Дети The Beatles. Передается ли талант по наследству и могут ли дети конкурировать с родителями
40 лет назад, в октябре 1984-го года, вышел первый альбом ребенка "Битлз" — дебютная пластинка Джулиана Леннона "Valotte", которая пользовалась большим успехом. Учитывая то, что на днях наконец материализовался новый, записанный после восьмилетнего перерыва альбом Джеймса Маккартни "Beautiful Nothing", мы выясняем, что собой представляют такие разные и такие похожие "битловские дети" — и чем стоящим они занимались с тех пор, как подросли
Джулиан Леннон и его сводный брат Шон
Джулиан Леннон (полное имя – Джон Чарльз Джулиан Леннон) родился в апреле 1963-года, через несколько недель после того, как на прилавках музыкальных магазинов Великобритании появилась дебютная пластинка "Битлз". До 1967-го года битлы жили в бешеном ритме. Если они не находились на бесконечных гастролях по всему миру, то записывали в студии следующий альбом, либо снимались в очередном фильме или выступали на телевидении или радио. В те редкие моменты, когда Джон Леннон наконец оказывался дома (сначала домом считались лондонские квартиры, потом – особняк Кенвуд в Уэйбридже, графство Суррей), то с трудом узнавал сына, который успевал подрасти за то время, пока Леннон отсутствовал.
Но осенью 1966-го "Битлз" порвали с практикой изматывающих гастролей – и теперь Джон мог проводить больше времени с супругой Синтией и Джулианом (хотя первое, что сделал Леннон-старший той осенью – отправился на съемки фильма "Как я выиграл войну" в Испанию). В ноябре "Битлз" начали записывать свою легендарную пластинку "Оркестр клуба одиноких сердец сержанта Пеппера" — и в начале следующего года маленький Джулиан показал Джону рисунок, на котором была изображена девочка, парящая над землей. Когда Леннон поинтересовался у сына, что именно он нарисовал, Джулиан ответил – "Люси в небе с алмазами". Так родилась битловская "Lucy in the Sky with Diamonds", одна из самых "психоделических" песен группы.
Джулиан также побудил Джона написать колыбельную "Good Night" — спетую Ринго Старром в финале битловского "Белого альбома". Но самой знаменитой песней, вдохновленной маленьким Джулианом в шестидесятых, стала, конечно же, "Hey Jude", которую написал Пол Маккартни. Маккартни сочинил этот хит "Битлз" летом 1968-го года, в те дни, когда Леннон окончательно порвал отношения с матерью Джулиана – и стал жить с Йоко Оно.
Маккартни видел, как несладко приходилось Джулиану – тогда "дядя Пол" и написал приободряющую песню "Эй, Джулс", просто для того, чтобы поддержать мальчика ("Джулсом" Джулиана называли в семейном кругу). Когда песню начали записывать в студии, "Джулс" изменили на более благозвучное "Джуд" — сингл занял первое место по обе стороны Атлантики и уже к осени 1968-го продался шестимиллионным тиражом.
Родители Джулиана развелись, мальчик сначала жил с матерью Синтией в Хойлейке, городе недалеко от Ливерпуля, потом – в Уэльсе. Время от времени, уже в самом начале семидесятых, Джулиан ездил к Джону в Аскот, Беркшир, где бегал по лужайкам поместья "Титтенхерст-парк" — но эти поездки были не слишком частыми, да и Джулиан чувствовал себя неловко в обществе Йоко Оно, на которой отец уже успел жениться.
В конце 1971-го Джон и Йоко уехали в Штаты, через два года из отношения дали глубокую трещину, и супруги стали жить отдельно. Йоко осталась в Нью-Йорке, Джон же умчался в Лос-Анджелес, вместе с помощницей Леннонов, Мэй Пэнг. В этот период Джулиан стал часто летать к отцу в Штаты, они вместе ездили в "Диснейленд" и вообще весело проводили время – этот период Джулиан Леннон до сих вспоминает как самое счастливое время, проведенное с отцом.
Тогда же, на Рождество 1973-го, Джон подарил сыну его первую гитару – вместе с новейшим изобретением, драм-машиной. К лету следующего года Джулиан научился сносно играть на настоящей ударной установке – и даже поучаствовал в записи альбома отца, великолепной пластинке 1974-го года "Walls and Bridges". Именно ударные 11-летнего Джулиана можно услышать на финальном треке альбома, "Ya Ya". Но потом Леннон-старший снова сошелся с Йоко, в 1975-м у них родился долгожданный сын Шон – и практически все внимание и любовь Джона переключились на него.
