Дело Стуса. Станет ли Медведчук самым успешным кинопродюсером Украины
В конце мая этого года на Крещатике, в арке перед Лютеранским переулком появился транспарант "Слава великому Октябрю!" - здесь снимали сцену самосожжения бывшего воина УПА, общественного деятеля Василия Макухе, выступившего против коммунистической тоталитарной системы. Так начались съемки фильма "Птица души" об одном из самых выдающихся украинских поэтов ХХ в. Василии Стусе. По сюжету 30-летний Стус пытался спасти Василия Макуху.
Режиссер картины Роман Бровко тогда говорил: "Фигура Стуса - величественная и выдающаяся. Но для тех, кто интересуется поэзией, это понятно, и они придут в кинотеатры посмотреть фильм о нем. Наша же задача - расширить аудиторию до границ молодежной, привлечь тот народ, который что-то слышал, но не совсем в контексте. И если не будет зрелищной картинки, зритель, который будет в кинотеатре "Форсаж 9" или "Форсаж 10", или что там еще будет в то время, а рядом фильм "Стус", не пойдет на наше кино, невзирая ни на идеологию, ни на интересные-важные исторические факты". Так что зрителям пообещали: в феврале 2019-го они увидят настоящий детектив с элементами триллера.
Но премьера детектива внезапно состоялась в августе, причем фильм из разряда биографических резко переместился в разряд политических триллеров. А все благодаря серому кардиналу Виктору Медведчуку. В начале августа давняя соратница Медведчука Елена Маркосян заявила, что за 20 лет на Медведчука не смогли накопать никакого компромата, кроме того, что он был адвокатом Стуса и не смог защитить поэта. "Кто бы знал того Стуса, если бы не Медведчук", - заявила тогда Маркосян.
Слова ее, невзирая на оголтелый цинизм, оказались в определенном смысле пророческими: после скандала с исчезновением из фильма сцен с адвокатом Медведчуком о Стусе заговорили чуть ли не на всех информационных площадках страны.
История выглядит так: актер Геннадий Попенко на своей странице в Facebook написал, что по "звонку из администрации Медведчука" из картины вырезали сцену суда. На этом суде в октябре 1980-го адвокат Медведчук признал вину своего подсудимого - поэта обвиняли в том, что он совершил действия по изготовлению, хранению и распространению "с целью подрыва и ослабления советской власти вражеской литературы, порочащей советский государственный и общественный строй". Стус с самого начала отказывался от услуг Медведчука, требуя "международного адвоката, привлеченного при помощи организации "Международная амнистия" или "Пен-клуб" - он прекрасно понимал перспективы своего дела в советской Украине. Но Стусу в смене защитника отказали, как и отказали в праве защищать себя самостоятельно и даже в последнем слове адвокат Медведчук вину подзащитного признал, поэта осудили на 10 лет лагерей особого режима и пять лет ссылки. Фактически это был смертный приговор: до того Стус отбыл пять лет заключения в Мордовии и три года ссылки на Колыме. "Тогда шутили, что диссиденты бывают трех видов: до-сиденты, сиденты и от-сиденты - они же снова до-сиденты", - говорил коллега Стуса Виктор Овсиенко. Между освобождением и новым арестом Стуса прошло восемь месяцев, поэт был очень болен. Умер он в ночь на 4 сентября 1985 г. в исправительной колонии возле села Кучино Пермской области в карцере, объявив голодовку. Причина смерти до сих пор неизвестна. О смерти Стуса родственников известили с опозданием, тело похоронили на кладбище около колонии. Эксгумацию тела и перезахоронение произвели только в 1989-м, а в 1990-м еще советский суд отменил приговор о лагерях и ссылке, не найдя в действиях Василия Стуса состава преступления.
Споры о том, мог ли Медведчук повлиять на приговор суда, ведутся до сих пор. Сам он утверждает, что оправдываться в этом деле ему не за что: "Решение по таким делам принималось не в суде, а в партийных инстанциях и КГБ. Суд только официально утверждал оглашенный приговор".
Современные юристы утверждают, что у Медведчука
выступить в защиту Стуса, но тот, вопреки адвокатской этике, признал вину вместо подзащитного.
Словом, история, как и с гибелью Стуса, темная и неоднозначная. Но именно она стала камнем преткновения в новом фильме. Режиссер Бровко признал, что сцены суда из картины вырезали. Вот только версий, почему это случилось, озвучил сразу несколько.
Сперва речь шла о том, что они просто не помещаются из-за хронометража. После появилась предвыборная версия: мол, картина выйдет в разгар избирательной кампании и команда фильма "не хочет делать память о великом человеке инструментом политических влияний и аргументов". Как именно исторические факты, изложенные в учебниках, могут повлиять на ход избирательной кампании, осталось за кадром.
