• USD 41.3
  • EUR 43
  • GBP 51.7
Спецпроекты

Экзорцизм и голоса святых. За что Папа Римский лишил украинских монахов сана

Слово "экзорцизм", которое вывело новость о папских санкциях в топ, из числа процедур, требующих в Католической церкви не только лицензии, но и особой подготовки и контроля
Фото: eluniverso.com
Фото: eluniverso.com
Реклама на dsnews.ua

Папа римский Франциск утвердил решения архиепископа митрополита Василия (Семенюка) о лишении монашеского сана бывшего игумена монастыря Теодора Студита в Колодиевке и еще восьмерых братьев. О. Антонию Григорию Планчаку, кроме того, запрещено священнодействовать. Решение папы окончательное и обжалованию не подлежит. Отцу игумену и опальным братьям вменяется в вину несанкционированное "чудотворство". В частности, проведение процедур экзорцизма.

Это, по всей видимости, и вывело довольно узкую внутрицерковную новость на первые позиции в чартах топ-новостей: папа Франциск и экзорцизм - звезды экрана.

Однако, скажу честно: и участие папы в этом деле стало несколько неожиданным, и экзорцизм - только пикантная подробность в этой истории. Потому что все случившееся - внутреннее дело Украинской греко-католической церкви, а может и одной ее епархии - Зборовско-Тернопольской, в которую входит монастырь, ставший эпицентром скандала. Но что-то пошло не так, раз решение архиерея самуправляемой церкви понадобилось визировать на высшем уровне.

Эта история началась еще в 2004 году, когда в двух монастырях студитского устава УГКЦ в с.Колодиевка и с. Большие Бирки стали происходить чудеса: сестра Мария Баран начала слышать голоса сразу всех трех ипостасей Бога, а также Пресвятой Богородицы и некоторых святых. О том, что голоса именно от Бога и святых, подтверждал игумен монастыря Теодора Студита в Колодиевке о. Антоний Григорий Планчак.

Игумен, собственно, и стал центральным персонажем скандала. Не только из-за того, что взял на себя смелость выступить экспертом по голосам (обычно такого рода чудеса в католической церкви долго исследуют, прежде чем их объявить истинными), но также из-за его собственных чудес - исцелений и процедур изгнания бесов. Впрочем, главным упреком отцу игумену, думаю, стали нарушения церковной и монашеской дисциплины. В частности, официально его осуждают за то, что он действовал и принимал решения, прислушиваясь к "голосам", транслированным через с.Марию, а не к голосам начальства из епархиального управления и Синода. В результате он, по мнению следствия, уклонился от веры и соблазнил массу народа, поверившего ему.

Конфликт между игуменом и церковным руководством зрел и тлел не один год. За это время слава о. Антония Григория росла и раздувалась, ряды его сторонников пополнялись. Отец игумен приобрел огромный авторитет в качестве глубокого проповедника и харизматичного священника, люди, побывавшие в монастыре, как правило, становились его ярыми сторонниками. Монастырь стал весьма популярным местом паломничества и реколлекций, особой привлекательности ему сообщали чудесные исцеления и изгнания бесов.

Реклама на dsnews.ua

На этой славе монастырь разрастался и богател, у него появлялись влиятельные покровители и богатые жертвователи. Но главное - массы верующих, готовых горой встать и костьми лечь за "своего" батюшку-"старца". Культ личности батюшки - ситуация, которая в церкви случается не так уж редко. И это всегда оказывается вызовом для церковного руководства. Тут же все усложняется самой личностью "старца" - человека, действительно, яркого и неглупого, но паче того - чудесами, на которые люди чрезвычайно падки. Да и сам монастырь в Колодиевке - место почти культовое - именно сюда перевел из Гроттаферрата свою студитскую общину будущий патриарх Любомир Гузар. Кстати, игуменом монастыря о. Планчака также назначил он. Правда, задолго до того, как в монастыре было задекларировано первое "чудо".

Руководство епархии и церкви в целом пыталось решить проблему, не выпуская ее из-под спуда. Расследования и чудес, деятельности монастыря и лично о. Планчака велось с 2005 года. Фактически оно было завершено в 2015-м последней масштабной проверкой, по результатам которой были составлены решения Синода епископов.

Часть братии монастыря согласилась с выводами комиссии и продолжили монашескую жизнь в Колодиевке во главе с игуменом Марком (Шняком). Но часть монахов не согласилась - они покинули Колодиевку и "осели" в с.Посич, в соседней Ивано-Франоквской епархии. В результате в 2017 году было принято и оглашено решение о лишении девяти бывших насельников колодиевского монастыря монашеского сана. Это решение вызревало некоторое время - возможно, церковное руководство до последнего надеялось решить проблему "малой кровью" и искали компромисс. Но так и не нашли, и прибегли к последнему средству - запрету в служении.

