Дракон о пяти головах. Как аборигены Австралии помогли победить гепатит B
"ДС" продолжает серию материалов "История болезни". Ранее мы рассказали о чахотке, считавшейся болезнью аристократии, испанке - штамме гриппа, который выкосил чуть ли не треть планеты, паротите, известном всем под названием "свинка", опасной для девочек краснухе, а также о "детской" кори, которой стоит бояться взрослым.
Выражение "достать до печенок" возникло неспроста: этот орган в нашем бренном теле на особом счету. Во-первых, печень - самая большая из всех желез. Во-вторых, без ее секрета под названием "желчь" принципиально невозможно нормальное пищеварение. А в третьих, это уникальная лаборатория по непрерывному обезвреживанию токсинов - как попавших извне, так и образовавшихся непосредственно в организме. И, наконец, вместе с сердцем и легкими печень никогда не спит: ее "уход на покой" несет прямую угрозу жизни.
В итоге печень всегда под ударом: к ее воспалению (гепатиту) могут привести как нарушение оттока желчи, так и критическая доза любых токсических веществ, алкоголя и даже лекарств. Но все эти опасности бледнеют перед угрозой столкновения с вирусными гепатитами.
Открытие Боткина и не только
"Нутро пищи не приемлет, ликом желт, что твой шафран"... Невесть откуда возникающий недуг с повышением температуры, рвотой, диареей, болями в мышцах и животе, а также пожелтением склер (белковой оболочки глаз) и кожи существовал несколько тысячелетий. Однако первые достоверные описания его вспышек появились лишь в ХVIII веке, что стало отправной точкой для системного отслеживания "катаральной желтухи". За последующую сотню лет были зафиксированы 112 эпидемий и отдельных случаев развития этой болезни. В 1883 году знаменитый клиницист Сергей Боткин заподозрил инфекционную природу заболевания и не ошибся: почти 50 лет спустя, в 1937-м, Финдлей и Мак Коллум доказали его теорию экспериментально. Так данный вид вирусного гепатита получил известность как "болезнь Боткина". Правда, сейчас его чаще называют просто гепатитом А.
Спустя еще пару десятилетий возбудитель болезни Боткина (в международной системе обозначается аббревиатурой HAV) был опознан как РНК-вирус из семейства Picornaviridae. Выделяемый с фекалиями заболевшего, он попадает в организм следующей "жертвы" с загрязненными продуктами, водой, предметами быта и т.д. То есть, возникающий по вине HAV гепатит А является типичной болезнью грязных рук. Недаром же в любом районе мира с недостаточным уровнем санитарии встречи с ней не минует большинство населения!
Впрочем, болезнь Боткина оказалась самым дружественным представителем группы вирусных гепатитов: на фоне соответствующего диетического питания вызванное им воспаление печени достаточно часто завершается полным выздоровлением, оставляя к тому же стойкий иммунитет к последующим заражениям.
Сывороточный гепатит
О том, что у вируса болезни Боткина есть "родственник", мир узнал в 1967 году. Все началось с того, что в 1963-м американский врач и генетик Барух Самуэль Бламберг, изучая различные антигены человека, обнаружил, что один из них "согласился" вступить в реакцию только с сывороткой, полученной от аборигена Австралии. Ученый отправился исследовать австралийцев, у которых нашел не только интересующий его антиген (обозначается HBsAg), но и эпидемию гепатита. Однако лишь после того, как уже в Америке тот же HBsAg обнаружился у пациента, перенесшего воспаление печени, Бламберг и его коллеги установили четкую связь австралийского антигена с инфекционным гепатитом.
Изучаемый ими гепатит оказался совсем не "болезнью грязных рук" - он передавался с кровью и даже ее сывороткой, из-за чего получил название "сывороточный гепатит" (или гепатит В). Позже выяснилось, что это коварное заболевание передается как СПИД - то есть, со всеми без исключения биологическими жидкостями, внутриутробно, а также с недостаточно хорошо простерилизованными врачебными и/или парикмахерскими инструментами. Сегодня известно, что возбудитель гепатита В (HBV) является ДНК-вирусом и относится к роду Hepadnaviridaе, но на момент открытия Бламберга выделить его не удавалось никакими методами. А между тем в 60-х годах ХХ века распространение инфекции приняло характер пандемии, поразив около 100 млн человек во всем мире. В отличие от болезни Боткина, сам по себе сывороточный гепатит проходить не спешил, а переходил в хроническую форму, приводя к смертельно опасному циррозу печени, а порой и раку. При этом каждый сотый инфицированный оставался скрытым носителем вируса в течение многих десятков лет.
