• USD 41.3
  • EUR 43
  • GBP 51.7
Спецпроекты

Картель "КГБ Кали". Кто лучше всех торговал кокаином

Самый успешный наркокартель уничтожен, но его дело живо
Кадр из сериала "Нарко"
Кадр из сериала "Нарко"
Реклама на dsnews.ua

В середине сентября в Мексике застрелили члена съемочной группы сериала "Нарко". Карлос Муньос Портал занимался поиском новых локаций для съемок четвертого сезона криминальной драмы. Тело с несколькими пулевыми ранениями было найдено в его машине на дороге в штате Мехико, близ границы со штатом Идальго.

Спустя неделю старший брат легендарного наркобарона Пабло Эскобара Роберто Эскобар Гавирия заявил, что съемочной компании Netflix, которая снимает сериал о колумбийских наркодельцах, следует нанять наемных убийц для охраны. Кроме того, Гавирия посчитал, что кинематографисты должны заплатить ему $1 млрд за использование имени Эскобара в сериале — имена всех лидеров Медельинского картеля зарегистрированы как торговые марки.

Истории Эскобара был посвящен второй сезон сериала. Третий сезон рассказывает об одной из самых могущественных организаций в истории — картеле "Кали".

Наркогруппа в свое время сотрудничала с британскими наемниками, информаторами в правительстве США, имела связи в Санкт-Петербурге, а у себя на родине, в Сантьяго-де-Кали, и вовсе не стеснялась: члены банды чистили город от бомжей, проституток, беспризорных детей и гомосексуалистов, оставляя записку "Cali limpia, Cali linda" (чистое Кали, красивое Кали). Картели принадлежали 90% мирового рынка кокаина.
Даже кровожадный босс филадельфийской мафии "Маленький Никки" Скарфо кажется любителем рядом с профи из "Кали". Сравниться с ними может разве что КГБ. Собственно, их так и называли — "КГБ Кали".

Конкуренция

Как известно, конкуренция — это взаимодействие двух организмов, стремящихся получить один и тот же ресурс. В Колумбии таким ресурсом были наркотики.
Начинали все с торговли марихуаной, потом переходили на кокаин. В 70-е годы прошлого века самым влиятельным считался Медельинский картель под руководством Пабло Эскобара. Но наркотерроризм и нежелание идти на какие-либо компромиссы привели к тому, что группировка в итоге была уничтожена властями. Аналитик разведки DEA и эксперт по Колумбии Марк Эйлер заявил: "Правительство Колумбии выследило и убило Пабло Эскобара потому, что он был террористом, а не торговцем наркотиками. Если бы Эскобара был достаточно умен, чтобы сдержать свои психопатические тенденции, то, пожалуй, мог бы жить и преуспевать поныне".

Реклама на dsnews.ua

Многие считали, что конкурирующий картель "Кали" сыграл не меньшую роль в уничтожении медельинской группировки, чем управление по борьбе с наркотиками. Две наркоимперии в начале 1980 г. заключили соглашение и даже основали военизированную группировку MAS (исп. Muerte Secuestradores — Смерть похитителей) для борьбы с партизанами, кроме того, стабилизировали цены на кокаин и успешно делили американский рынок сбыта. Но неприязнь и нежелание делиться брали верх, и тогда гибли наркоторговцы, члены банд, родственники и просто попавшие под руку.
Когда в 1993 г. Эскобара был убит, а его группировка развалилась, "Кали" стали монополистом на мировом рынке кокаина. Их методы полностью отличались от стратегии бывших конкурентов. Естественно, они не гнушались убийств, но прибегали к ним в самых крайних случаях, когда, например, не срабатывала взятка. Зато в отношении самых бесправных — проституток, бомжей, сирот — картель не церемонился.

Да, ребята из "Кали" могли с помощью бензопилы убить сотню людей, подозреваемых в сочувствии к профсоюзам. Да, тело католического священника Тиберио Иисуса Эрнандеса нашли обезглавленным в реке Каука, после того как он пожаловался на зверства картеля. Но, несмотря на эти неприятные инциденты, Cali Cartel считались джентльменами. Для координации своей деятельности они первыми в криминальном мире использовали новейшие коммуникационные технологии, факсы, звуковые сигналы, сотовые телефоны, шифрование и компьютерные информационные системы. В этом картель мог соперничать с правительственными организациями, в то время как Эскобара оставался хулиганом.