Не выносить сор из избы - святейшая заповедь церкви в отношении скандалов. "Внешние" не должны знать, дабы не соблазняться. Церковь не раз становилась заложником и жертвой собственной скрытности - когда скандал, наконец, вырывается наружу, ситуация идет вразнос и никакие запоздалые комментарии и просьбы "сначала разобраться - а потом кричать", разумеется, не работают. Надо сказать, что даже последние документы Синода епископов не дают полной картины всего того, что именно инкриминируется о. Антонию. И он, кстати, не преминул обратить на это внимание - не столько Синода, сколько общественности - в ответном письме. "Дисциплинарные нарушения" - звучит очень обтекаемо. Под этой формулировкой может скрываться что угодно - от нарушения монашеских обетов до бытовой перебранки с начальством.

Впрочем, было в этих документах кое-что конкретное. В частности, епископы опровергают истинность чудес с "голосами", которые слышит сестра Мария. А также указывают на то, что исцеления и изгнания бесов происходили "без благословения".

Вслед за самим о. Паланчаком можно было бы повторить - а что, на молитву теперь требуется особое благословение? В частности, на молитву об исцелении. Но все зависит от контекста. "Благословение" иногда понимают как простое разрешение что-то делать. Это довольно популярно в специфической православной среде, где без "благословения" шагу не ступят, а батюшки используют "не благословляю" в качестве строгого запрета. Но в данном контексте "благословение" - что-то вроде санкции. Или, скорее, лицензии на проведение определенных церковных процедур.

Слово "экзорцизм", которое вывело новость о папских санкциях в топ, как раз из числа процедур, требующих в Католической церкви не только лицензии, но и особой подготовки и контроля. Экзорцистов не так уж много, не каждый может им быть, а тот, кто может, получает специальные знания - в частности, позволяющие отличить одержимость от болезни. Что же касается чудесных исцелений, слава о которых разлетается по свету и привлекает к "чудотворцам" толпы больных, - это вообще крайне сложный вопрос как с точки зрения богословия, так и с точки зрения этики, так и с точки зрения церковной дисциплины. Вопрос для церкви в современном мире, "зараженном" научным мировоззрением, непростой и иногда крайне болезненный.

Нет смысла разбираться в том, кому "помогло", а кому нет. Найдутся и те, и другие. Случаются чудеса, случаются ошибочные диагнозы, да и эффекта плацебо никто не отменял. Важно другое: заманивание верующих на дешевые трюки - с "целительством" и прочими "чудесами" - сомнительная практика. Как с точки зрения церкви, так и с точки зрения светской. Иногда граничащая с преступлением - в тех случаях, когда молитва не помогает, а для лечения время оказывается упущено.

В свою очередь популярность батюшки-чудотворца очень усложняет административный процесс. Вот вам пример о. Планчака, который в деятельности своего монастыря наскучил руководствоваться указами епископата, и нашел спасение от них в "голосах", передаваемых якобы прямо из Небесной канцелярии через с. Марию. Согласитесь, удобно иметь прямую связь с Самым Высоким Начальством. Но это могут позволить себе не все - а только те, кто уверен в доверии и поддержке со стороны критической массы сторонников разной степени влиятельности.

Это, наконец, объясняет вмешательство папы Франциска. Недовольство большой группы поддержки о. Планчака и его собственное упрямство стало проблемой, в борьбе с которой Синоду, в свою очередь, потребовалась поддержка. Огромное количество народа, вставшего на сторону своего "старца" нужно было привести какой-то веский аргумент против него. Если о. Антоний мог ссылаться на Небесную канцелярию, то и Синоду нужно было на что-то сослаться - и он сослался на наместника Бога, непогрешимого в вопросах веры. Слово папы против слова сестры Марии. Вы бы, например, кого послушали? Синод рассчитывает на то, что хотя бы часть сторонников о. Планчака прислушается к папе Франциску. Однако, не исключено, что синод просчитался - обвинения падут не на папу, а на епископов, которые "неправильно представили" в Ватикане суть дела.

Для о. Антония Григория Планчака это, по всей видимости, конец "канонической" карьеры и перспектива либо покаяния, либо превращения в очередного "пидгорецкого отца". Но и для руководства УГКЦ это не слишком убедительная победа. Главным образом потому, что для решения своей внутренней проблемы им пришлось прибегать к авторитету Папы римского - собственного авторитета епископата для этого, по всей видимости, не хватило.

    Реклама на dsnews.ua