Фактически, обнаружение австралийского антигена дало врачам первый и, главное, надежный метод "вычислять" инфекцию по анализу крови. Это, во-первых, позволило выявлять носителей страшного вируса, чтобы остановить дальнейшее распространение заболевания. А, во-вторых, проверять все продукты, полученные из донорской крови - то есть, устранить один из самых больших рисков их использования. За это открытие в 1976-м Баруху Бламбергу совместно с Карлтоном Гайдузеком была присуждена Нобелевская премия по физиологии и медицине.
Не менее значительным вкладом Бламберга в предупреждение гепатита В стала разработка вакцины, приготовленной на основе обнаруженного им антигена. Справедливо заключив, что вырабатывающийся в ответ на воздействие инфекции HbsAg должен блокировать ее развитие, ученый выделил антиген из крови тех, кому повезло полностью победить коварный вирус. Вакцина из очищенного австралийского антигена получилась действенной и безопасной и даже поступила в продажу в 1982 году. Единственным ее недостатком оказалась чрезвычайная дороговизна - люди, в чьей крови остался HbsAg, но полностью исчез вирус HBV, встречались редко. Тем не менее, успех прививки от сывороточного гепатита вдохновил новых исследователей. Благодаря этому, сегодня чистейший и изначально свободный от опасного вируса австралийский антиген для вакцин вырабатывают особые бактерии, созданные методом генной инженерии.
Гепатит С и другие
В 1989-м в полку возбудителей инфекционных гепатитов снова прибыло: группе американских ученых, возглавляемых М. Хоутоном, удалось идентифицировать и выделить HСV - вирус семейства Flaviviridae, вызывающий гепатит С. Его особенностью является сходство одновременно и с возбудителем гепатита А (поскольку он РНК-содержащий), и с причиной гепатита В - он передается с кровью. О существовании гепатита С ученые стали догадываться после того, как у части перенесших переливание крови, тщательно проверенной на австралийский ген, все равно развивалось воспаление печени. Некоторое время новый гепатит назывался "ни А ни В".
Пока это наиболее сложный из вирусных гепатитов: вызываемая HСV системная инфекция имеет хроническое течение, в большинстве случаев ведущее к циррозу, и является наиболее частой причиной рака печени. Передается как гепатит В и СПИД: со всеми компонентами крови, зараженным инвентарем (при инъекциях, хирургических манипуляциях, диагностических и косметических процедурах) и половым путем. Последний, правда, наблюдается реже, чем при сывороточном гепатите. Со СПИДом эту страшную инфекцию роднит и то, что прививки от нее, как и гарантированно эффективного лечения, увы, не существует: адекватная антивирусная и иммуномодулирующая терапия могут лишь сдерживать ее развитие. А еще гепатит С повышает чувствительность клеток печени к воздействию вирусов гепатитов А и В, которые в этом случае протекают с максимальной тяжестью. По этой причине всем носителям HСV настоятельно рекомендуется прививаться от сывороточного гепатита. Надежным способом обнаружения инфекции считают ИФА (иммуноферментный анализ крови) и ПЦР-диагностику (многократное удвоение определённого участка ДНК при помощи ферментов в искусственных условиях).
Кроме того, в "банде" возбудителей вирусных гепатитов есть менее знаменитые представители: HDV и HЕV. Вызывают они, соответственно, гепатиты D и Е. При этом гепатит D не только очень похож на сывороточный по пути передачи и клинической картине (хотя протекает тяжелее), но и развивается только под его "крышей" - для выхода из клетки частицы дельта-вируса используют белки возбудителя гепатита B. Таким образом, прививка от гепатита В служит надежной страховкой от гепатита D. В Украине с первого января этого года вакцинация от гепатита В показана всем здоровым младенцам с первого же дня жизни. Остальные граждане и гости страны, не контактировавшие с вирусом HСV и не получившие соответствующей прививки, могут сделать их по собственному желанию - в любом возрасте и в любое время. В связи с широким распространением гепатитов В и D и возможностью подхватить их даже на маникюре, эта мера предосторожности более чем оправдана.
Гепатит Е больше всего похож на болезнь Боткина - он тоже является болезнью грязных рук, но может быть предупрежден прививкой. Особую опасность представляет для женщин на последних сроках беременности - заболевание протекает тяжело, летальность от гепатита Е достигает 30%. Чаще всего заболевание регистрируют в странах с жарким климатом и низким уровнем санитарных условий. Существуют и вакцины от гепатита Е, но широкого распространения они не получили.