Кому отдать ребенка. Перестанут ли украинские суды дискриминировать отцов
С октября украинские суды должны быть более внимательными, решая, с кем ребенок останется после развода. Так, Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) рекомендовал Украине начать соблюдать европейскую норму семейного права о презумпции равенства отца и матери. Обжаловать решение ЕС мы не можем, а в случае несоблюдения нормы Украине грозят новые решения европейских судей не в нашу пользу, что обернется сотнями тысяч евро компенсаций из бюджета.
Высший специализированный суд Украины (ВССУ) в своем письме от 17 августа (адресовано главам апелляционных судов) разъяснил, что помогать определиться с лучшими условиями для ребенка должны специализированные органы опеки. Они проверят финансовое состояние родителей, условия проживания, воспитания и психологическую обстановку, а также решат, как часто ребенок будет видеться со вторым родителем.
Конечное слово останется за судьей: получив рекомендации от социальных "опекунов", он вынесет окончательное решение. "ДС" разобралась, почему в Европе считают, что украинское правосудие дискриминирует отцов.
Избиения и сексуальное насилие
Как поясняется в письме ВССУ, 1 июля 2017 г. ЕСПЧ принял решение по делу "М. Е. против Украины", которое вступает в силу 1 октября. Заявитель жаловался на ненадлежащее рассмотрение украинскими судами дела об определении места проживания его дочери, подчеркивая, что при этом была нарушена ст. 8 Конвенции о правах ребенка (право на неприкосновенность частной жизни). По мнению заявителя, в его ситуации украинские правоохранители как раз должны были действовать в интересах ребенка, изучив ситуацию максимально подробно, как и предполагает статья, ведь речь шла о физической безопасности.
История такова: заявитель женился в 2008 г., после чего у них с супругой появился ребенок. Все втроем они проживали в квартире мужа и его родителей в Сумах до сентября 2011 г., когда женщина без ведома отца забрала дочь и уехала с ней в неизвестном направлении. Оказалось, что она переехала в поселок возле Сум к дяде, о чем заявитель узнал только в декабре. Мужчина забрал дочь в Сумы и заметил на ее теле синяки. По результатам экспертизы оказалось, что ребенка бьют (девочка сказала, что это сделала мама). Однако из-за того, что тяжесть нанесенных ребенку повреждений не была установлена, дело, как это водится в наших реалиях, просто закрыли.
Дочь после этого год жила с отцом, а с матерью виделась только в его присутствии. В 2012 г. правоохранители открыли уголовное производство по заявлению матери мужчины. По словам бабушки ребенка, девочка подверглась сексуальному насилию во время проживания в поселке. Уголовное производство в течение следующих пяти лет то открывали, то закрывали, в начале прошлого года расследование все еще длилось.
Несмотря на незаконченное расследование, в июне 2012 г. районный суд Сум расторг брак между заявителем и его женой и решил, что дочь будет проживать с матерью. Ни апелляция, ни кассация не помогли: суды признали заявления о физическом и сексуальном насилии недостаточно обоснованными.
ЕСПЧ, рассмотрев дело, констатировал, что утверждения заявителя о риске причинения матерью физического насилия в отношении ребенка были серьезными и заслуживали большего внимания со стороны судов. Также суд обратил внимание на то, что девочка с рождения жила не только с родителями, но и с бабушкой и дедушкой, которые заботились о ней. Это, по мнению Европейского суда, также стоило учесть, чтобы выяснить наилучшие условия проживания в интересах ребенка.
"Аморальность" — через суды
Это не просто единичное решение. Согласно Закону "О выполнении решений и применении практики ЕСПЧ" теперь украинские суды обязаны на первое место ставить интересы ребенка и не забывать о равноправии матери и отца. До этого они часто руководствовались не Конституцией и Семейным кодексом, а Декларацией о правах ребенка от 1959 г. Последняя рекомендует разлучать ребенка с матерью только в самых крайних случаях.
По факту отцу нужно было ради иного решения в судебном порядке доказывать "аморальность поведения матери", что на практике редко решалось в его пользу.
Тем не менее опыт мужчины, дошедшего до ЕСПЧ, доказывает, что справедливости добиться можно. "Каждое дело об определении места жительства ребенка имеет свои особенности, поэтому не следует обращать внимание на общую тенденцию решения подобных дел, нужно пытаться отстаивать свои права на ребенка, — говорит юрист Игорь Шемет. — Никакие презумпции, основанные на признаке пола, не должны приниматься судами во внимание".
Правозащитники считают, что дело "М. Е. против Украины" поможет в тех случаях, когда родители годами судятся за детей, ведь ранее к условиям проживания ребенка и тем более его психологическому состоянию особо не присматривались.
Правда, здесь тоже подводные камни. К примеру, зачастую после развода женщины, не работавшие в браке, проживают в худших условиях, чем во время замужества. Именно поэтому в ВССУ подчеркивают: судьям рекомендовали прислушиваться к органам опеки, которые должны рассмотреть все факторы и условия проживания ребенка.
Судебный эксперт-психолог Маргарита Журавлева отмечает, что иногда матери уходят из семьи, а спустя время требуют отдать им ребенка. И судьи принимают решение в их пользу, хотя для ребенка эта ситуация очень травматична. "После выхода матери из семейной системы ребенок строит свои отношения с отцом, бабушкой и другими родственниками. Он обрастает новыми связями, и если его вновь созданная система без матери комфортна и безопасна, ребенок должен продолжать оставаться в своей системе рядом с отцом", — говорит она. К тому же нередки случаи применения насилия к ребенку. Причем речь идет не так о матери, как, к примеру, о ее новом партнере. Словом, факторов, которые хорошо бы изучить перед тем, как принимать решение в пользу одного из родителей, множество.
Поверить, что украинские суды мгновенно вняли призывам соблюдать равноправие и в первую очередь учитывать интересы ребенка, сложно. Судьи, несмотря на рекомендации опекунов (которые также будут субъективны), наверняка будут продолжать принимать решения по инерции. Тем более что письмо ВССУ было отправлено в апелляционные суды, то есть, речь идет о повторных попытках родителей доказать, кто лучший опекун. Тем не менее, если благодаря апелляциям до ЕСПЧ будет доходить меньше дел хотя бы об опеке, это сэкономит деньги украинскому бюджету и нервы родителям и детям.