Десерт с кожурой. Как бананы приобрели современный вид и откуда взялись порочащие их слухи

Если бы современных украинцев попросили назвать десяток наиболее популярных в нашей стране фруктов, в составленный список непременно попали бы бананы

Различные сорта бананов на рынке / Shutterstock

Сегодня трудно представить, чтобы в "зеленом" отделе более-менее заметного городского супермаркета не было бананов. А кое-кто вообще не представляет своего ежедневного рациона без этой ягоды.

Да, с ботанической точки зрения банан является именно ягодой. А то, что мы называем банановой пальмой - травой. И пусть никого не смущает тот факт, что размер одного только листа некоторых видов этого растения может достигать трех метров в длину и одного в ширину, а высота всей имитирующей древесный ствол конструкции составлять 13 метров (как, например, у декоративного банана бирманского). В этом смысле с чемпионской ягодной травушкой может состязаться лишь самое гигантское злаковое мира - бамбук обыкновенный.

По известности, важности и влиянию на мировую экономику и социальное благополучие невероятная трава тоже стоит особняком. Ведь по данным Продовольственной организации ООН среди всех съедобных культур, выращиваемых на Земле, бананы занимают 12 место по количеству собранного урожая: порядка 102 млн. тонн в год. А в ряде регионов они вообще уступают лишь пшенице, рису и кукурузе.

Зато в странах, где эти благословенные плоды не растут, они вне досягаемости по количеству сопутствующих небылиц. Чего стоит только устойчивый миф о том, что в магазинах продаются кормовые бананы, в пищу людям не предназначенные. А ведь он смешон уже хотя бы потому, что все существующие в природе бананы можно условно поделить на три большие группы - текстильные, декоративные и съедобные. Соответственно, любой оказавшийся в продаже банан предназначен для удовлетворения гастрономических нужд человека.

Бананы

Ягода с травы великанов

В настоящий момент ученые уже не сомневаются, что банан следует включить в список древнейших растений, окультуренных человеком. Как полагают, на родине, то есть островах Малайского архипелага, это произошло примерно 10 тысяч лет тому назад. Эти места и сегодня могут похвастать разнообразием диких представителей рода банан (лат. Musa), объединяющим порядка 70 различных видов травянистых растений-гигантов.

Ягоды банана образуются на соцветии, появляющемся в середине ложного стебля примерно через 8-10 месяцев от начала жизненного цикла великанской травы. На первый взгляд оно кажется гигантским бутоном, однако яркие "лепестки" являются лишь покровными листками настоящих цветов (и будущих бананчиков), изобилующих нектаром, привлекающим насекомых, птиц, летучих мышей и др. Это помогает их своевременному опылению и днем, и ночью.

Так выглядит соцветие банана заостренного (лат. Musa acuminata), одного из предков общеизвестной сегодня культуры гибридных бананов

В первом тысячелетии до н.э. чудесная культура и приносимые ею плоды с питательной мякотью прославились уже в значительной части Индо-Малайского региона.

Так, древнейшие текстовые упоминания о банане обнаруживаются в древнеиндийских сказаниях Махабхарата и Рамаяна, датируемых VIII - V вв до н. э. В книге Аранья-канда (Рамаяна) говорится также о том, что члены царской семьи носили одежды из волокна банановых листьев. В палийском каноне Типитаки, которым пользовались буддисты острова Цейлон (современная Шри-Ланка) в VI - V столетиях до н.э. есть пункт, разрешающий монахам напиток из плодов банана по праздникам. А старейшие изображения растения и его ягод присутствуют в буддийских храмах, возведенных не позже II в. до н.э. на территориях Индии и Китая.

Растение мира

В Индии в 327-325 годах до н.э впервые познакомились с бананом и европейцы. А именно - легендарный древнегреческий правитель Александр Македонский и его воины. Ароматные сладкие плоды с напоминающим крем содержимым, невзирая на множество необычайно твердых косточек, произвели на царя-полководца такое неизгладимое впечатление, что приносящие их растения стали частью трофеев, привезенных в Вавилон.