После гибели отца в декабре 1980-го для Джулиана наступили мрачные времена. Ему приходилось не только переживать семейную трагедию (к тому же, оказалось, что Синтия продолжала любить бывшего супруга все эти годы), но и впервые попробовать себя в роли "добычи" — в то время журналисты всеми способами пытались вытянуть из Джулиана всевозможные комментарии по поводу того, что произошло с отцом.
Страсти несколько поутихли, в начале восьмидесятых Джулиан уже жил самостоятельной жизнью в Лондоне – и тогда же начал сочинять свои первые песни. Кроме группы отца и его сольных песен на Леннона-младшего заметно повлияли музыканты совсем другого плана – например, джазовый пианист Кит Джаретт и американская группа "Steely Dan". Джулиан стал записывать демо, и однажды отправил пленку со своими песнями на адрес британского лейбла "Charisma". Глава фирмы Тони Стреттон Смит, возможно, подписал бы с молодым человеком контракт только потому, что он – сын Джона Леннона, но Смиту и вправду понравились песни Джулиана. Глава крупного американского лейбла "Atlantic" Ахмет Эртегун тоже был в восторге от Джулиана – у Леннона-младшего теперь был контракт с двумя лейблами, осталось только записать альбом.
Песни для дебюта Джулиан доводил ума во Франции, в арендованном по такому случаю лейблами замке "Валотт" — так же он назвал и песню, написанную на ступеньках замка, также называлась и дебютная пластинка Джулиана Леннона. Сам альбом записывался в Штатах, при помощи именитого саундпродюсера Фила Рамона. Работа над частью песен велась в нью-йоркской студии "The Hit Factory" — той самой, в которой отец Джулиана четырьмя годами ранее, осенью 1980-го, записывал свой последний альбом "Double Fantasy". Рамон поинтересовался у Джулиана – не ощущает ли он присутствие духов. Леннон-младший ответил, что духи к нему настроены дружелюбно.
Пластинка "Valotte" вышла в свет в октябре 1984-го года – и, будучи первой записью кого-либо из детей "Битлз" (остальные были еще слишком малы для большого шоу-бизнеса) стала сенсацией. Альбом вошел в двадцатку лучших в Штатах и Англии – и стал самой успешной в коммерческом смысле записью кого-либо из "битловских наследников". Голос Джулиана был очень похож на пение Джона – хоть и с меньшим количеством оттенков и нюансов. Но главное то, что Леннон-младший уже в 21 год был отличным поп-композитором, возможно, даже более изощренным, чем отец в его годы (в двадцать один старший Леннон вместе с "Битлз" еще выступал по клубам Ливерпуля и Гамбурга и не имел контракта с фирмой грамзаписи).
Джулиан отправился на гастроли по миру (на концертах он исполнял даже песню "Битлз", "Day Tripper"), в 1986-м он снялся в фильме-концерте "Hail! Hail! Rock’n’Roll", посвященном Чаку Берри – и выступил на одной сцене с одним из изобретателей рок-н-ролла и большим кумиром своего отца. Тогда же вышел второй альбом Джулиана – "The Secret Value of Dreaming", более изобретательно аранжированный, чем дебют, но пользовавшийся меньшим успехом. Через три года Джулиан ударился в эксперименты, результатом которых стала пластинка "Mr. Jordan" — в некоторых треках альбома, особенно в "Now You’re in Heaven", Джулиан напоминал уже не отца, а Дэвида Боуи. Это совсем не понравилось потенциальным покупателям пластинок Джулиана, желавших всюду видеть тень "Битлз" - в результате альбом стал коммерческим провалом.
С тех пор, начиная с девяностых, Джулиан стал сочинять и записывать песни только в том случае, если этого очень захочется ему самому. Именно поэтому его последние альбомы (которые он выпускает крайне редко) "Photograph Smile", "Everything Changes" и особенно диск 2022-го года "Jude" звучат абсолютно не вымучено и с естественной теплотой человека, до сих пор любящего музыку самой нежной и трепетной любовью. В том же 2022-м, весной, Джулиан впервые перед камерами спел сольную песню отца, знаменитую "Imagine" — выражая поддержку Украине. Он неженат и у него нет детей (как и у Джеймса Маккартни, Шона Леннона или Дхани Харрисона). Но Джулиан пишет книжки для детей – а еще профессионально занимается фотографией.