Но в то же время смерть Эскобара нанесла ощутимый удар по Cali Cartel — управление по борьбе с наркотиками заметило крупную рыбу.

Ядро

Считается, что картель "Кали" был основан в Колумбии Гилберто Родригесом Орехуэла и Хосе Сантакрусом-Лондоньо в 1970-х годах. Впоследствии центр картеля по оптовой торговле кокаином и операций по отмыванию денег был перенесен в Нью-Йорк.

Родригес Орехуэла имел прозвище Шахматист, поскольку его ходы в бизнесе выглядели как продуманная партия. Так же расчетливо в 2006 г. он пошел на сделку с судом США: 30 лет лишения свободы в обмен на иммунитет для 29 членов семьи.

"В том, как спрятать кокаин, ему не было равных", — заявил глава управления по контролю за наркотиками в Майами Том Кэш. Шахматист и его брат Мигель умели прятать и доходы от преступной деятельности, инвестируя деньги в законные предприятия Колумбии и США. В 1995 г. годовая прибыль наркобаронов из "Кали" составляла $8 млрд. Братья Родригес Орехуэла завоевали уважение не только других наркобаронов, которые называли Гилберто "Дон", но и самых высокопоставленных персон Колумбии. В том числе и президента. Дети Родригесов получали образование в Европе и США, их часто называли колумбийскими Рокфеллерами и Кеннеди.

Хосе Сантакрус-Лондоньо носил прозвище Дон Чепе. Если Гилберто занимался финансами, то Сантакрус разрабатывал сети международной торговли людьми. Руководитель нью-йоркской целевой группы по расследованию "Кали-картеля" Уильям Моклер-младший называл Дона Чепе своим профессором Мориарти, настолько неуловимым и дальновидным казался Сантакрус-Лондоньо. В 1980 г., когда Дон Чепе стал строить воздушный флот и создавать предприятия вдоль восточного побережья, его удалось обвинить в обороте наркотиков.

Пачо Эррера, или Пачо, предпочитал оставаться в тени — его имя не упоминалось в прессе, а лицо видели лишь избранные. Он был одним из самых богатых людей Колумбии и предпочитал вкладывать деньги в недвижимость: жилые дома, офисы, земельные участки и фермы на родине и за ее пределами. Свое первое состояние он сколотил на брокерстве ювелирных изделий и драгоценных металлов. Параллельно разрабатывал множество новых методов для отмывания денег от незаконного бизнеса, в основном от торговли наркотиками. С его помощью "Кали-картель" смог создать маршрут наркотрафика из Колумбии в Нью-Йорк через Мексику. Пачо стал инициатором открытия кокаиновых лабораторий в джунглях Боливии и Перу. И считался мозгом картеля.

Методы

С помощью законных деловых предприятий "Кали-картель" создавали контакты с ключевыми людьми в бизнесе, политике, прессе и судах. Они финансировали и покупали телевизионные сети, спортивные организации, банки. Четыре из пяти граммов кокаина, продаваемых на улице Нью-Йорка, принадлежали парням "Кали". Впереди были Европа и Япония.

Вскоре голландские чиновники изъяли 2658 кг кокса из "Кали", банковские счета баронов находили в Венгрии и Израиле. Колумбийские "джентльмены" готовы были заключить сделку с якудза. В одной из кампаний картеля принимало участие SPAG — предприятие по недвижимости, зарегистрированное в Германии в 1992 г. и подозреваемое в связях с питерскими мафиози. Владимир Путин тогда как раз входил в состав "консультативного совета" SPAG. Через какое-то время соучредителя компании Рудольфа Риттера арестовали в Лихтенштейне за отмывание наличных от продажи кокаина для картеля "Кали". Путину удалось выйти сухим из воды.

Автономный стиль управления колумбийской империи помогал им быстро приходить в себя после ударов, нанесенных по тому или иному отделу организации. Но больше всего "Кали" преуспели в умении прятать опасный груз. Федеральным агентам потребовалось девять лет, чтобы взломать схему с пиломатериалами. Наркотики прятали в груду досок из красного дерева. Даже когда информаторы сообщали, что наркотики находятся в досках, обнаружить их было почти невозможно. Инспекторы сверлили отверстия в штабелях пиломатериалов, но просверлить тонну досок — непосильный труд.

