Экспонат с радиацией. Зачем ЮНЕСКО делать из Чернобыля музей
Таблички вдоль трассы, на которых написано название населенного пункта и количество людей, которые здесь жили. А за ними - трава в человеческий рост и деревья, растущие прямо сквозь бесхозные дома. И гнетущее ощущение в воздухе. Словно пришел в дом только что умершего человека и боишься неуместным словом или жестом задеть звенящую тишину. Зона отчуждения - огромный памятник мирному атому, ставшему причиной самой крупной техногенной катастрофы ХХ в.
Вот только за 30 лет никто так и не сподобился превратить Зону в музей. К ней относятся как к чему-то постыдному, опасному, а потому и ненужному. Огромный кусок территории, превратившийся в кладбище деревень и полигон для доморощенных сталкеров. Лишь в этом году, накануне 32-й годовщины трагедии, Украинский национальный комитет Международного совета по памятникам и выдающимся местам на заседании в день 31-й годовщины аварии на Чернобыльской АЭС номинировал Чернобыльскую зону в список культурных и природных объектов мирового значения ЮНЕСКО.
Номинировать Чернобыльскую зону предполагалось сразу по двум критериям - и как культурный, и как природный феномен. В первом случае ценны свидетельства самой крупной в истории мирного атома аварии и ликвидации ее последствий. Например, в список ЮНЕСКО может войти новый конфайнмент, который у нас называют саркофагом или аркой, опустевший город Припять, радиолокационная станция для системы раннего обнаружения пусков межконтинентальных баллистических ракет "Дуга".
Кроме того, эксперты наконец-то во всеуслышание заявили о том, что Чернобыльская зона ценна как природное явление. Ведь вопреки всем прогнозам жизнь в Зоне действительно бьет ключом.
У этого предложения сразу нашлись противники. Мол, Чернобыль нужно делать памятником коррупции и лжи - там уже все распилили, срубили, разворовали. Все 30 с хвостиком лет события в Зоне для нас - повод пожаловаться. Украина ходила по миру с протянутой рукой и просила помочь хоть как-то минимизировать последствия аварии: сперва надеть на взорвавшийся реактор саркофаг, позже укрыть его под огромным конфайнментом - самым крупным передвижным объектом на планете. Арка, сооружение которой началось в 2012-м, обошлась почти в 1,5 млрд евро, а участие в ее строительстве приняли около 40 стран.
На церемонии открытия конфайнмента в ноябре 2016-го президент Петр Порошенко отметил: "Никто не мог подумать, что Чернобыль - не самая большая беда, которая выпала Украине. Мы строим конфайнмент в условиях войны, агрессии РФ". Бесспорно, оба эти явления - трагедия, которая еще долгие годы будет бередить душу украинцев. Но из каждой трагедии делают выводы. А какие выводы сделала Украина?
Даже спустя 30 лет Зона отчуждения так и не превратилась в территорию, ресурсы которой можно конвертировать не только в траурные речи и повод для сбора средств. Нажились на Зоне разве что мародеры, растащившие добро, оставленное местными жителями, да товарищи, как-то "незаметно" распилившие на металлолом все, что можно было умыкнуть из зоны, и подобравшиеся уже и к объекту "Дуга". До сих пор вместо того, чтобы обернуть трагедию во благо, использовать ресурсы, возникшие после катастрофы, государство продолжает играться в бумажные проекты и подписывать бесконечные декларации о намерениях.
Чернобыльская зона могла бы стать мировым центром по изучению влияния радиации на окружающую среду, на стройматериалы, живую природу. Все эти 30 лет ученые могли бы наблюдать за тем, как ведет себя бетон, подвергшийся облучению, и как меняется организм животных, пасущихся на загрязненных землях - позитив от отсутствия человека на этих территориях значительно превысил негатив от радиационного и химического загрязнения.
Но биосферный заповедник на этих землях заработал лишь год назад, а научных центров, лабораторий и исследовательских проектов нет и поныне. Хотя предложения по созданию таких центров от иностранных партнеров были - Чернобыльская зона стала огромной лабораторией под открытым небом, а мирный атом трудится над производством электроэнергии во многих странах мира. Которым после Чернобыля тоже страшно. Тем временем ученые говорят, что здесь могут находиться значительные запасы водорода, который сегодня называют "топливом будущего". И мечтают, что Зона превратится в место возрождения инновационной энергетики.
До сих пор на бумаге остаются и проекты по строительству солнечных электростанций на пустующих территориях зоны, Да и с туризмом так себе - многие предпочитают проникать сюда нелегально, хоть за это и грозят штрафы.
Но ведь вот он - описанный тысячами фантастов мир после ядерной катастрофы прямо в центре Европы. Пышущая всеми красками природа, среди которой притаилась невидимая глазу опасность: радиация разбросана по Зоне пятнами, шаг в сторону - и можно схлопотать огромную дозу.
И научные лаборатории, и солнечные электростанции, и туризм - это деньги. Те самые, которых Украине всегда не хватает. Но ситуация с Зоной схожа с другой нашей бедой: в Украине самые богатые черноземы, а картошку из Египта возим.