Попробовав самые десертные "бананы изначальные", современный человек был бы шокирован обилием в них семян. Дикий фруктовый банан (он же банан Бальбиса, лат. Musa balbisiana) именно таков

Обо всем этом в 77 году древнеримский писатель-эрудит Плиний Старший поведал в самом знаменитом из своих трудов - "Естественной истории". Данная информация косвенно подтверждается и тем, что за пределами Индокитая первое научное описание банана принадлежит знаменитому древнегреческому философу и естествоиспытателю Теофрасту (ок. 370 - 285 гг. до н.э.), одному из основоположников ботаники.

Ну а после середины I тысячелетия нашей эры к делу распространения банановой культуры подключились арабские торговцы, завезшие ее в тропическую Африку. В условиях вечного лета и высокой влажности великанская "травка" оказалась достаточно неприхотливой и скоро стала вполне обычным растением Черного континента. Оттуда, в свою очередь, гигантский носитель необычных ягод попал на Канарские острова, которые в 1344 указом римского Папы Клемента VI были подарены испанской Кастилии, а после открытия Америки стали одной из ключевых точек маршрута из Старого в Новый свет. А в 1516 году уже "канарские" бананы были завезены на Гаити.

Вероятно, по этой причине испанцев и португальцев долгое время считали "крестными отцами" всех южноамериканских банановых угодий. Однако карты спутали остатки этой культуры, найденные в захоронениях Перу, принадлежавших доколумбовому периоду. Так что пока вопрос о том, как, кем и когда туда были доставлены первые бананы, остается загадкой.

Райский - значит, без семян

Но какие бы особенности биографии не имели съедобные бананы, факт остается фактом: везде, где они появлялись, их начинали ценить. Да и как иначе, если ягоды в зависимости от спелости можно было не только съесть "живьем", но и сварить, запечь, поджарить, как мы это делаем с картошкой. Или превратить в муку, по многим свойствам близкую к пшеничной.

В пищу также годились молодые корневища монструозной травы, внутренняя часть стебля, еще не раскрывшиеся соцветия и юные листья. Хотя последним обычно полагалось дорасти до максимального размера и плотности, чтобы "работать" импровизированной посудой для разделки, подачи и приготовления пищи.

Морская рыба, в банановом листе запеченная и на банановом же листе поданная — одно из самых типичных (а заодно и демократичных) блюд большинства островов так называемого "бананового пояса"

И все же окончательно и бесповоротно мир стал "бананозависимым", когда в результате какого-то исключительно удачного переопыления разных видов съедобных бананов (а именно заостренного и Бальбиса) появился невероятный гибрид. Его ягоды не давали семян, зато их мякоть была на редкость сладкой и ароматной. К счастью, при этом новая версия банана все равно осталась травой, способной размножаться вегетативно, поэтому в том, чтобы организовать из его корневых отпрысков полноценную плантацию, особой сложности не было.

Новый гибридный вид банана немедленно стал пользоваться повышенным спросом. Его "клоны" появились везде, где только была возможность. А, кроме того, владельцы банановых угодий стали предпринимать активные попытки повторить успех. Несколько раз это даже удалось. Так в число предков современных бессемянных бананов вошел третий "родитель" - банан Маклая (лат. Musa maklayi), исторический обитатель Соломоновых островах и Папуа-Новой Гвинеи. А потом все эти специальные бананы-культигены получили общее название - райские (лат. Musa × paradisiaca).

Десерт в индивидуальной упаковке

Со временем для выращивания в культуре были оставлены только райские бананы. При этом среди них есть носители "овощных" и "фруктовых" бессемянных ягод.

Первые - их называют плантан (от фр. plantain) или платано (от исп. plátano) - практически никогда не продаются за границу, но на местах употребляются в поистине стратегических количествах. Вторые - это десертные бананы, в том числе активно выращиваемые на экспорт. В свежем виде они, безусловно, вкуснее плантанов, но для производства чипсов, супа и тем более подходящей для выпечки муки не годятся. Поэтому из более чем 100 млн тонн всех производимых в мире бананов на долю знакомых нам сладких плодов приходится около 40 млн тонн.

В свою очередь, эти природные сласти в индивидуальной упаковке тоже делятся на группы, несколько различающиеся по свойствам потому, что каждая из них ведет род от своего "нулевого" гибрида. Так, самыми известными сегодня являются представители бананового "клана" Кавендиш (Cavendish) - в честь 6-го герцога Девонширского Уильяма Кавендиша. Именно он в 1834 году стал владельцем привезенного с острова Маврикий бананового ростка, отобранные потомки которого в 1903 г дали первый коммерческий урожай райских бананов новой "породы". Тогда никто не знал, что некоторое время спустя они в принципе станут основой всей десертно-банановой индустрии мира.