В 1988 г. таможенники обнаружили 2,2 т кокаина, спрятанных в 1200 блоках шоколада, отправленных из Эквадора. В 1989-м таможенные агенты и полицейские из Нью-Йорка обнаружили почти 5 т препарата в 252 барабанах токсичного химиката — любопытные были наказаны ожогами глаз и лица.

Еще один прием — метод ячеек. Для осуществления очередной операции члены картеля разбивались на маленькие группы, которым выдавались временные телефоны. В конце "мероприятия" или при малейшей опасности телефоны выбрасывались, а ячейка закрывалась

Эти веселые задумки обогащали картель на огромные суммы. Начали поговаривать, что члены банды или их дети вскоре начнут занимать государственные должности.

Разрушение

"Кали-картель" финансировал кампанию кандидата в президенты Эрнесто Сампер Писано. Когда в 1994 г. американцы получили документальные подтверждения этого, виза колумбийского лидера была аннулирована. До этого, в 1991 г., Лондоньо обвинили в убийстве на коммерческой почве, в том же году по его приказу был ликвидирован журналист, чье расследование затрагивало интересы колумбийской наркомафии. Все бы ничего, но оба убийства произошли в США. Глава управления по борьбе с наркотиками США Томас Константин заявил, что "Кали" ведут себя в Штатах так же, как привыкли у себя на родине.

С 1994 г. началась крупномасштабная операция по уничтожению картеля: арестовали 100 наркоторговцев, было конфисковано более $20 млн наличными, а также более 2,5 т кокаина. Но главное, DEA получили в свое распоряжение компьютеры банды и через какое-то время смогли разгадать всю систему работы империи. Лидеры картеля оказались арестованы или мертвы. 

Пачо Эррера сдался властям и получил вместо запрашиваемых 80 лет "счастливую семерку" — доказательств явно не хватало. В тюрьме он собрал свою футбольную команду и спонсировал чемпионаты среди арестантов, учил языки, а параллельно продолжал руководить наркобизнесом.

4 ноября 1998 г. встречи с ним стал добиваться человек, который представился адвокатом Рафаэлем Ангел Урибе Серна. Когда Пачо поприветствовал его как старого знакомого, "адвокат" начинил его голову семью пулями.

Ничего не заканчивается

Казалось, что "Кали-картель" уничтожен. Но Колумбия по-прежнему кишит наркобаронами, а объемы кокаина измеряются тоннами.

Многие утверждают, что ни картель Эскобары, ни "Кали" никуда не делись — люди погибают, попадают в тюрьмы, но наркотики не исчезают. Вместо огромных организаций начали действовать дочерние предприятия — baby cartels. В 1997 г. таможенные службы и агенты ФБР обнаружили 2400-килограммовую партию кокаина внутри газовых баллонов для хлора в порту Хьюстон.

Новые колумбийские мафиози понимают, что мощность — залог славы, но не успеха. Они предпочитают оставаться синицей в собственной руке, чем журавлем в клетчатом небе.
Ушли в прошлое сотовые телефоны — теперь используется интернет, радиосвязь, а то и прямой контакт. Полиция даже не знает, с кем имеет дело. А сами организации настолько компактны, что тайные агенты вычисляются незамедлительно. Бонни Тишлер, главный агент таможенной службы США в Южной Флориде, делится опытом: "Мы думали, что все улучшится, когда картель Медельина будет уничтожен. И затем из пепла вышел "Кали-картель". Возникают все новые и новые группы.

Впрочем, Дональд Трамп нашел выход для Америки — стена. И если эта инициатива вызывает смех, то желание Трампа бороться с наркотиками многим кажется пугающим. Прежде всего потому, что собравшись избежать наркопреступности, он хочет начать с малого — марихуаны. И все это одновременно с сокращением социальных программ.
Противники президента США говорят, что преступность растет от бедности, а не от травы. И еще: существуют законные наркотики — алкоголь и никотин. Сухой закон уже продемонстрировал, что банды способны убивать друг друга даже за право торговать пивом и вином.

    Реклама на dsnews.ua