Потом появилась еще одна версия: якобы убрать из картины сцены суда авторов попросил сын Стуса Дмитрий. "Для семьи Стуса есть две болезненные темы - суда и отношений с художницей Аллой Горской, - заявил Бровко. - Обеих тем Дмитрий Стус попросил нас не касаться. Между Медведчуком и Стусом-младшим налажены отношения. У них были встречи и, возможно, попытки Виктора оправдать себя". После этого камни полетели в Дмитрия Стуса - ему припомнили и назначение директором Национального музея Тараса Шевченко при Януковиче, и визит к последнему на день рождения. Мол, у нас теперь двое предателей знаменитых отцов-диссидентов - Тарас Чорновил и Дмитрий Стус. Но сын писателя заявил, что со сценаристами картины встречался, однако ничего вырезать из картины не просил: "Для меня весь этот фильм, мягко говоря, смешной и неприемлемый. Но если хотят, пусть снимают".
В итоге, кто именно стал инициатором исчезновения Медведчука из картины, неизвестно. Но общественность уверена, что это сам глава "Украинского выбора" - выборы на носу, у него масштабный политический проект и лишние скандалы Медведчуку не нужны. Кто ж знал, что скандал разразится до выхода картины, а не после него. Поскольку в финансировании картины принимает участие государство ("Птица души" стала победителем питчингов Госкино и получит из бюджета около 20 млн грн - 50% бюджета), горячие головы сразу стали требовать у органов власти прекратить финансирование картины. Глава Госкино Филипп Ильенко, в свою очередь, заявил, что политическое давление на авторов картины неприемлемо. К тому же вносить изменения в ключевые сцены картины, которая получила госфинансирование, без согласования нельзя. Иначе все конкурсные отборы теряют смысл.
Скандал дошел до высших эшелонов власти: премьер-министр Владимир Гройсман отметил, что нельзя влиять на украинское кино и подменять историческую правду. "Я поручаю руководству Минкульта и Госкино в максимально сжатые сроки собрать авторов фильма и общественность, разобраться и сделать все возможное, чтобы в ленте история моего земляка - настоящего патриота и борца за свободу Украины Василия Стуса - была рассказана честно, правдиво, полностью и без искажений. Это - дело чести!" - написал премьер.
В итоге авторы фильма, не дожидаясь разбора полетов, пообещали, что Медведчука в картину вернут. "В ближайшее время сцена будет доснята, о чем мы сообщим медиа отдельным пресс-релизом", - заявила съемочная группа, отметив, что "недостаточно ответственно подошла к анализу ее значимости для общества" и готова "почтить общественный запрос".
Но на этом скандал не закончился. В игру вступил "Украинский выбор". "В случае выхода в прокат фильма "Стус" ("Птах душі") с недостоверной информацией о Викторе Медведчуке, я оставляю за собой право на соответствующие правовые действия, в том числе направленные на запрет через суд демонстрации подобного фильма", - такое заявление сделал адвокат Виктора Медведчука Игорь Кириленко. Серый кардинал Медведчук спустя пять лет после Майдана вновь стал одной из самых заметных фигур в украинском политикуме.
Но оставим политические амбиции кума Путина. Скандал с вырезанной сценой ярко свидетельствует об одном: у Медведчука так и не научились работать по-новому, предпочитая действовать по схеме "темников" - если информация нежелательна, ее нужно просто умолчать. Так сказать, тема неактуальная и освещать ее не надо. Правда, идеологи такого обкусывания "Птицы души" не учли одного факта: в Украине появилось какое-никакое гражданское общество. И привычные инструменты цензуры больше не действуют - в соцсетях особо не покомандуешь. В итоге все получилось с точностью до наоборот: теперь о причастности Медведчука к осуждению Стуса знают даже те, кто ни одного стиха поэта в глаза не видел. О том, почему украинцы мало знают о Стусе, которого литературоведы называют одним из самых выдающихся украинских литераторов ХХ в., отдельный разговор. Собственно, картина "Птица души" (так Стус назвал сборник написанных в тюрьме стихов, который не сохранился) и должна была рассказать широкой общественности о том, кто же такой Стус и почему Украина должна гордиться таким поэтом.
Следует признать: не начнись скандал вокруг сцены суда, о картине так и говорили бы лишь в среде историков да любителей литературы. Теперь же "Птица души" - один из самых резонансных кинопроектов. Недруги Медведчука утверждают, что все его проекты заканчиваются провалом. Зато как кинопродюсер, хоть и поневоле, Виктор Владимирович сработал отлично. Как там говорила Маркосян, "кто б знал того Стуса, если бы не Медведчук?"