Денис Бродский: Власть не хочет брать деньги Евросоюза, ведь тогда придется менять всех чиновников

Эксперт общественной инициативы "Реанимационный пакет реформ" о том, кто тормозит реформу госуправления
Фото investgazeta.net

"ДС" С 1 мая должен вступить в силу закон Украины "О государственной службе". Что меняет этот документ?

Д.Б. Принятый вариант документа - это результат неких компромиссов и договоренностей как с Кабмином, так и с Верховной Радой. Считаю, что мы достигли наилучшего из возможных компромиссов, отстояв все критически важные позиции. Из положительного я бы отметил, во-первых, заложенный в законе принцип конкурсного отбора на все государственные должности. Раньше существовало множество лазеек, с помощью которых люди из патронатной службы, из кадрового резерва могли назначаться на те или иные должности. Поэтому всегда можно было куда-то "воткнуть" своего человечка. Теперь такой возможности не будет. Государственных топ-менеджеров станет выбирать специально созданная Комиссия по вопросам высшего корпуса государственной службы, в которую войдут четыре представителя от общественности, а конкурсы на все должности в государственном аппарате должны будут проводиться прозрачно и объективно.

Второе - разделение политических должностей и должностей госслужащих. Появляется госсекретарь, который руководит госаппаратом министерств и ведомств, а сверху над ним будут политические назначенцы - министры, их заместители, советники. Закон четко регламентирует отношения между политическими назначенцами и профессиональными служащими.

Еще один важный момент: общественно-правовые отношения, возникающие на государственной службе, теперь регулируются  законом "О государственной службе". Больше не будет так - чиновника уволили, а он через суд восстанавливается по КЗоТу.

"ДС" Что упущено в законе?

Д.Б. Мы добились частичной деполитизации госслужбы. Но я бы запретил любому чиновнику принимать участие в политической деятельности, быть членом политической партии. Человек должен выбрать: либо он как чиновник служит всем гражданам страны, либо как член политпартии - отстаивает интересы своих однопартийцев. Я бы еще ввел для госслужащих запрет пять лет после увольнения избираться и быть избранным в органы власти. Кстати, так было еще каких-то 50 лет назад во многих европейских странах. Просто мы живем в разном времени. В Европе уже подзабыли, как они "лечили" свой госаппарат, свою демократию, избирательное законодательство.

"ДС" Насколько я понимаю, закон о госслужбе только дает шанс на обновление армии чиновников, но не гарантирует этого...

 Д.Б. Да, закон о госслужбе - это только дверь, которую нам с огромным трудом удалось открыть. Он должен вступить в силу с 1 мая, но мы уже сейчас чувствуем, что есть достаточно сильное сопротивление действующей власти. Предпринимаются попытки внести в него изменения, отложить сроки вступления в действие, признать его неконституционным и тому подобное.

Чтобы этот закон заработал, надо принять более 30 подзаконных актов, и мы сейчас настойчиво над этим работаем. В частности, уже направлены на согласование в министерства регламент работы комиссии по вопросам высшего корпуса госслужбы, порядок выбора четырех представителей гражданского общества в эту комиссию, а также общий порядок проведения конкурсов на госслужбу. 

"ДС" О создании фонда оплаты труда украинских чиновников говорят уже два года. Еврокомиссия согласилась предоставить нам 90 млн евро, если будут выполнены два условия: принят закон о госслужбе и утверждена стратегия реформы государственного управления. Закон принят. Почему до сих пор не утверждена стратегия?

Д.Б. Об этом надо спросить премьер-министра Арсения Яценюка и его протеже - министра Кабинета министров Анну Онищенко, которая лично отвечает за разработку стратегии реформы госуправления. Но пока правительство не может разработать стратегию, которая удовлетворила бы европейцев. У представителей Еврокомиссии очень скептическое отношение к документу, который разработали в Кабмине, к людям, которые этим занимаются. Но в ЕС понимают, что без реформы госуправления у Украины нет шансов на изменения.

Мы с коллегами-экспертами подсчитали: для того, чтобы привлечь на госслужбу действительно профессиональных, грамотных людей, необходимо в первый год 40 млн евро, во второй и последующий - от 70 до 100 млн евро.

Это не такие страшные деньги в масштабах страны, поверьте мне. Если бы наши народные депутаты в госбюджете не закладывали деньги на проведение "конкурсов полковых оркестров", поддержку санаториев и профилакториев госорганов и тому подобные "важные" расходы, то 40 млн евро нашлись бы. 

 А сейчас, когда существует четкая причинно-следственная связка "вы нам - стратегию, мы вам - деньги", наша украинская власть, похоже, избрала очень хитрый способ увильнуть. Оно демонстрирует неспособность написать стратегию, удовлетворяющую европейцев. Возникает ощущение, что власть не хочет брать деньги Евросоюза, ведь тогда придется ломать всю структуру, менять всех чиновников, платить новым госслужащим приличную зарплату. А это самая большая угроза для существующей коррумпированной системы госуправления. 

Если будет создан фонд оплаты труда чиновников, если в мае будет объявлен конкурс на госсекретарей, и на госслужбу придут люди, которые привыкли хорошо делать свою работу за достойную зарплату, это убьет старую систему.
 
"ДС" Вы могли бы прокомментировать Правила этического поведения государственных служащих, которые были утверждены постановлением КМУ от 11 февраля 2016 года № 65?

Д.Б. В этом "детище" Кабмина под руководством Арсения Яценюка есть интересный пункт 7. Главное достоинство украинского госслужащего - это лояльность, он должен "воздерживаться от каких-либо проявлений публичной критики деятельности государственных органов, их должностных лиц". То есть, госслужащие не имеют права критиковать свое начальство и нашу власть. Вот оно глубинное содержание этого этического кодекса. "Проевропейский политик" Арсений Петрович очень не любит, когда его критикуют, и вот теперь он решил еще одной бумажкой закрепить правило "не задавай вопросы, не перечь".