, правда, десятилетиями цифры низкой явки не попадали в официальную статистику, так как каждые выборы в регионе сопровождались тотальными фальсификациями и накрутками. Именно в этом и заключалась технология многолетней непобедимости вроде как "родной" Партии регионов, когда на протяжении считанного часа явка аномально вырастала где на 20-30%, а где и на 40-50%. Уровень электорального вала, видимо, зависел от реального участия в голосовании избирателей конкретного округа, с чем и была связана степень интенсивности "каруселей" и "печенья".
Первый раз получить реальный результат электоральной активности в Донбассе представилось возможным на последних президентских выборах, но 25 мая в большинстве округов региона процесс был полностью сорван российскими террористами. Хотя там, где голосование все же удалось провести, цифры явки говорили сами за себя: от 15% в Донецкой области (там избирательный процесс практически повсеместно происходил в прифронтовой зоне) до 39% в Луганской. Только в самом спокойном округе Луганщины - №115 с центром в городе Сватово - на президентских выборах активность избирателей составила почти 48%, что совпадает с показателем явки на соседней Харьковщине. Во всех других случаях на людей преимущественно давил фактор безопасности, ведь никто не гарантировал на участках отсутствия терактов и диверсий, случайной жертвой которых мог оказаться любой человек. С похожей проблемой регион столкнется и в октябре, даже если до того времени Донбасс будет полностью освобожден от российских боевиков и над всеми освобожденными населенными пунктами станут реять украинские флаги. Таким образом, на желание многих жителей Донетчины и Луганщины спрятаться от любых политиков умножается воистину животный страх от любого участия в политике, чем в том числе и является голосование на выборах.
Каких политических взглядов сегодня реально придерживаются жители Донбасса, доподлинно не знает никто, но все без исключения желают включиться в идеологическую борьбу за их умы. Кто-то считает, что все они тотально остались на пророссийских позициях, аргументируя свою точку зрения всяческими эксцессами с беженцами из Донбасса в других регионах страны. Впрочем, при ближайшем рассмотрении каждого подобного случая тут же находятся "уши" ФСБ России, то есть инцидент произошел не спонтанно и просто по велению души некого дончанина или луганчанина, а запланированно кем-то на Лубянке. Есть также противоположное мнение о том, что донбассовцы радикально изменили свои политические предпочтения и после освобождения от террористов массово переходят на украиноцентричные идеологические рельсы, в подтверждение чему приводятся многочисленные факты проведения украинских маршей в освобожденных городах и лояльность населения к украинским военным. Впрочем, на марши с украинскими флагами выходят сотни, а дома со своими тяжкими думами остаются тысячи. Ну а то, что некая бабушка улыбается приглянувшемуся солдатику, тоже мало о чем говорит: под дулами автоматов такое происходит сплошь и рядом во все времена, тем более что ранее та же самая бабушка и на том же самом перекрестке улыбалась и "милому ополченцу".