Дело в том, что в начале ХХ века главным "банановым фаворитом" планеты были ягоды группы Гро Мишель (фр. Gros Michel), обладающие выдающимися размерами, вкусом и запахом. Однако в 20-х годах их поразила грибковая "панамская болезнь", от которой у генетически однообразных растений не было спасения. За 4 десятилетия неумолимая инфекция погубила все плантации этого банана. Так что если бы не детище Кавендиша, обсуждать вкус популярных сладких плодов никому бы из нас не пришлось.

За век работы с новым райским бананом селекционерам удалось вывести несколько его сортов. В том числе карликовые (в продаже их называют бананами беби) и с разным цветом кожуры.

Современные десертные бананы группы кавендиш могут быть не только зелеными, желтыми и красными, но даже голубыми — как сорт "Blue Java"

Тем не менее все "кавендишики" остаются близкими родственниками, ягоды которых имеют ровноокрашенную мякоть и достаточно толстую прочную шкурку, что делает их максимально пригодными к транспортировке.

Общая генетика, к несчастью, определяет и их общую уязвимость перед лицом новой "панамской болезни", методы борьбы с которой напряженно ищут ученые разных специализаций.

Бананы и мифы

Все, что сегодня известно о свойствах десертных бананов, говорит о них как о культуре исключительной полезности. Откуда же тогда мифы о противоположном? Оказывается, они имеют ту же природу, что и распятые злыми бандеровцами мальчики в трусиках. Иначе говоря, созданы в целях спецпропаганды.

Так первые антибанановые сообщения этого рода появились в 1933 году в гитлеровской Германии. Чтобы сэкономить на закупках заморского товара нужную Рейху валюту, не вызвав при этом ропот "бананозависимой" части населения страны, в прессу были запущены продуманные фейки. Например, о том, что бананы в принципе вредны человеку так как вызывают заворот кишок. А также лозунги вроде "Мы не обезьяны, чтобы есть бананы" и "Настоящий патриот родные яблоки предпочтет". Вряд ли также стоит уточнять, что после возвращения Германии в лоно нормальной цивилизации "банановая истерия" там кончилась.

Сходным образом поступало и руководство СССР. Так, герой снятой в 1969 году "Бриллиантовой руки", по первоначальному сценарию не заметивший оброненной банановой шкурки, во избежание упоминания чуждого фрукта вынужден был поскользнуться на невесть откуда взявшейся посреди улицы арбузной корке. Зато когда год спустя закупки бананов внезапно активизировались, от деятелей искусств потребовали срочным образом вернуть соответствующий интерес подведомственного населения. В итоге в 1971 году благодаря мультфильму "Три банана" о заморских плодах узнали даже дети, в основном никогда прежде о них не слышавшие.

Кадр из мультфильма "Три банана" по мотивам сказки чешского писателя Зденека Слабого, 1971 год

Когда же банановый дефицит вновь вернулся, то "провокационное зрелище" из культурного пространства исчезло, СМИ завели старую песню об общей неполезности привозных фруктов по сравнению с отечественными, а по "сарафанному радио" были вброшены слухи о кормовых бананах. Впрочем, в данном контексте слово "дефицит" тоже понятие условное. Ведь рекордное количество бананов, закупленное "великим и могучим" в том самом 1971 году, составило 18 тысяч тонн. Для сравнения, в минувшем 2019 году одна Украина импортировала 270-275 тысяч тонн десертных ягод.

Словом, к удовольствию любителей бананов можно резюмировать, что все страхи, связанные с сомнениями в съедобности поступающих в официальную продажу плодов - не более чем отголоски давних манипуляций общественным сознанием. Вне зависимости от размера и цвета, бессемянные ягоды в кожуре были, есть и будут уникальным источником массы необходимых организму соединений, в том числе помогающих сохранять так необходимую нам сегодня стрессоустойчивость. А заодно чудесным природным десертом в оригинальной экоупаковке, равно пригодным как к немедленному употреблению в качестве фастфуда, так и к включению в состав сложных блюд, способных вдохновить даже самого придирчивого гурмана.