Кстати, с Шоном Ленноном, сводным младшим братом, у Джулиана с годами сложились прекрасные отношения – после смерти матери Синтии в 2015-м году Шон является едва ли не самым близким человеком для Джулиана. Музыкальная же карьера самого Шона складывается самым захватывающим образом – возможно, он самый интересный и непредсказуемый музыкант среди всех "битловских детей". Шон выпустил всего две пластинки с песнями под своим именем - вторая из которых, "Friendly Fire" 2006-го года, являлась сборником отчаянных и прекрасных гимнов разбитому сердцу.
После этого Шон вместе со своей новой девушкой Шарлоттой Кемп Мюль (они вместе до сих пор) создал восхитительный психоделический дуэт "The Ghost of a Saber Tooth Tiger" — их пластинка 2014-го "Midnight Sun" была одним из самых приятных сюрпризов всего прошлого десятилетия. Кроме этого, Шон в 2016-м организовал проект "The Claypool Lennon Delirium", в рамках которого музицировал с басистом-экстремалом Лесом Клейпулом – впрочем, никаких рамок, границ и пределов для этого превосходного дуэта, записавшего два альбома, просто не существовало. Последняя на сегодняшний день работа Шона Оно Леннона – инструментальная пластинка "Asterisms" этого года, вдохновленная музыкой "фьюжн".
Джеймс Маккартни и остальные дети Пола
Джеймс Маккартни был долгожданным сыном Пола Маккартни и его супруги Линды. Мальчик родился в 1977-м году – к тому времени у Пола и Линды уже подрастали три дочери. Старшую, Хизер (дочь Линды от первого брака) Пол удочерил в 1969-м году – и тогда же шестилетняя девочка снялась в документальном фильме "Битлз" "Let it Be". В августе того же года у Пола и Линды родилась дочь Мэри (гордый отец сфотографировался с малышкой для обложки своего первого сольного альбома "McCartney"), а в 1971-м в семействе Маккартни появилась еще одна девочка, Стелла – роды были довольно тяжелыми, и именно тогда Пол придумал название для своей новой группы, "Wings", имея ввиду "ангельские крылья", хранящие и оберегающие его семью.
Пол и Линда никогда не говорили об этом вслух, но всегда мечтали о мальчике – и были очень обрадованы, когда через шесть лет после Стеллы Линда родила Джеймса. Он рос мечтательным и тихим ребенком, и больше всего любил летние месяцы, которые семья проводила, как правило, на ферме High Park в шотландской глуши. Но основным домом многодетной четы Пола и Линды, начиная с середины семидесятых, была еще одна ферма – недалеко от городка Рай в Восточном Суссексе. Первые два года жизни маленький Джеймс провел на гастролях вместе с отцом и матерью, но когда "Wings" прекратили существование в начале восьмидесятых, Маккартни прекратил активную концертную деятельность и семья стала вести по-настоящему уединенный и тихий образ жизни в Суссексе.
Джеймс, как и его старшие сестры, ходил в местную школу в Рае и ничем особенным не выделялся среди остальных детей. Тем не менее, одноклассники и учителя, разумеется, знали, чей он сын – хотя бы просто потому, что Пол и Линда посещали родительские собрания в школе и приглашали одноклассников детей к себе на ферму, чтобы отметить дни рождения Мэри, Стеллы или Джеймса.
Когда Джеймсу исполнилось девять лет, отец подарил ему гитару – инструмент, который раньше принадлежал кумиру Пола, пионеру рок-н-ролла пятидесятых годов Карлу Перкинсу. Для сравнения – первая гитара у старшего Маккартни появилась только в 14 лет, и то, для того, чтобы ее заполучить, Полу пришлось обменять трубу, которую подарил ему его папа, дед Джеймса. В итоге уже в подростковом возрасте Джеймс отлично владел гитарной техникой – и, в принципе, мог играть такие соло, на которые в его годы не был способен Пол. Когда Джеймсу исполнилось 19, он принял участие в записи одной из лучших пластинок отца – в альбоме 1997-года "Flaming Pie", который отличался теплой, семейной и домашней атмосферой. Джеймс сыграл соло на электрической гитаре в песне "Heaven on a Sunday" — сам Пол при этом скромно играл на акустике (в буклете диска Маккартни назвал сына "молодым лосем").
Через несколько лет, уже после смерти Линды Маккартни, Джеймс принял участие в записи еще одной пластинки отца, альбома 2001-го года "Driving Rain", и не только снова сыграл на гитаре в двух песнях, "Back in the Sunshine Again" и "Spinning on an Axis", но и сочинил их вместе с Маккартни-старшим.
Впрочем, еще через несколько лет Джеймс предпочел покинуть семейную ферму в Суссексе и обосноваться в собственной квартире в Брайтоне – отношения младшего Маккартни с новой женой отца, Хизер Миллс, складывались не самым лучшим образом. В тот период Джеймс стал сочинять много собственной музыки и …. чтобы было чем платить за квартиру, работал официантом. Этот период изоляции от собственной семьи закончился уже в 2005-м — в том году Джеймс сопровождал Пола во время его большого американского тура.
Свою первую пластинку, альбом под названием "Me", Джеймс записал только в 2013-м году, когда ему исполнилось 36 – при этом Маккартни-старший принял в записи самое активное участие, сыграв на гитаре, клавишных и ударных. Продюсировал запись саунпродюсер Дэвид Кан, с которым Пол работал в начале нулевых – а сам рабочий процесс проходил в Лондоне, Нью-Йорке и домашней студии Пола в Суссексе (она располагается внутри бывшей ветряной мельницы). Песни альбома производили самое приятное впечатление – и они только выигрывали бы, если бы материал Джеймса Маккартни волей-неволей не приходилось сравнивать с песнями отца. Но это – вечное проклятие всех детей битлов, решивших заняться музыкой.
У Джеймса явно был тот же мелодический инстинкт, что и у Пола – пусть он и не был настолько развит. Странно, но голос младшего Маккартни совсем не напоминал голос отца – не одну из его вокальных "масок". Пол мог петь на одной и той же пластинке и даже в одной песне сразу несколькими голосами — срываясь на крик, добавляя вокалу мягкости или даже исполнять вокальную партию в театральной, комичной манере. Но Джеймс и не стремился никоим образом копировать то, что делал папа – и пел в гораздо более сдержанной манере.
Следующий диск Джеймса, "The Blackberry Train", вышел через три года, в 2016-м, и звучал намного жестче – в этот раз Маккартни-младший решился на эксперименты и записывал альбом вместе с инженером и продюсером Стивом Альбини, тем самым, который работал с "Нирваной" над их последней пластинкой "In Utero". Альбом снова вызывал самые позитивные эмоции, но после его выхода Джеймс взял паузу, которая растянулась на долгие восемь лет – но он никогда и не стремился быть в центре внимания. На новом диске Джеймса, среди прочих красот, звучит проникновенная "Primrose Hill" — в ее записи принял участие Шон Леннон.
На самом деле, из всех детей Пола, только старшая и младшая дочери, Хизер и Беатрис (от второго брака с Хизер Миллс) ухитряются вести более незаметный образ жизни, чем Джеймс Маккартни. Тем временем, Стелла Маккартни продолжает оставаться дизайнером с мировым именем, а Мэри занимается фотографией, выпускает кулинарные книги и снимает документальные фильмы. Еще в 2001-м Мэри Маккартни взяла серию интервью у отца для фильма "Wingspan", а в 2022-м – сняла отличную документалку "Если бы эти стены могли петь", посвященную истории легендарной студии "Эбби Роуд".
Дхани Харрисон и Зак Старки
Зак Ричард Старки, cын Ринго Старра и его первой супруги Морин, родился на два года позже Джулиана Леннона – в 1965-м. Когда Заку исполнилось 8 лет, близкий друг отца, легендарный барабанщик группы "The Who" Кит Мун, подарил Заку ударную установку – сам Ринго надеялся, что сын станет врачом или юристом. Но природу не обманешь – Зак стал по-настоящему великлепным барабанщиком. С технической точки зрения он даже превосходит отца – хотя Ринго до сих пор нет равных в его умении чувствовать все нюансы песни.
В девяностых Зак принимал участие в гастролях отцовского "All-Starr Band", и тогда же, в 1996-м, он впервые сыграл с "The Who" (Кит Мун умер еще в 1978-м). Зак до сих пор играет с "The Who", своей любимой группой – кроме этого Зак некоторое время, в нулевых, был постоянным барабанщиком легенд брит-попа, "Oasis".
Единственный сын "тихого битла" Джорджа Харрисона, Дхани Харрисон, к сорока шести годам записал всего два альбома – "In Parallel" в 2017-м и "Innerstanding" в 2023-м. Обе эти работы отличают авантюрный и экспериментальный подход – характерный для того, чем занимается тот же Шон Леннон. Но Дхани еще и унаследовал от отца свойственный покойному Джорджу мистицизм – что делает его сумрачную и тенистую музыку еще более непостижимой для неподготовленных либо просто случайных слушателей.